Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические основы рынка труда, проанализировать и сформулировать выводы.
Задачи курсовой работы:
• рассмотреть теоретические основы рынка труда;
• осветить проблемы функционирования рынка труда в РБ;
• изучить модели рынка труда;
Введение…………………………………………………………………………….5
1. Ранок труда и его регулирование……………………………………………..7
1.1 Сущность рынка труда, его функции……………………………………....7
1.2 Структура рынка труда, его типы…………………………………………10
1.3 Модели рынка труда……………………………………………………….13
1.4 Необходимость и направления государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………...15
2. Анализ функционирования и развития рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….18
2.1 Характеристика рынка труда в Республике Беларусь…………………...18
2.2 Государственная политика занятости в Республике Беларусь………….21
2.3 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь..24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...…29
Данные приведем по областям и городу Минску.
Численность безработных на конец февраля 2012 г. |
Февраль 2012 г., тыс. человек |
Уровень зарегистрирован-ной безработицы на конец февраля 2012 г., % | ||||
тыс. человек |
в % к |
зарегистрировано безработных |
трудоустроено безработных | |||
февралю 2011 г. |
январю 2012г. | |||||
Республика Беларусь |
31,5 |
92,4 |
102,9 |
16,6 |
10,8 |
0,7 |
Области: |
||||||
Брестская |
5,3 |
95,9 |
103,0 |
2,5 |
1,6 |
0,8 |
Витебская |
4,6 |
84,7 |
100,2 |
2,5 |
1,7 |
0,8 |
Гомельская |
6,5 |
100,2 |
106,5 |
3,1 |
1,8 |
1,0 |
Гродненская |
3,9 |
89,8 |
102,4 |
2,2 |
1,5 |
0,8 |
г. Минск |
3,1 |
94,7 |
101.1 |
1,3 |
0,7 |
0,3 |
Минская |
4,3 |
91,3 |
102.4 |
2,7 |
1,8 |
0,6 |
Могилевская |
3,8 |
88,3 |
102,8 |
2,3 |
1,7 |
0,8 |
Таблица 2. Численность безработных
на январь-февраль 2012 г. [13]
На конец
февраля 2012 года среди зарегистрированных
безработных 50,8% составили женщины.
Из общего числа вакансий 76% – для
трудоустройства рабочих.
Что касается среднего размера пособия,
рассчитанного на одного безработного,
то в феврале 2012 года оно составило 106,6
тыс. рублей или 14,8% от прожиточного минимума
на душу населения.
По данным Белстата, число безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец 2012 года составила 27,8 тыс. человек. Это на 11,8% меньше, чем на конец августа 2011 года, и на 1,9% меньше, чем на конец июля 2012 года.
В январе—августе 2012 года было принято на работу 585,6 тыс. человек государственными организациями, в том числе на дополнительно введенные рабочие места — 34 тыс. человек, уволено по различным причинам 628,5 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,6% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% — в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. [14]
На ухудшение
условий работы белорусских экспортно-
2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В широком смысле слова оплата труда – это вознаграждение за некоторое качество и количество выполненной работы. Существуют денежная и неденежная формы оплаты труда. Основной является денежная, что связано с ролью денег как всеобщего эквивалента в товарно-денежных отношениях субъектов рынка. Однако при отсутствии денег субъекты хозяйствования могут расплачиваться с работниками производимой продукцией или продукцией других организаций, получаемой по так называемым бартерным сделкам. Эта форма оплаты труда в республике невелика и в основном составляет 3—5% .
Для работника заработная плата является главной и основной статьей его личного дохода, средством воспроизводства и повышения уровня благосостояния его самого и его семьи.
Для нанимателя
заработная плата работников представляет
собой средства, которые он расходует
на использование привлекаемой по найму
рабочей силы, являющиеся второй по
значимости статьей расходов в затратах
на производство продукции (работ, услуг).
Заработная плата как цена рабочей силы
выполняет следующие функции:
Воспроизводственная функция заключается в поддержании способности работника к интеллектуальному или физическому труду в общественном производстве.
Стимулирующая функция состоит в количественной взаимосвязи между размерами оплаты и результатами труда работника.
Регулирующая функция. Она существенно влияет на платежеспособный спрос населения, на объем и структуру производимой продукции и, следовательно, на инвестиционную политику.
Назначение государственного регулирования оплаты труда – создание необходимых условий для реализации основных функций заработной платы. [9,с. 100-102]
Определяющие нормы основных подходов к регулированию оплаты труда существуют во всех странах независимо от способа организации экономики. Зачастую при этом пользуются комбинированием государственного и договорного методов регулирования. Их сочетание свойственно и для Республики Беларусь. При этом и государственное, и договорное регулирование заработной платы базируется на общих основных принципах правовой организации заработной платы. Выделяют следующие принципы:
Одним из наиболее важных элементов государственного регулирования заработной платы является создание эффективного механизма ее индексации. Это значит повышение заработной платы, которая частично или полностью возмещает работникам удорожание потребительских товаров и услуг.
Государственная система налогообложения также играет существенную роль в государственном регулировании заработной платы. Она осуществляется прямым воздействием государства на перераспределение доходов от высокообеспеченных к среднеобеспеченным и малообеспеченным слоям населения через шкалу подоходного налога.
Эти системы существенно дополняет коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений. Система социального партнерства Республики Беларусь в настоящее время представляет собой иерархическую систему, звенья которой представлены соглашениями на национальном, отраслевом и местном уровнях и коллективных договорах организаций. В качестве объектов партнерства выступают основные направления социально-трудовой политики, исходя из оценок уровня жизни в целом по республике, в областях, районах, городах, организациях.
Общий принцип согласования. Его смысл следующий: соглашения более высокого уровня иерархии имеют приоритет при заключении соглашений и договоров на более низких ступенях, поэтому заключение Генерального (национального) соглашения предшествует заключению отраслевых и местных соглашений, а заключение последних — заключению коллективных договоров организаций. При этом отраслевые соглашения не должны снижать уровня социально-трудовых обязательств, определяемых Генеральным соглашением, а региональные — обязательств отраслевых соглашений. Коллективные договоры организаций не должны ухудшать положение работников по сравнению с обязательствами, принятыми в рамках соглашений вышестоящих уровней, действие которых распространяется на организацию.
По информации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь месячная минимальная заработная плата за август 2012 года составила 1 104 640 рублей, часовая минимальная заработная плата – 6 550 рублей. Данные по изменению размеров заработной платы за январь-август 2012 года можно проследить в таблице 2.
Месяц |
Размер месячной минимальной заработной платы в бел.руб. |
Размер часовой минимальной |
Размер индексации в % |
Август |
1 104 640 |
6 550 |
12,4 |
Июль |
1 054 010 |
6 250 |
6,4 |
Июнь |
1 047 550 |
6 210 |
6,4 |
Май |
1 047 550 |
6 210 |
6,4 |
Апрель |
1 000 000 |
5 930 |
Не индексировалась |
Март |
1 000 000 |
5 930 |
Не индексировалась |
Февраль |
1 000 000 |
5 930 |
Не индексировалась |
Январь |
1 000 000 |
5 930 |
Не индексировалась |
Таблица 2. Динамика изменения размера
минимальной заработной платы в Беларуси в 2012 году с учетом индексации. [8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате
проведенного в курсовой работе исследования
можно сделать следующие
Белорусский
рынок труда выработал
Предприятия
являются дистрибьюторами
Относительно
высокая распространенность нерегистрируемых
трудовых отношений с тем, что
вторая работа носит преимущественно
характер случайных и кратковременных
приработков. Можно отметить, что
роль неформальной занятости в белорусской
экономике неоднозначна. С одной
стороны, можно говорить о ее позитивном
влиянии на расширение занятости
и повышение доходов граждан.
Ведь в современных условиях участие
населения в неформальной занятости,
по существу, является одним из элементов
его защитной реакции, адаптации
к меняющейся социально-экономической
ситуации. С другой стороны, усиление
латентных процессов в сфере
занятости уменьшает доступ к
контролю и регулированию отношений
между субъектами рынка труда
со стороны государства и
Необходимо отметить, что административный метод регулирования вопросов занятости и своеобразные формы адаптации рынка труда рассчитаны на краткосрочный период. В дальнесрочной же перспективе такие механизмы регулирования и приспособления консервируют реформирование рынка труда, осложняют макроэкономическую стабилизацию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
№ 3.
Информация о работе Особенности рынка труда в Республике Беларусь