Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические основы рынка труда, проанализировать и сформулировать выводы.
Задачи курсовой работы:
• рассмотреть теоретические основы рынка труда;
• осветить проблемы функционирования рынка труда в РБ;
• изучить модели рынка труда;
Введение…………………………………………………………………………….5
1. Ранок труда и его регулирование……………………………………………..7
1.1 Сущность рынка труда, его функции……………………………………....7
1.2 Структура рынка труда, его типы…………………………………………10
1.3 Модели рынка труда……………………………………………………….13
1.4 Необходимость и направления государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………...15
2. Анализ функционирования и развития рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….18
2.1 Характеристика рынка труда в Республике Беларусь…………………...18
2.2 Государственная политика занятости в Республике Беларусь………….21
2.3 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь..24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...…29
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В развитии официальной части белорусского рынка труда можно выделить три этапа:
Первый этап (1991–1996 гг.) характеризовался переходом от административно-командного к экономическому рыночному механизму. В этот период стал расти уровень безработицы, увеличились масштабы высвобождения избыточной рабочей силы, росло количество обращений в службу занятости и общая напряженность на рынке труда. В это же время начали выполняться важные функции рынка труда:
Важно отметить, что все страны с переходной экономикой столкнулись с подобными явлениями.
Второй этап (1997–2000 гг.). Этому этапу характерно усиление государственного регулирования рынка труда, где приоритет отдается экстенсивным факторам экономического роста и контролю над количественными параметрами. Устанавливается официальный контроль над вторичным рынком труда, который связан с неквалифицированной рабочей силой, а контроль над первичным рынком труда ослабевает.
Основным источником пополнения числа безработных становятся уволившиеся по собственному желанию и так называемые прочие, доля которых достигает 50% всех безработных. Это может объясняться следующим: во-первых, при наращивании ВВП за счет экстенсивного использования рабочей силы снижается уровень реальной заработной платы, что ведет к увеличению числа безработных; во-вторых, причиной могло стать пассивное вынуждение работника к уходу с предприятия; в-третьих, сведения о вакансиях содержат информацию в основном о рабочих местах с низкой заработной платой и являются непривлекательными для потенциальных работников, что затрудняет их заполнение.
На этом этапе достигнут уровень безработицы в 2% в республике и 1,5% в г. Минске. По мнению экономистов, этот уровень можно принять за естественный, минимальный уровень, который не может быть далее снижен без необратимых изменений в системе использования труда. Таким образом, на данном этапе осуществляется разделение открытого рынка труда на официальную и неофициальную части, а также увеличивается объем скрытого рынка труда.
Третий этап (2001–2006 гг.). На данном этапе официальная часть открытого рынка не отражает всех проблем в области занятости и безработицы. Уровень регистрируемой безработицы снижается до 1, 5% от экономически активного населения республики в 2006 г. Происходят изменения в структуре безработных по возрасту: доля безработных в возрасте от 16 до 19 лет уменьшается почти вдвое (от 29, 9 до 18, 4%), а доля лиц старше 50 лет, наоборот, увеличивается вдвое (от 7, 2 до 12, 4%). [11, с. 120]
Формирование занятости в
Четвертый этап (2005–2010 гг.). В Республике Беларусь осуществляется политика обеспечения занятости населения, которая ориентирована на сохранение рабочих мест и трудовых коллективов, содействие развитию самостоятельной занятости граждан и предпринимательства, создание новых производств и новых рабочих мест, снижение уровня безработицы. Реализация мероприятий, ежегодно разрабатываемых на основе Государственной и региональных программ содействия занятости населения, среди которых Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы, Комплексная программа развитая сферы услуг в Республике Беларусь на 2005–2010 годы, ежегодно принимаемые Программы государственной поддержки малого предпринимательства, содействует достижению стабильной, поддающейся контролю ситуации на рынке труда.
Приоритетное внимание в Государственной
программе содействия занятости
населения Республики Беларусь на 2009–2011
годы, утвержденной постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 30.10.2008
№ 1640, уделено повышению
Для реализации
мер по модернизации рынка труда
с целью обеспечения
Наименование мероприятия |
Форма исполнения |
Ответственные исполнители |
Срок реализации |
|
Обновление структуры рабочих мест в соответствии с задачами инновационного развития и учитывая глобализацию и интеграционные процессы в мире |
Программа развития и модернизации рабочих мест |
Министерство труда и |
2009-2015гг. |
|
Обеспечение потребности инновационного развития национальной экономики квалифицированными кадрами, преодоление нехватки квалифицированной рабочей силы и невостребованности (безработицы) среди выпускников |
Программа согласования рынка образовательных услуг и рынка труда |
Министерство труда и |
2010-2020гг |
|
Развитие инфраструктуры рынка труда |
Бизнес-проекты |
Министерство труда и |
2009-2015гг. |
Таблица 1. План мероприятий по модернизации рынка труда РБ [7]
2.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
Одной из основных целей политики любого государства является достижение высокого уровня занятости. Занятость – важнейший сектор социально-экономического развития общества, в котором соединяются социальные и экономические результаты функционирования всех экономической системы. Как правило, занятость приносит заработок (доход) гражданам. [12, с. 78]
В Республике
Беларусь существует Государственная
служба занятости. Ее образуют Комитет
занятости населения при
Политика
государства в области
В Республике Беларусь создана служба занятости, реализующая политику занятости и обеспечивающая гражданам определенные гарантии. Ее основными задачами выступают:
Предоставление сведений о вакантных рабочих местах и предложение безработным подходящей работы – главная цель деятельности государственной службы занятости. Если безработный дважды отказался от подходящей ему работы, предложенной центром занятости, то размер выплачиваемого ему пособия может сократиться, либо вообще не будет выплачиваться в течение трех месяцев. [4, c. 18]
Районные
и городские центры занятости
– основные звенья государственной
службы занятости. Государственный
фонд содействия занятости осуществляет
финансирование государственной
службы занятости. Этот фонд создается
за счет: ассигнований из местного и
республиканского бюджетов; добровольных
пожертвований, обязательный отчислений
работодателей не зависимо от форм
собственности и хозяйствования
и иных поступлений (Положение о
Государственной фонде
Решение
о выплате пособий по безработице
или отказе в них принимается
государственной службой
Что касается
показателей безработицы в
В январе-феврале 2012 года за помощью по
трудоустройству обратились 43 тыс. человек,
из них только 33 тысячи были признаны безработными,
что составило 67,8% от общего числа обратившихся.
В таблице 2 приведем данные о численности
безработных, зарегистрированных в органах
по труду, занятости и социальной защите.
[13]
Информация о работе Особенности рынка труда в Республике Беларусь