Особенности развития малого предпринимательства и его поддержки в Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

В столице функционирует 388 тысяч малых и средних предприятий (МСП). Они обеспечивают существенный вклад в экономику столицы – создают миллионы рабочих мест и вносят существенный вклад в создание валового регионального продукта.
Малый бизнес решает несколько важных социальных задач, например, создает рабочие места. Практически в каждой московской семье есть работники малых и средних предприятий.
Кроме того, товары и услуги МСП создают комфортные условия для жителей города. Особое значение экономики имеет тот факт, что именно в небольших компаниях эффективнее всего развиваются инновационные технологии.

Содержание

Введение…………………………………….…………………………………3
Теоретические основы регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства ……………………...……………………………….4
1.1. Понятие малого предпринимательства………………………………..4
1.2. Критерии малого предпринимательства………………………………5
1.3. Регулирование малого предпринимательства......……………...…….7
Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства органами государственной власти (на примере г. Москвы) …..…………………13
2.1. Финансовая поддержка………………………………………………….18
2.2. Имущественная поддержка……………………………………………..19
2.3. Образовательная поддержка……………………………………………20
Предложения по улучшению развития среднего и малого предпринимательства...................................................................................23
Заключение......................................................

Работа состоит из  1 файл

Цветкова курсовая.docx

— 65.49 Кб (Скачать документ)

В случае участия в реализации проекта нескольких инвесторов в  конкурсе участвует единое предприятие, которое должно иметь оформленные  в установленном порядке уставные документы и самостоятельный  баланс. При этом государственная  поддержка может предоставляться  указанному претенденту только после  внесения в уставный капитал средств всеми учредителями. Размер собственных средств претендента в денежной форме не может быть меньше суммы запрашиваемой государственной поддержки. При наличии нескольких альтернативных проектов, обеспечивающих достижение разными средствами одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным конкурсам или - по согласованию с ней - отраслевые органы управления организуют экспертизу, в результате которой определяется наиболее перспективный вариант. Требования, предъявляемые ко всем участникам конкурса, являются тождественными. Принятый подход обеспечивает выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, соответствует принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса.

Для коммерческих проектов, конкурс по которым проводится согласно предложениям частных инвесторов, обязательными  условиями являются:

    • доля государственной поддержки за счет федерального бюджета устанавливается в размере не более 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта и, соответственно, доля собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, не может быть менее 80 процентов;
    • доля собственных средств инвестора, формируемых за счет прибыли, амортизации и продажи акций, в указанных затратах должна составлять не менее 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта.

Объем долевого участия государства  в финансировании инвестиционного  проекта устанавливается: для вновь  начинаемого строительства - от сметной  стоимости проекта; для переходящего строительства - от остаточной сметной  стоимости проекта.

Не включаются в стоимость  инвестиционного проекта ранее  произведенные затраты на создание основных фондов, пополнение оборотных  средств и другие расходы, непосредственно  не связанные с реализацией проекта.

Источниками собственных  средств инвестора, направляемыми  на финансирование проекта, являются:

    • прибыль (фонд накопления) на начало реализации проекта;
    • разница между начисленной и использованной амортизацией (в соответствии с данными приложения - форма 5 к бухгалтерскому балансу предприятия - претендента) за отчетный период;
    • средства от продажи акций в объеме их поступлений на счет инвестора на начало реализации проекта.

Инвестор имеет право  выбора следующих форм участия государства в финансовом обеспечении победившего по конкурсу проекта: 
а) предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком возврата в течение двух лет с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере 1/4 действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. Условия предоставления, использования, возврата и платы за предоставляемые средства оговариваются в соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с уполномоченными коммерческими банками; 
б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости), и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета.

Размер пакета акций, закрепляемых в собственности государства, а  также год их реализации определяются в соответствии с бизнес- планом проекта.

Средства федерального бюджета, предоставляемые для финансирования коммерческих инвестиционных проектов, выделяются Министерством финансов Российской Федерации претенденту  в пределах фактически произведенных  затрат с соблюдением доли централизованных инвестиционных ресурсов и доли собственных  и заемных средств в остаточной сметной стоимости проекта, подлежащей реализации, на основании расчетно-платежных  документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционные программы, а также при наличии документов, подтверждающих фактическое направление  собственных и заемных средств на финансирование инвестиционных проектов.

Как указывалось выше, бюджетные  средства предоставляются инвестору  на контрактной основе. Предприятие  для этих целей заключает соответствующий  контракт, который должен содержать  следующие реквизиты:

-распределение объемов  финансирования, функций управления  проектом и сроки вывода производства  на заданную мощность;

-льготы и преимущества, предоставляемые инвестору и  вновь построенному предприятию  в целом; 

-возможные условия оплаты  инвесторами своей доли капитальных  затрат ценными бумагами, порядок  реализации этих ценных бумаг  государством и перечисления  вырученных средств на счет  финансирования;

-система взаимоотношений  по поводу собственности на  вновь создаваемые средства производства  и вещных прав вновь построенного  предприятия; 

-наименование банка, обслуживающего  счет финансирования (ссудный счет) данной стройки, и условия его  возможного участия в инвестиционном  процессе;

-система взаимных санкций  за несоблюдение условий контракта  победителем конкурса, а также  иных взаимных обязательств;

-выпуск закладной на  имущество негосударственного инвестора  в объеме государственного финансирования  проекта и передача ее госзаказчику до подписания контракта;

-безусловный переход  в государственную собственность активов негосударственного инвестора в объеме государственного финансирования проекта в случае инициирования процедуры банкротства в отношении этого инвестора в установленном законом порядке, а также порядок расторжения контракта и последующего регулирования взаимоотношений сторон.

Косвенное вмешательство государства в деятельность предприятий заключается в создании системы регуляторов, которые опосредованно влияют на экономическое состояние хозяйствующих субъектов. Одним из них является кредитно-денежная политика. Так, к примеру, предприятию А необходим кредит для пополнения оборотных средств. Предприятие готово заплатить за кредит десятую часть стоимости самого кредита, причем дороже оно кредит брать не будет, так в таком случае легче будет пополнить средства путем увеличения размера уставного капитала (стоимость обслуживания собственного капитала обычно выше, чем стоимость обслуживания капитала заемного).

Помимо кредитно-денежной, к методам косвенного вмешательства  можно отнести фискальную политику государства, которая заключается  в изъятии части средств предприятия в виде налогов и сборов и направлении этих средств в социально значимые сферы. Этим самым происходит перераспределение ресурсов, что представляет из себя суть финансовых отношений. Для предприятия уплаченные им налоги - это не совсем "потерянные" деньги. Предприятие ведь пользуется системой социальной защиты, судоустройства, прибегает к помощи правоохранительных органов и т.д.; налоги и есть плата за эти услуги. Безусловно, можно поспорить относительно того, насколько получаемые таким образом блага эквивалентны уплаченным в бюджет средствам, однако в идеально функционирующей системе уплаченное должно "воздаваться сторицей". О связи экономики предприятия и налогообложении будет еще многое сказано впоследствии.

Государство также должно поощрять научно-техническое перевооружение производства. Это обычно достигается  путем установления различных льгот, а также поддержкой государственных научно-технических институтов, чьи разработки затем внедряются на предприятиях. Кроме того, это может осуществляться при помощи инвестиционной политики государства, о которой говорилось ранее. Если одному предприятию бывает достаточно нелегко "пробить" какое-либо важное решение либо отстоять свои права, то объединение предприятий пользуется уже совсем иными возможностями. Регулирующая функция государства в данном случае заключается в поощрении создания союзов и объединений предпринимателей, а также в придании определенного статуса подобным объединениям. К примеру, при Торгово-промышленной палате Российской Федерации действуют постоянные третейские суды, важность функционирования и основные полномочия которых даже урегулированы в законе.

И, наконец, государство участвует  в экономическом регулировании  при помощи кадровой политики, т.е. посредством  подготовки и обучения сотрудников  предприятия, а также установлением  для них определенных условий  и предоставлением возможности  защиты своих прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Поддержка малого и среднего предпринимательства органами государственной власти

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики города Москвы в сфере промышленной, научно-технической и инновационной деятельности, поддержки и развития предпринимательства, по формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечению и сопровождению инвестиций в вышеуказанных сферах деятельности, развитию и определению направлений использования промышленных зон города Москвы, предоставлению государственных услуг.

Согласно Постановлению  Правительства Москвы № 334-ПП от 26 июля 2011года за Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства закрепляются следующие полномочия:

Разработка и внесение в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам,  относящимся к установленной сфере деятельности Департамента, в том числе:

  • Проекты  программ  города Москвы в установленной сфере деятельности.
  • О создании и развитии на территории города Москвы технопарков, индустриальных парков и кластеров.
  • По вопросам создания в городе Москве благоприятных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности в  установленной сфере деятельности.
  • О формах содействия инвесторам в продвижении  проектов в установленной сфере деятельности, реализуемых на территории города Москвы.
  • О развитии объектов промышленности и науки и их инфраструктуры, находящихся на территориях промышленных зон города Москвы или территориях с градостроительными регламентами, соответствующими развитию промышленных зон.
  • Об особенностях, процедурах и дополнительных формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Об организации проведения выставочно-конгрессных мероприятий в городе Москве, субъектах Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, информационной и имиджевой поддержки субъектам предпринимательства и организациям научно-промышленного комплекса города Москвы.
  • О применении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города  Москвы льгот и преференций в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций научно-промышленного комплекса города Москвы.
  • О порядке формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • О реструктуризации обязательств юридических лиц по ранее предоставленным бюджетным кредитам и иным обязательствам.

На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных  правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:

  • О предоставлении субсидий за счет средств бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам в случаях, установленных законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
  • О внесении в установленном порядке изменений в договоры о предоставлении бюджетных кредитов.
  • Об утверждении тематического плана научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в  установленном порядке.
  • Об управлении исключительными правами, принадлежащими городу Москве, приобретенными в результате исполнения заключенных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в том числе о вовлечении их в хозяйственный оборот в порядке, установленном законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
  • О реализации комплекса мероприятий Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации на территории города Москвы.
  • По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий Департамента в установленной сфере деятельности и организации деятельности Департамента, в случаях, установленных Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

В целях осуществления  своих полномочий Департамент имеет  право:

  • Запрашивать в установленном порядке от органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
  • Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам в установленной сфере деятельности.
  • Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.
  • Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности.
  • Заключать в пределах своей компетенции договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в целях выполнения возложенных на Департамент полномочий.
  • Осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
  • Проводить мониторинг и анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Информация о работе Особенности развития малого предпринимательства и его поддержки в Москве