Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить теоретические основы функционирования управляющей системы, проанализировать государственное управление как управляющую систему в Республике Беларусь и в зарубежных странах, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть теоретические основы функционирования управляющей системы, зарубежный опыт управляющего воздействия, осуществить анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1.Государственное управление как управляющая система……………5
1.1. Система государственного управления ……..………...………...5
1.2. Характеристика управляющей и управляемой систем………….9
1.3.Государственное управление как управляющая система в зарубежных странах………………………………………………….13
2.Анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь..………………………………………………...19
2.1.Государственная власть как управляющая система в Республике Беларусь….……………………………………………………...….....19
2.2.Республиканские органы как управляющая система в Республике Беларусь ………………………………..……………...28
3.Проблемы государственного управления в Республике Беларусь и пути их разрешения……………………………………………...……32
3.1. Проблемы и недостатки управляющей системы в Республике Беларусь ……………...…..……………………….…………………..32
3.2. Перспективное решение проблем управляющей системы и её дальнейшее развитие …….……………………………………...…...36
Заключение……………………………..………………………………..42
Список использованных источников…………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Особенности государственного управления как урпавляющей системы.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

Деятельность  постоянных комиссий по подготовке законопроектов осуществляется в 2 формах: во-первых, в форме разработки законопроектов по собственной инициативе или по поручению; во-вторых, в форме обсуждения законопроектов, внесённых на рассмотрение.

Компетенция Палаты представителей закреплена в статье 97 Конституции, в законе "О Верховном Совете Республики Беларусь", и в Регламенте Палаты представителей. Любой закон Республики Беларусь  не может быть изменён или отменён иначе, чем путём принятия нового закона или внесения изменений и дополнений в действующий.

Палата представителей:

1) рассматривает  по предложению Президента либо  по инициативе не менее 150 тыс.  граждан, обладающих избирательным  правом, проекты законов об изменении  и дополнении Конституции, о  толковании Конституции; 

2) рассматривает  проекты законов; 

3) назначает  выборы Президента;

4) дает согласие  Президенту на назначение Премьер-министра;

5) заслушивает  доклад Премьер-министра о программе  деятельности Правительства и  одобряет или отклоняет программу;  повторное отклонение Палатой  программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

6) рассматривает  по инициативе Премьер-министра  вопрос о доверии Правительству; 

7) по инициативе  не менее 1/3 от полного состава  Палаты выражает вотум недоверия  Правительству; вопрос об ответственности  Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

8) принимает  отставку Президента;

9) выдвигает  большинством голосов от полного  состава Палаты обвинение против  Президента в государственной  измене или ином тяжком преступлении; по решению Совета Республики принимает большинством не менее 2/3 голосов от полного состава решение сместить Президента с должности.

10) отменяет  распоряжения Председателя Палаты  представителей[13].

Совет Республики:

1) одобряет или отклоняет  принятые Палатой представителей проекты законов об изменении и дополнении Конституции; о толковании Конституции; проекты иных законов;

2) дает согласие на  назначение Президентом председателя  Конституционного суда, председателя  и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка;

3) избирает 6 судей Конституционного  суда;

4) избирает 6 членов Центральной  комиссии по выборам и проведению  республиканских референдумов;

5) отменяет решения местных  Советов депутатов, не соответствующие  законодательству;

6) принимает решение о  роспуске местного Совета депутатов  в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает выдвинутое  Палатой представителей обвинение  против Президента в государственной  измене или ином тяжком преступлении, принимает решение его расследовать. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение сместить Президента с должности;

8) рассматривает указы  Президента о введении чрезвычайного,  военного положения, полной или  частичной мобилизации и не позднее чем в 3-дневный срок принимает соответствующее решение[11].

Право законодательной инициативы в Республике Беларусь принадлежит  Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а  также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Любой закон по общему правилу сначала принимается Палатой представителей, а затем одобряется Советом Республики. Отвергнутый Советом Республики закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты.

При несогласии с текстом  закона Президент возвращает его  со своими возражениями в Палату представителей, которая должна повторно рассмотреть  закон в пределах 30 дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно в 20-дневный срок и принять таким же квалифицированным большинством. После преодоления таким образом возражений Президента закон подписывается им в 5-дневный срок.

Помимо Парламента законодательную  власть может осуществлять и Президент. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

В силу особой необходимости  Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может  издавать временные декреты, имеющие  силу закона. Если такие декреты  издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.

    1. Исполнительная власть.

Исполнительную  власть в Беларуси осуществляет Правительство - Совет министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей  деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом « О Совете Министров Республики Беларусь».

Правительство состоит из  Премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Премьер-министр назначается  Президентом Республики Беларусь с  согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит  Премьер-министр.

Премьер- министр:

1) осуществляет  непосредственное руководство деятельностью  Правительства и несет персональную  ответственность за его работу;

2) подписывает  постановления Правительства; 

3) в двухмесячный  срок после своего назначения  представляет Парламенту программу  деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

4) информирует  Президента об основных направлениях  деятельности Правительства и  о всех его важнейших решениях;

5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента. В соответствии со ст. 108 Конституции Республики Беларусь , Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения[8].

4.Судебная власть.

Согласно Закону от 13 января 1995 г. "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. К общим судам относятся: Верховный суд, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды . Система хозяйственных судов включает: Высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законом, - специализированных судов: по делам несовершеннолетних, по семейным делам, судов административных, земельных, налоговых и иных.

 Районный (городской)  суд рассматривает все гражданские,  уголовные и административные  дела, за исключением отнесенных  законом к компетенции иных  судов и состоит из председателя  суда, судей и судей по административным  делам и исполнительным производствам .

Областной, Минский  городской суды состоят из председателя, его заместителей, судей и действуют  в составе судебных коллегий и  президиума суда. Эти суды рассматривают (в пределах своих полномочий) дела в качестве суда первой инстанции, в  кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в применении законодательства; изучают и обобщают судебную практику.

Председатели  районного (городского), областного и Минского городского судов и их заместители назначаются Президентом Республики по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного суда сроком на 7 лет. Другие судьи указанных, а также военных судов, хозяйственных судов областей, городов и районов и специализированных судов назначаются Президентом Республики и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые.

Верховный суд  осуществляет правосудие и надзор за деятельностью общих судов Республики. Он состоит из председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей Верховного суда и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда; судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда; военной коллегии Верховного суда; судебной коллегии по патентным делам Верховного суда; Президиума Верховного суда; Пленума Верховного суда.

Верховный суд  рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора, по вновь  открывшимся обстоятельствам, а  также в качестве суда первой инстанции - в случаях, предусмотренных законом; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Судьи Верховного суда назначаются на должность Президентом Республики с согласия Совета Республики и исполняют свои обязанности бессрочно.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области  экономических отношений в целях  защиты прав и охраняемых законом  интересов юридических и физических лиц. Их организация и полномочия определены Законом "О хозяйственных судах в Республике Беларусь" от 9 декабря 1998 г. Согласно этому Закону (ст.2) единую систему хозяйственных судов составляют: Высший хозяйственный суд РБ; хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом РБ по представлению председателя Высшего хозяйственного суда РБ.

Высший хозяйственный суд РБ состоит из председателя Высшего хозяйственного суда, первого заместителя и заместителей председателя и других судей. Он действует в составе: Пленума Высшего хозяйственного суда РБ; Президиума Высшего хозяйственного суда РБ; коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов; судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

Судьи Высшего  хозяйственного суда назначаются Президентом  с согласия Совета Республики Национального  собрания и исполняют свои обязанности  бессрочно.

Важнейшим правоохранительным институтом в Беларуси остается прокуратура, на которую Конституция (ст.125) возлагает  надзор за точным и единообразным  исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором.

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля. Председателя Комитета назначает Президент.

Конституционный Суд Республики Беларусь, как и  специализированные органы конституционного контроля других стран, - это особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия (конституционного правосудия) и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти, обладающий полномочиями по проверке конституционности нормативных актов всех государственных органов. Правовое положение Конституционного Суда Республики Беларусь закреплено в  Конституции Республики Беларусь, что фиксирует принадлежность Конституционного Суда к судебной власти - самостоятельной ветви государственной власти.

Информация о работе Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике