Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить теоретические основы функционирования управляющей системы, проанализировать государственное управление как управляющую систему в Республике Беларусь и в зарубежных странах, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть теоретические основы функционирования управляющей системы, зарубежный опыт управляющего воздействия, осуществить анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1.Государственное управление как управляющая система……………5
1.1. Система государственного управления ……..………...………...5
1.2. Характеристика управляющей и управляемой систем………….9
1.3.Государственное управление как управляющая система в зарубежных странах………………………………………………….13
2.Анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь..………………………………………………...19
2.1.Государственная власть как управляющая система в Республике Беларусь….……………………………………………………...….....19
2.2.Республиканские органы как управляющая система в Республике Беларусь ………………………………..……………...28
3.Проблемы государственного управления в Республике Беларусь и пути их разрешения……………………………………………...……32
3.1. Проблемы и недостатки управляющей системы в Республике Беларусь ……………...…..……………………….…………………..32
3.2. Перспективное решение проблем управляющей системы и её дальнейшее развитие …….……………………………………...…...36
Заключение……………………………..………………………………..42
Список использованных источников…………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Особенности государственного управления как урпавляющей системы.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)
  • Сохранение закрытости и неподконтрольности власти, слияние власти и экономики.
  • Экономический упадок и политическая нестабильность.
  • Неразвитость и несовершенство законодательства.

Неразвитость  законодательства проявляется в  плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные  виды коррупции порождаются:

  • противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);
  • незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, "закрытых", плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;
  • отсутствием законодательного регулирования, процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции. Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.
  • неэффективностью институтов власти: громоздкость государственного аппарата, отсутствие современной системы отбора и продвижения государственных служащих.
  • слабостью гражданского общества, отрывом общества от власти.
  • неукорененностью демократических политических традиций.

 Неизбывность коррупции порождает подозрение в том, что она укоренена в государственном аппарате. Это подозрение находит свое подтверждение в наиболее общем и наиболее распространенном определении коррупции. Согласно ему коррупция – это "злоупотребление публичной властью в личных интересах".

Опасность коррупции  состоит также и в том, что  она выступает катализатором  организованной преступности. Злоупотребляя своими должностными полномочиями, работник органов власти или управления начинает состоять как бы на двух службах: официальной и в преступной организации. Симбиоз коррупции и организованной преступности представляет самую серьезную опасность для государства и общества.

Все это определяет необходимость формирования в обществе постоянно функционирующей действенной  системы ограничения коррупции. Решение этой проблемы предполагает осуществление комплекса мероприятий: разработки антикоррупционной программы; принятие соответствующих законодательных актов; глубокого и постоянного изучения причин, форм и методов коррупции, широкого международного сотрудничества, активной пропагандистской и образовательной деятельности[14].

3.2 Перспективное решение проблем управляющей системы и её дальнейшее развитие

 

Бюрократизм и  коррупция – универсальные проблемы, а точнее универсальные свойства любого государства, свойства, которые  потенциально, в определенных условиях социального бытия может привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование государства. Развивающиеся государства, несомненно, находятся именно в таких условиях. Существенное значение коррупции и бюрократизма для переходных стран заставляет с особым напряжением разрабатывать оптимальную стратегию спасения государства от этих проблем.

С 1 января 2006 года в Беларуси началась работа, цель которой - кардинально изменить порядок решения  вопросов, по которым люди обращаются в государственные структуры. Такую  задачу поставил 23 декабря 2005 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, принимая доклад о ходе выполнения поручений Главы государства по дебюрократизации работы государственных организаций.

Социологические исследования, проведенные Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, показывают, что данная инициатива находит широкую поддержку среди населения. На вопрос о необходимости принятия в республике нормативно-правового акта, призванного упорядочить получение тех или иных справок, большинство респондентов (74,3%) ответило: такой документ нужен. В поддержку принятия подобного законодательного акта высказываются более 93% руководителей, почти 80% служащих и свыше 78% предпринимателей.

Разумеется, бюрократизм и волокиту разовыми мероприятиями не искоренить. Для этого нужна последовательная, системная и целенаправленная работа. В этой связи перед соответствующими госструктурами поставлена задача создать систему работы с гражданами по принципу «одного окна», при которой не человек ходит по кругу за справками, а соответствующие инстанции и учреждения работают на него, предоставляя возможность получить весь перечень необходимых документов, придя всего два раза – заказать справки и забрать их[10].

Подобный опыт существует и в других странах. Вся необходимая информация заносится в единую компьютерную систему, благодаря чему налаживается учет и обеспечивается эффективный контроль за исполнением обращений граждан.

В особом внимании нуждаются граждане пожилого возраста, ветераны войны, инвалиды, пенсионеры, а также семьи, имеющие невысокий материальный достаток. Именно им, в первую очередь, необходимы бесплатная правовая помощь, консультации специалистов по жизненно важным проблемам. В связи с этим необходимо расширить объем бесплатной юридической помощи таким гражданам, шире практиковать бесплатные консультации специалистов, привлекая для этого не только работников нотариальных контор, адвокатуры, но и служащих государственных органов, министерств, судов, управления юстиции.

Следует продумать график работы таких учреждений, – он должен быть удобным как для пенсионеров, так и работающих граждан, с тем чтобы люди не отпрашивались со службы и не теряли драгоценное рабочее время.

Человек, пришедший  в юридическую консультацию, налоговую  инспекцию, нотариальную контору, отдел ЗАГСа и другие государственные учреждения, вправе рассчитывать, что его внимательно, с пониманием выслушают и помогут на профессиональном уровне решить его проблемы. К сожалению, так происходит не всегда. Нередко работники этих служб ведут себя грубо, проявляют равнодушие, не желают вникать в суть проблемы, с которой обратился посетитель, отказывают ему в простом человеческом участии, допускают формализм и необоснованную волокиту, что воспринимается людьми как унижение и негативно влияет на авторитет государственной власти в целом[10].

В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» от 27 декабря 2006 г. предполагается оптимизировать деятельность государственных органов и иных государственных организаций, а именно:

1. Считать состояние  работы с гражданами одним  из основных критериев оценки  деятельности государственных органов.  Руководителям государственных  органов обращать особое внимание  на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам. По каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;

2. Государственным органам,  их должностным лицам при принятии  решений, затрагивающих права  и законные интересы граждан,  неукоснительно соблюдать требования  законодательства, не допускать их произвольного толкования и «отсебятины» при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан;

3. Пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов, определив его в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений. Руководители государственных органов несут персональную ответственность за обеспечение указанного режима работы в возглавляемых государственных органах, а также в подчиненных организациях;

4. Не допускать наличия очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах. В случае систематического возникновения в государственном органе подобных  ситуаций, принимать безотлагательные меры по устранению этих явлений и порождающих их причин;

5. Внедрять в практику предварительную запись граждан на прием в государственные органы по телефону или с помощью электронных средств связи, а также карточки обслуживания граждан, в которых указываются время и место обслуживания, должность, фамилия и имя обслуживающего работника. При изменении согласованного порядка приема соответствующий государственный орган должен уведомить об этом гражданина;

6. Исключить случаи необоснованного вызова граждан в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, Комитета государственного контроля, налоговые, таможенные и иные государственные органы, их нахождения в указанных органах сверх установленного законодательными актами времени;

7. Расширить практику использования телефонных «горячих линий», регулярного проведения должностными лицами государственных органов выездных приемов граждан, встреч с населением по месту жительства и в коллективах работников.

8. Установить, что государственные средства массовой информации в трехдневный срок уведомляют государственные органы об опубликованных в соответствующих периодических изданиях либо о прозвучавших в программах теле- и радиоканалов материалах о невыполнении работниками таких органов требований законодательства по работе с гражданами. Руководители государственных органов обязаны в месячный срок рассмотреть такие материалы и принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, их порождающих, а также привлечь виновных в этом к ответственности;

9. Коллективные обращения 30 и более граждан в государственные органы по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (лиц), подлежат рассмотрению с выездом на место нахождения объекта, являющегося предметом обращения, если иное не вытекает из этого обращения;

10. Руководителям государственных органов уделять особое внимание соблюдению требований законодательства об административных процедурах. При обращении граждан в государственные органы за выдачей справок или других документов запрещается требовать от них документы, не предусмотренные законодательством об административных процедурах, за исключением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь №2  на  Министерство информации возлагается обязанность организовать постоянное освещение в средствах массовой информации принимаемых мер по совершенствованию работы с гражданами, дебюрократизации государственного аппарата. Прокуратуре Республики Беларусь в свою очередь поручено усилить надзор за соблюдением законодательства при принятии решений должностными лицами государственных органов, а также судебных решений по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, затрагивающих права и законные интересы граждан. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложен на Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля[7].

 Не менее серьезные меры в нашей стране предприняты в области борьбы с коррупцией.  Эта проблема представляет реальную угрозу демократическому развитию общества: подрывает принципы государственного управления, равенства всех перед законом и социальной справедливости. Именно поэтому в Республике Беларусь борьба с коррупцией носит бескомпромиссный и системный характер.

 На сегодняшний день ряд вопросов, связанных с предупреждением коррупции, урегулирован различными законодательными актами. Это Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь", Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 года "О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств", Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 года в редакции 2005 года "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем", Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи", Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2004 года № 136 "О доверительном управлении принадлежащими государственным служащим долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций", Указ Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 432 "О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях"[14].

Вместе с тем, действующим законодательством, в  том числе и Законом Республики Беларусь от 1997 года "О борьбе с  организованной преступностью и  коррупцией", не были охвачены все  вопросы предупреждения и организации работы по борьбе с этим социальным явлением. Поэтому 20 июля 2006 года принят Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" , направленный  на совершенствование законодательства о борьбе с коррупцией, приведение его в соответствие с принятыми Республикой Беларусь международными обязательствами в этой сфере. Так, Законом определены основные принципы борьбы с коррупцией, среди которых следует отметить такие как справедливость, гуманизм, неотвратимость ответственности и др.

Информация о работе Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике