Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить теоретические основы функционирования управляющей системы, проанализировать государственное управление как управляющую систему в Республике Беларусь и в зарубежных странах, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть теоретические основы функционирования управляющей системы, зарубежный опыт управляющего воздействия, осуществить анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1.Государственное управление как управляющая система……………5
1.1. Система государственного управления ……..………...………...5
1.2. Характеристика управляющей и управляемой систем………….9
1.3.Государственное управление как управляющая система в зарубежных странах………………………………………………….13
2.Анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь..………………………………………………...19
2.1.Государственная власть как управляющая система в Республике Беларусь….……………………………………………………...….....19
2.2.Республиканские органы как управляющая система в Республике Беларусь ………………………………..……………...28
3.Проблемы государственного управления в Республике Беларусь и пути их разрешения……………………………………………...……32
3.1. Проблемы и недостатки управляющей системы в Республике Беларусь ……………...…..……………………….…………………..32
3.2. Перспективное решение проблем управляющей системы и её дальнейшее развитие …….……………………………………...…...36
Заключение……………………………..………………………………..42
Список использованных источников…………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Особенности государственного управления как урпавляющей системы.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

 Также определена система мер по борьбе с коррупцией, среди которых такие меры, как:

- установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц;

- обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;

- совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством, и другие меры[14].

Коррупцию нельзя искоренить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Основное внимание должно уделяться созданию механизмов предупреждения коррупционных проявлений во всех сферах жизни общества.

Для этого необходимо:

 •обеспечение  четкой правовой регламентации  деятельности органов государственной  власти, законности и гласности  такой деятельности, государственного  и общественного контроля за  ней;                -

•совершенствование  налогового законодательства;

•повышение  нравственного, материального и  культурного уровня населения, делая акцент на воспитании правового и гражданского сознания (особая роль здесь отводится средствам массовой информации, которые должны широко пропагандировать антикоррупционную политику государства).

Противодействие коррупции должно проводиться комплексно, всесторонне, с постоянным пересмотром способов борьбы с этой проблемой, чтобы выявить и отказаться от неэффективных мер и заменить их на более действенные.

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006  –  2010 годы основными целями совершенствования системы управления в 2006 – 2010 годах должны стать создание системы управления экономикой, адекватной решаемым в прогнозируемом периоде задачам социально-экономического развития экономики, повышение ее эффективности, оптимизация организационных структур, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях, во всех звеньях в государственном и негосударственном секторах экономики. Для их достижения потребуется реализация следующих задач:

- оптимизация системы республиканских органов государственного управления и их организационных структур на основе внедрения общегосударственного классификатора видов экономической деятельности; исключения дублирования функций; упразднения излишних звеньев и перераспределения полномочий; обеспечения сбалансированности полномочий и ответственности; отделения функций государственного управления и регулирования от управления субъектами хозяйствования; минимизации расходов на содержание государственного аппарата;

-повышение эффективности управления государственной собственностью;

-поиск новых и совершенствование установленных организационных форм управления на уровне юридических лиц и их объединений;

-повышение роли экономических методов управления;

-оптимизация ресурсного обеспечения государственного управления, в том числе на основе внедрения современных информационных технологий;

- приведение кадрового потенциала в соответствие с требованиями по обеспечению эффективности государственного управления экономикой;

-обеспечение прозрачности системы государственного управления и эффективного взаимодействия со структурами гражданского общества;

-повышение качества и доступности услуг, оказываемых органами государственного управления юридическим и физическим лицам, дебюрократизация.

Совершенствование системы  республиканских органов государственного управления будет осуществляться с учетом следующих основных подходов и принципов:

1.обеспечение реализации приоритетных направлений социально-экономического развития, качественно новых задач и функций государства;

2.адаптация организационных структур и функций государственного управления к условиям внешнеэкономического развития с учетом возрастающего взаимодействия национальной и мировой экономики, перспективы создания Союзного государства;

3.разделение властных полномочий (государственное управление, регулирование, надзор и контроль) и функций управления хозяйственной деятельностью;

4.рациональное сочетание форм и методов прямого и косвенного государственного управления и регулирования, ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования.

Реализация задач по совершенствованию системы государственного управления экономикой потребует принятия мер по оптимизации количества и деятельности межведомственных комиссий, советов и рабочих групп с учетом необходимости принятия межведомственных коллегиальных решений по вопросам, находящимся ”на стыке“ компетенции отдельных государственных органов.

Особая роль в повышении эффективности управления экономикой в прогнозируемом периоде будет отведена применению новых информационных технологий. Одной из важнейших задач в этой области должно стать формирование единой национальной информационной сети, объединяющей локальные сети государственных органов всех уровней и звеньев[15].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное управление функционирует не в виде отдельных элементов, а как единое, взаимосвязанное их образование, т.е. системно. Оно является социальной системой со всеми присущими этому виду свойствами.

Системный подход к изучению государственного управления позволяет осмыслить его как функционирование нескольких сложных систем, среди которых:

  1. система управляющая -государство как определяющий субъект управления;

 2)система управляемая - общество в целом и его компоненты, подверженные государственному воздействию как объекты управления;

 3)система взаимодействия (коммуникативная система)- различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и др.

Управление  обществом предполагает наличие  у управляющей системы возможности, средств тем или иным способом воздействовать на объект, осуществляя  при этом целенаправленный выбор  воздействий. Все управляющие системы имеют сходную структуру, характеризующуюся наличием двух каналов связей между субъектом управления и объектом управления: канал прямой связи для передачи управляющего воздействия и канал обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объекта.

Таким образом, субъект государственного управления (управляющая система) - особые группы людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями, и действующие от имени государственных институтов, общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Процесс государственного управления представляет собой сознательное воздействие институтов публичной власти на деятельность общества, его отдельных групп, в котором происходят борьба и согласование разнородных социальных интересов в соответствии с общегосударственными целями и нормами.

К особенностям управляющей системы можно отнести четкое структурное обособление как в плане разграничения управляющих систем между собой, так и в плане организационного обособления одного элемента от другого внутри системы, специфическое размещение составляющих систему элементов — размещение их по  вертикали  как  единственный  способ  построения «организационной структуры», иерархичность системы, от которой зависит характер связей между элементами системы, обусловленный взаимодействием связей субординации и координации, определенная степень  самостоятельности  элементов  системы как следствие соединения в каждом из них одновременно свойств управляющей и управляемой системы, обеспечивающего эффективную реализацию задач элемента в рамках общих целей данной управляющей системы, сознательное использование различных комплексов средств активного воздействия на среду со стороны системы в целом и ее элементов в отдельности. Для управляющей системы вообще характерна достаточно ясно выраженная целенаправленная деятельность людей.

В качестве управляющей  системы, которая осуществляет управленческое воздействие в Республике Беларусь выступает государственную власть. Система органов государственной власти страны включает в себя Президента Республики Беларусь (Глава государства), Парламент (Национальное собрание: Совет Республики и Палата представителей), Правительство (Совет Министров), суды, прокуратуру, Комитет государственного контроля, органы местного управления.

В нашей стране существует ряд проблем, связанных с государственным управлением, которые мешают и тормозят нормальное социально-экономическое развитие страны. К ним можно отнести отдельные негативные факты проявления бюрократизма в деятельности государственного аппарата, а также проблема коррупции, которая разрастается быстрыми темпами в нашей стране, и которая затронула все сферы жизнедеятельности белорусского общества.

Для их разрешения потребуется реализация таких задач, как оптимизация системы республиканских органов государственного управления и их организационных структур на основе внедрения общегосударственного классификатора видов экономической деятельности; исключения дублирования функций; упразднения излишних звеньев и перераспределения полномочий; обеспечения сбалансированности полномочий и ответственности; отделения функций государственного управления и регулирования от управления субъектами хозяйствования; минимизации расходов на содержание государственного аппарата; повышение эффективности управления государственной собственностью; поиск новых и совершенствование установленных организационных форм управления на уровне юридических лиц и их объединений; повышение роли экономических методов управления и др.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Антонова Н.Б. , Захарова Л.М., Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления: курс лекций. 3-е изд., доп.  Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. 231 с.

        2. Антонова Н.Б. , Захарова Л.М., Вечер Л.С. Организационная структура государственного управления.: курс лекций /– Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Изд.2-е, дополн. – М.: Омега-Л, 2004.

4. Гейзлер П.С.  Основы государственного управления  — Мн.:2004.,140с.

5. Глава государства  [Электрон. ресурс].Официальный интернет-портал  Пезидента Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.president.gov.by

6. Государственное  управление: междисциплинарный учебник / М.Г. Анакин , Е.В. Волкова, Н.В.  Высоцкая и др.; Под общ. ред. В.А. Козбаненко.М.: Статут, 2000. 911 с.

7. Директива Президента  Республики Беларусь№ 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» от 27 декабря 2006 г.

8. Закон Республики  Беларусь "О Совете Министров  Республики Беларусь" (с изменениями  и дополнениями). - Мн.: 2006.

9. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории  государственного управления. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2000.  448 с.

10. Кириленко  И. Я волком бы выгрыз бюрократизм.// Сов.Белоруссия. 2008. 19 ноября. С.3.

11. Конституция  Республики Беларусь 1994 года ( с изменениями  и дополнениями, принятыми на  республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2006. 48 с.

12. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственные и муниципальные финансы», «Юриспруденция», «Политология»/ Р.Т. Мухаев.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.—575с.

13. Порядок образования Палаты Представителей.[Электрон. ресурс]. Официальный интернет-портал Парламента Республики Беларусь. Режим доступа: http://house.gov.by

14. Природа коррупции  и противодействие ей в Республике  Беларусь [Электрон. ресурс].Сайт Национального  центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.ncpi.gov.by

15. Программа  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2006-2010. Мн.:2006, 176 с.

16. Рой О.М.  Система государственного и муниципального  управления. 2-е изд. СПб.:Питер, 2005. 336с.

17. Чиркин  В.Е.  Государственное управление: элементарный  курс. М.: Юристь, 2003. 318с.

 


Информация о работе Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике