Особенности развития малого предпринимательства и его поддержки в Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

В столице функционирует 388 тысяч малых и средних предприятий (МСП). Они обеспечивают существенный вклад в экономику столицы – создают миллионы рабочих мест и вносят существенный вклад в создание валового регионального продукта.
Малый бизнес решает несколько важных социальных задач, например, создает рабочие места. Практически в каждой московской семье есть работники малых и средних предприятий.
Кроме того, товары и услуги МСП создают комфортные условия для жителей города. Особое значение экономики имеет тот факт, что именно в небольших компаниях эффективнее всего развиваются инновационные технологии.

Содержание

Введение…………………………………….…………………………………3
Теоретические основы регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства ……………………...……………………………….4
1.1. Понятие малого предпринимательства………………………………..4
1.2. Критерии малого предпринимательства………………………………5
1.3. Регулирование малого предпринимательства......……………...…….7
Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства органами государственной власти (на примере г. Москвы) …..…………………13
2.1. Финансовая поддержка………………………………………………….18
2.2. Имущественная поддержка……………………………………………..19
2.3. Образовательная поддержка……………………………………………20
Предложения по улучшению развития среднего и малого предпринимательства...................................................................................23
Заключение......................................................

Работа состоит из  1 файл

Цветкова курсовая.docx

— 65.49 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Государственный университет управления» 

 

 

Институт инновационного управления экономикой

Кафедра государственного регулирования  национальной экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

 

«Государственная политика в сфере малого предпринимательства»

 

 

 

на тему:

«Особенности развития малого предпринимательства и его поддержки в Москве»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 6 курса очно-заочной

формы обучения     ____________  Н.Ю. Цветкова

(роспись)   

 

Принял:

Доцент      _____________     А.М. Иванов

(роспись)

 

 

 

Москва, 2012

 

Содержание……………………………………………………………………2

Введение…………………………………….…………………………………3

  1. Теоретические основы регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства ……………………...……………………………….4

1.1. Понятие малого предпринимательства………………………………..4

1.2. Критерии малого предпринимательства………………………………5

1.3. Регулирование малого предпринимательства......……………...…….7

  1. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства органами государственной власти (на примере г. Москвы) …..…………………13

2.1. Финансовая поддержка………………………………………………….18

2.2. Имущественная поддержка……………………………………………..19

2.3. Образовательная поддержка……………………………………………20

  1. Предложения по улучшению развития среднего и малого предпринимательства...................................................................................23

Заключение......................................................................................................26

Список литературы........................................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В столице функционирует 388 тысяч малых и средних предприятий (МСП). Они обеспечивают существенный  вклад в экономику столицы – создают миллионы рабочих мест и вносят существенный вклад в создание валового регионального продукта.

Малый бизнес решает несколько  важных социальных задач, например, создает рабочие места. Практически в каждой московской семье есть работники малых и средних предприятий.

Кроме того, товары и услуги МСП создают комфортные условия для жителей города. Особое значение экономики имеет тот факт, что именно в небольших компаниях эффективнее всего развиваются инновационные технологии.

Итак, актуальность выбранной мной темы состоит в том, что деятельность малых предприятий является важным фактором повышения гибкости экономики страны в целом. Уровень развития малого предпринимательства свидетельствует о способности страны приспосабливаться к изменяющиеся экономической обстановке.

Цель курсовой работы заключается в углублении теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, приобретении практических навыков исследования проблемы, связанной с развитием МСП в Москве в условиях национальной экономики, анализе действенности различных форм его поддержки.

Задачи курсовой работы – определить значение МСП в социально-экономическом развитии страны, особенности его развития и поддержки в Москве, рассмотреть правовые основы в области малого предпринимательства.

 

 

 

 

1. Теоретические основы регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства

1.1. Понятие малого предпринимательства

Выяснению сущности предпринимательства  и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства  усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские  организации. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина.

По мнению американских ученых, предпринимательство — это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство — это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как динамизм, инициатива, смелость, и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого — постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

По мнению американского ученого  Р.С. Ронстадта, предпринимательство — это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым; главное, чтобы предприниматель сумел придать им новые качества, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства. В свою очередь, известные американские ученые Р. Хизрич и М. Питере в своей книге «Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха» дают, как они считают, наиболее емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Р. Хизрич дает одно из самых кратких определений сущности предпринимательства – это процесс создания чего-то нового, обладающего стоимостью. Американский ученый А. Шапиро пишет, что практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать. В этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы.

Определенный интерес вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А.В. Бусыгина на сущностные понятия, характеризующие  предпринимательство, под которыми он понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой  активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. А.В. Бусыгин  считает, что предпринимательство  есть искусство ведения деловой активности, прежде всего мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.

1.2. Критерии малого предпринимательства

В мире существует множество  критериев, согласно которым предприятие  признается субъектом малого предпринимательства. В разных странах мира эти критерии различны, однако имеют в основном общие черты. Например, в Евросоюзе   существует такая классификация предприятий: к микропредприятиям относятся предприятия с числом работающих не более 9 человек, к малым – 10-49 человек, к средним – с числом работающих 50-249 человек. Также для отнесения к этим категориям для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро.

Согласно ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14.06.1995г. №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися  субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих уровней:

- в промышленности, строительстве,  на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве  и научно-технической сфере –  60 человек;

- в оптовой торговле  – 50 человек;

- в розничной торговле, бытовом обслуживании населения  – 30 человек;

- в остальных отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50 человек.

В Российской Федерации на ряду с вышеуказанным Федеральным законом действует Закон г. Москвы «Об основах малого предпринимательства», в соответствии с которым малым предпринимательством являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

    • район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области (т.е. не должны иметь филиалы за пределами Московской области);
    • эти предприятия не должны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж,  брокерских и дилерских контор и иных кредитно- финансовых организаций;
    • среднесписочная численность работников должна быть:

- в промышленности и  строительстве – не более 100 человек;

- в других сферах материального  производства – не более 100 человек;

- в отраслях непроизводственной  сферы – не более 60 человек.

Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства  должны быть внесены в Реестр малого предпринимательства, который включает в себя комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства  с просьбой о внесении их в реестр или оказания им той или иной помощи, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениям, принятым по их заявлениям. Ведение реестра осуществляется в соответствии с Положением о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы, утвержденным распоряжением Мэра Москвы от 07.05.1997г. № 367-РМ, держателем реестра является Департамент  поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы.

1.3. Регулирование малого предпринимательства

Участие государства  в предпринимательской деятельности. Государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Достигается это несколькими способами, важнейшие из которых можно представить следующим образом:

1. Создание и защита правовой основы рыночного хозяйства. В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, которые регламентируют права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Сюда же относится поддержание неимущих слоев населения с тем, чтобы гарантировать социальную стабильность (установление минимального размера заработной платы, изъятие части средств предприятий для финансирования социально-значимых программ). Особенно важно в данной функции поддержание здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов и недопущение монополизации рынков.

2. Экономическое регулирование. Государство осуществляет фискальную и кредитно-денежную политику для поддержания темпов роста или, наоборот, их ускорения для выхода из кризиса. Суть этой политики сводится к стимулированию спроса и предложения, а также регулировании объема денежной массы, что, в свою очередь оказывает влияние на цены. Формы проявления политики экономического регулирования более чем многообразны, однако важно то, что подобное регулирование способствует стабилизации на рынке и тем самым помогает предприятиям бороться с рыночными кризисами.

3. Прямое участие в хозяйственной жизни. Государство создает предприятия либо скупает акции (доли, паи) существующих предприятий, становясь одним из крупнейших инвесторов на рынке. Масштабы подобной экономической деятельности настолько велики, что каждому отдельно взятому предприятию приходится считаться с подобным конкурентом.

Формы и механизмы  воздействия со стороны государства  на развитие малого предпринимательства. Прямое вмешательство. Одним из основных способов является размещением государством ресурсов в предприятия либо оказание инвестиционной поддержки потенциальным субъектам рыночных отношений. Как правило, размещение ресурсов осуществляется на конкурсной основе, что позволяет, во-первых, должным образом разместить непосредственно государственные средства, во-вторых, привлечь средства других инвесторов - отечественных и иностранных. Другими целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются повышение инвестиционной активности, рост общеэкономической и коммерческой эффективности инвестиций по всем видам собственности, включая государственную, сокращение продолжительности строительства предприятий и сооружений. Порядок конкурсного размещения централизованных ресурсов по инвестиционным проектам определяет этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.

Информация о работе Особенности развития малого предпринимательства и его поддержки в Москве