Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель данной работы: изучить теоретические основы функционирования управляющей системы, проанализировать государственное управление как управляющую систему в Республике Беларусь и в зарубежных странах, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть теоретические основы функционирования управляющей системы, зарубежный опыт управляющего воздействия, осуществить анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.
Введение…………………………………………………………………..4
1.Государственное управление как управляющая система……………5
1.1. Система государственного управления ……..………...………...5
1.2. Характеристика управляющей и управляемой систем………….9
1.3.Государственное управление как управляющая система в зарубежных странах………………………………………………….13
2.Анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь..………………………………………………...19
2.1.Государственная власть как управляющая система в Республике Беларусь….……………………………………………………...….....19
2.2.Республиканские органы как управляющая система в Республике Беларусь ………………………………..……………...28
3.Проблемы государственного управления в Республике Беларусь и пути их разрешения……………………………………………...……32
3.1. Проблемы и недостатки управляющей системы в Республике Беларусь ……………...…..……………………….…………………..32
3.2. Перспективное решение проблем управляющей системы и её дальнейшее развитие …….……………………………………...…...36
Заключение……………………………..………………………………..42
Список использованных источников…………………………………..43
Также определена система мер по борьбе с коррупцией, среди которых такие меры, как:
- установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц;
- обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;
- совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством, и другие меры[14].
Коррупцию нельзя искоренить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Основное внимание должно уделяться созданию механизмов предупреждения коррупционных проявлений во всех сферах жизни общества.
Для этого необходимо:
•обеспечение
четкой правовой регламентации
деятельности органов
•совершенствование налогового законодательства;
•повышение нравственного, материального и культурного уровня населения, делая акцент на воспитании правового и гражданского сознания (особая роль здесь отводится средствам массовой информации, которые должны широко пропагандировать антикоррупционную политику государства).
Противодействие коррупции должно проводиться комплексно, всесторонне, с постоянным пересмотром способов борьбы с этой проблемой, чтобы выявить и отказаться от неэффективных мер и заменить их на более действенные.
Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы основными целями совершенствования системы управления в 2006 – 2010 годах должны стать создание системы управления экономикой, адекватной решаемым в прогнозируемом периоде задачам социально-экономического развития экономики, повышение ее эффективности, оптимизация организационных структур, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях, во всех звеньях в государственном и негосударственном секторах экономики. Для их достижения потребуется реализация следующих задач:
- оптимизация системы республиканских органов государственного управления и их организационных структур на основе внедрения общегосударственного классификатора видов экономической деятельности; исключения дублирования функций; упразднения излишних звеньев и перераспределения полномочий; обеспечения сбалансированности полномочий и ответственности; отделения функций государственного управления и регулирования от управления субъектами хозяйствования; минимизации расходов на содержание государственного аппарата;
-повышение эффективности управления государственной собственностью;
-поиск новых и совершенствование установленных организационных форм управления на уровне юридических лиц и их объединений;
-повышение роли экономических методов управления;
-оптимизация ресурсного обеспечения государственного управления, в том числе на основе внедрения современных информационных технологий;
- приведение кадрового потенциала в соответствие с требованиями по обеспечению эффективности государственного управления экономикой;
-обеспечение прозрачности системы государственного управления и эффективного взаимодействия со структурами гражданского общества;
-повышение качества и доступности услуг, оказываемых органами государственного управления юридическим и физическим лицам, дебюрократизация.
Совершенствование системы
республиканских органов
1.обеспечение реализации приоритетных направлений социально-экономического развития, качественно новых задач и функций государства;
2.адаптация организационных структур и функций государственного управления к условиям внешнеэкономического развития с учетом возрастающего взаимодействия национальной и мировой экономики, перспективы создания Союзного государства;
3.разделение властных полномочий (государственное управление, регулирование, надзор и контроль) и функций управления хозяйственной деятельностью;
4.рациональное сочетание форм и методов прямого и косвенного государственного управления и регулирования, ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования.
Реализация задач по
совершенствованию системы
Особая роль в повышении эффективности управления экономикой в прогнозируемом периоде будет отведена применению новых информационных технологий. Одной из важнейших задач в этой области должно стать формирование единой национальной информационной сети, объединяющей локальные сети государственных органов всех уровней и звеньев[15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное управление функционирует не в виде отдельных элементов, а как единое, взаимосвязанное их образование, т.е. системно. Оно является социальной системой со всеми присущими этому виду свойствами.
Системный подход к изучению государственного управления позволяет осмыслить его как функционирование нескольких сложных систем, среди которых:
2)система управляемая - общество в целом и его компоненты, подверженные государственному воздействию как объекты управления;
3)система взаимодействия (коммуникативная система)- различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и др.
Управление
обществом предполагает наличие
у управляющей системы
Таким образом, субъект государственного управления (управляющая система) - особые группы людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями, и действующие от имени государственных институтов, общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Процесс государственного управления представляет собой сознательное воздействие институтов публичной власти на деятельность общества, его отдельных групп, в котором происходят борьба и согласование разнородных социальных интересов в соответствии с общегосударственными целями и нормами.
К особенностям управляющей системы можно отнести четкое структурное обособление как в плане разграничения управляющих систем между собой, так и в плане организационного обособления одного элемента от другого внутри системы, специфическое размещение составляющих систему элементов — размещение их по вертикали как единственный способ построения «организационной структуры», иерархичность системы, от которой зависит характер связей между элементами системы, обусловленный взаимодействием связей субординации и координации, определенная степень самостоятельности элементов системы как следствие соединения в каждом из них одновременно свойств управляющей и управляемой системы, обеспечивающего эффективную реализацию задач элемента в рамках общих целей данной управляющей системы, сознательное использование различных комплексов средств активного воздействия на среду со стороны системы в целом и ее элементов в отдельности. Для управляющей системы вообще характерна достаточно ясно выраженная целенаправленная деятельность людей.
В качестве управляющей системы, которая осуществляет управленческое воздействие в Республике Беларусь выступает государственную власть. Система органов государственной власти страны включает в себя Президента Республики Беларусь (Глава государства), Парламент (Национальное собрание: Совет Республики и Палата представителей), Правительство (Совет Министров), суды, прокуратуру, Комитет государственного контроля, органы местного управления.
В нашей стране существует ряд проблем, связанных с государственным управлением, которые мешают и тормозят нормальное социально-экономическое развитие страны. К ним можно отнести отдельные негативные факты проявления бюрократизма в деятельности государственного аппарата, а также проблема коррупции, которая разрастается быстрыми темпами в нашей стране, и которая затронула все сферы жизнедеятельности белорусского общества.
Для их разрешения потребуется реализация таких задач, как оптимизация системы республиканских органов государственного управления и их организационных структур на основе внедрения общегосударственного классификатора видов экономической деятельности; исключения дублирования функций; упразднения излишних звеньев и перераспределения полномочий; обеспечения сбалансированности полномочий и ответственности; отделения функций государственного управления и регулирования от управления субъектами хозяйствования; минимизации расходов на содержание государственного аппарата; повышение эффективности управления государственной собственностью; поиск новых и совершенствование установленных организационных форм управления на уровне юридических лиц и их объединений; повышение роли экономических методов управления и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова Н.Б. , Захарова Л.М., Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления: курс лекций. 3-е изд., доп. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. 231 с.
2. Антонова Н.Б. , Захарова Л.М., Вечер Л.С. Организационная структура государственного управления.: курс лекций /– Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Изд.2-е, дополн. – М.: Омега-Л, 2004.
4. Гейзлер П.С.
Основы государственного
5. Глава государства
[Электрон. ресурс].Официальный интернет-
6. Государственное управление: междисциплинарный учебник / М.Г. Анакин , Е.В. Волкова, Н.В. Высоцкая и др.; Под общ. ред. В.А. Козбаненко.М.: Статут, 2000. 911 с.
7. Директива Президента Республики Беларусь№ 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» от 27 декабря 2006 г.
8. Закон Республики Беларусь "О Совете Министров Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями). - Мн.: 2006.
9. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. 448 с.
10. Кириленко И. Я волком бы выгрыз бюрократизм.// Сов.Белоруссия. 2008. 19 ноября. С.3.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года ( с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2006. 48 с.
12. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственные и муниципальные финансы», «Юриспруденция», «Политология»/ Р.Т. Мухаев.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.—575с.
13. Порядок образования Палаты Представителей.[Электрон. ресурс]. Официальный интернет-портал Парламента Республики Беларусь. Режим доступа: http://house.gov.by
14. Природа коррупции
и противодействие ей в
15. Программа
социально-экономического
16. Рой О.М.
Система государственного и
17. Чиркин В.Е. Государственное управление: элементарный курс. М.: Юристь, 2003. 318с.