Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель данной работы: изучить теоретические основы функционирования управляющей системы, проанализировать государственное управление как управляющую систему в Республике Беларусь и в зарубежных странах, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть теоретические основы функционирования управляющей системы, зарубежный опыт управляющего воздействия, осуществить анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.
Введение…………………………………………………………………..4
1.Государственное управление как управляющая система……………5
1.1. Система государственного управления ……..………...………...5
1.2. Характеристика управляющей и управляемой систем………….9
1.3.Государственное управление как управляющая система в зарубежных странах………………………………………………….13
2.Анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь..………………………………………………...19
2.1.Государственная власть как управляющая система в Республике Беларусь….……………………………………………………...….....19
2.2.Республиканские органы как управляющая система в Республике Беларусь ………………………………..……………...28
3.Проблемы государственного управления в Республике Беларусь и пути их разрешения……………………………………………...……32
3.1. Проблемы и недостатки управляющей системы в Республике Беларусь ……………...…..……………………….…………………..32
3.2. Перспективное решение проблем управляющей системы и её дальнейшее развитие …….……………………………………...…...36
Заключение……………………………..………………………………..42
Список использованных источников…………………………………..43
Неразвитость законодательства проявляется в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются:
Неизбывность коррупции порождает подозрение в том, что она укоренена в государственном аппарате. Это подозрение находит свое подтверждение в наиболее общем и наиболее распространенном определении коррупции. Согласно ему коррупция – это "злоупотребление публичной властью в личных интересах".
Опасность коррупции состоит также и в том, что она выступает катализатором организованной преступности. Злоупотребляя своими должностными полномочиями, работник органов власти или управления начинает состоять как бы на двух службах: официальной и в преступной организации. Симбиоз коррупции и организованной преступности представляет самую серьезную опасность для государства и общества.
Все это определяет
необходимость формирования в обществе
постоянно функционирующей
3.2 Перспективное решение проблем управляющей системы и её дальнейшее развитие
Бюрократизм и
коррупция – универсальные
С 1 января 2006 года в Беларуси началась работа, цель которой - кардинально изменить порядок решения вопросов, по которым люди обращаются в государственные структуры. Такую задачу поставил 23 декабря 2005 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, принимая доклад о ходе выполнения поручений Главы государства по дебюрократизации работы государственных организаций.
Социологические исследования, проведенные Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, показывают, что данная инициатива находит широкую поддержку среди населения. На вопрос о необходимости принятия в республике нормативно-правового акта, призванного упорядочить получение тех или иных справок, большинство респондентов (74,3%) ответило: такой документ нужен. В поддержку принятия подобного законодательного акта высказываются более 93% руководителей, почти 80% служащих и свыше 78% предпринимателей.
Разумеется, бюрократизм и волокиту разовыми мероприятиями не искоренить. Для этого нужна последовательная, системная и целенаправленная работа. В этой связи перед соответствующими госструктурами поставлена задача создать систему работы с гражданами по принципу «одного окна», при которой не человек ходит по кругу за справками, а соответствующие инстанции и учреждения работают на него, предоставляя возможность получить весь перечень необходимых документов, придя всего два раза – заказать справки и забрать их[10].
Подобный опыт существует и в других странах. Вся необходимая информация заносится в единую компьютерную систему, благодаря чему налаживается учет и обеспечивается эффективный контроль за исполнением обращений граждан.
В особом внимании нуждаются граждане пожилого возраста, ветераны войны, инвалиды, пенсионеры, а также семьи, имеющие невысокий материальный достаток. Именно им, в первую очередь, необходимы бесплатная правовая помощь, консультации специалистов по жизненно важным проблемам. В связи с этим необходимо расширить объем бесплатной юридической помощи таким гражданам, шире практиковать бесплатные консультации специалистов, привлекая для этого не только работников нотариальных контор, адвокатуры, но и служащих государственных органов, министерств, судов, управления юстиции.
Следует продумать график работы таких учреждений, – он должен быть удобным как для пенсионеров, так и работающих граждан, с тем чтобы люди не отпрашивались со службы и не теряли драгоценное рабочее время.
Человек, пришедший в юридическую консультацию, налоговую инспекцию, нотариальную контору, отдел ЗАГСа и другие государственные учреждения, вправе рассчитывать, что его внимательно, с пониманием выслушают и помогут на профессиональном уровне решить его проблемы. К сожалению, так происходит не всегда. Нередко работники этих служб ведут себя грубо, проявляют равнодушие, не желают вникать в суть проблемы, с которой обратился посетитель, отказывают ему в простом человеческом участии, допускают формализм и необоснованную волокиту, что воспринимается людьми как унижение и негативно влияет на авторитет государственной власти в целом[10].
В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» от 27 декабря 2006 г. предполагается оптимизировать деятельность государственных органов и иных государственных организаций, а именно:
1. Считать состояние
работы с гражданами одним
из основных критериев оценки
деятельности государственных
2. Государственным органам,
их должностным лицам при
3. Пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов, определив его в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений. Руководители государственных органов несут персональную ответственность за обеспечение указанного режима работы в возглавляемых государственных органах, а также в подчиненных организациях;
4. Не допускать наличия очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах. В случае систематического возникновения в государственном органе подобных ситуаций, принимать безотлагательные меры по устранению этих явлений и порождающих их причин;
5. Внедрять в практику предварительную запись граждан на прием в государственные органы по телефону или с помощью электронных средств связи, а также карточки обслуживания граждан, в которых указываются время и место обслуживания, должность, фамилия и имя обслуживающего работника. При изменении согласованного порядка приема соответствующий государственный орган должен уведомить об этом гражданина;
6. Исключить случаи необоснованного вызова граждан в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, Комитета государственного контроля, налоговые, таможенные и иные государственные органы, их нахождения в указанных органах сверх установленного законодательными актами времени;
7. Расширить практику использования телефонных «горячих линий», регулярного проведения должностными лицами государственных органов выездных приемов граждан, встреч с населением по месту жительства и в коллективах работников.
8. Установить, что государственные средства массовой информации в трехдневный срок уведомляют государственные органы об опубликованных в соответствующих периодических изданиях либо о прозвучавших в программах теле- и радиоканалов материалах о невыполнении работниками таких органов требований законодательства по работе с гражданами. Руководители государственных органов обязаны в месячный срок рассмотреть такие материалы и принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, их порождающих, а также привлечь виновных в этом к ответственности;
9. Коллективные обращения 30 и более граждан в государственные органы по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (лиц), подлежат рассмотрению с выездом на место нахождения объекта, являющегося предметом обращения, если иное не вытекает из этого обращения;
10. Руководителям государственных органов уделять особое внимание соблюдению требований законодательства об административных процедурах. При обращении граждан в государственные органы за выдачей справок или других документов запрещается требовать от них документы, не предусмотренные законодательством об административных процедурах, за исключением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь №2 на Министерство информации возлагается обязанность организовать постоянное освещение в средствах массовой информации принимаемых мер по совершенствованию работы с гражданами, дебюрократизации государственного аппарата. Прокуратуре Республики Беларусь в свою очередь поручено усилить надзор за соблюдением законодательства при принятии решений должностными лицами государственных органов, а также судебных решений по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, затрагивающих права и законные интересы граждан. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложен на Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля[7].
Не менее серьезные меры в нашей стране предприняты в области борьбы с коррупцией. Эта проблема представляет реальную угрозу демократическому развитию общества: подрывает принципы государственного управления, равенства всех перед законом и социальной справедливости. Именно поэтому в Республике Беларусь борьба с коррупцией носит бескомпромиссный и системный характер.
На сегодняшний день ряд вопросов, связанных с предупреждением коррупции, урегулирован различными законодательными актами. Это Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь", Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 года "О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств", Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 года в редакции 2005 года "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем", Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи", Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2004 года № 136 "О доверительном управлении принадлежащими государственным служащим долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций", Указ Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 432 "О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях"[14].
Вместе с тем, действующим законодательством, в том числе и Законом Республики Беларусь от 1997 года "О борьбе с организованной преступностью и коррупцией", не были охвачены все вопросы предупреждения и организации работы по борьбе с этим социальным явлением. Поэтому 20 июля 2006 года принят Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" , направленный на совершенствование законодательства о борьбе с коррупцией, приведение его в соответствие с принятыми Республикой Беларусь международными обязательствами в этой сфере. Так, Законом определены основные принципы борьбы с коррупцией, среди которых следует отметить такие как справедливость, гуманизм, неотвратимость ответственности и др.