Особенности современного циклического развития экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей современного циклического развития и механизма циклических колебаний. Соответственно, основными задачами являются: изучение теоретических основ исследуемых явлений и историческое развитие их; раскрытие объективных причин циклов, их природы, воздействия циклических колебаний на национальное производство и занятость; анализ возможности антициклического регулирования; исследование роли циклического развития в экономике России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________3


ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ЦИКЛИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ _______________________________________________________5


1.1 Основные теории циклов экономической

конъюнктуры____________________________________________________5


1.2 Фазы циклов_________________________________________________10



2. АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА________________12


2.1 Финансовая и кредитно-денежная политика

на разных фазах циклов экономической конъюнктуры ________________12


2.2 Виды антиинфляционной политики______________________________16


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧНОСТИ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ ___________________________________________21


3.1 Обзор методов антициклической политики

в регулировании экономики России ________________________________21


3.2 Анализ мер, принимаемых Правительством

Российской Федерации по выходу из кризиса________________________25


ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________28


БИБЛИОГРАФИЯ _________________________________________________30


ГЛОССАРИЙ _____________________________________________________31


ПРИЛОЖЕНИЕ ___________________________________________________

Работа состоит из  1 файл

Особенности современного циклического развития .doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

     2.2 Виды антиинфляционной политики 
 

     Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение. Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы. Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

     Инфляция  является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Антициклическая и антиинфляционная политика государства призвана смягчить отрицательные последствия циклического развития экономики.

     Государство играет значительную роль в регулировании  экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.

     В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объемов кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, он использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

     В периоды спада производства для  стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

     Центральный банк выбирает тот или иной тип  денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны.

     При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста и выхода из кризиса большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, – капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

     На  фазе кризиса растет ссудный процент; сокращаются кредиты, кризисы неплатежей; массовые банкротства, рост безработицы; падают котировки акций; обесценение основного капитала.

     На  фазе оживления наблюдается рост объемов производства до предкризисного уровня; обновление основного капитала, повышение цен, уменьшение безработицы. Уровень производства превосходит  достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы.

     На  фазе подъема продолжатся рост объемов  производства и обновление основного капитала; увеличение инвестиционного и потребительского спроса; повышение цен и доходов, уменьшение безработицы. В ходе подъема рост спроса на ссудный капитал опережает рост предложения ссудных капиталов. И норма процента постепенно повышается. Оживление деловой активности вызывается расширением кредита и длится до тех пор, пока это расширение продолжается. Причиной расширения кредита является то, что банки облегчают условия предоставления ссуд своим клиентам, то есть, снижают учётную ставку. Если норма процента снизилась, то это побуждает оптовых торговцев увеличивать товарные запасы. Расширение деловой активности раз начавшись, продолжается вследствие собственных движущих сил, и дальнейшего поощрения со стороны банков уже не требуется. Наоборот, банки должны быть теперь достаточно осмотрительны, чтобы не допустить выхода процесса расширения деловой активности из-под контроля и перерождения его в бурную инфляцию.

     На  фазе затухает падение инвестиционного и потребительского спроса; сохраняются массовая безработица и низкие цены; в экономике начинается накопление капитала и появление точек роста. Фаза депрессии характеризуется застоем в промышленном производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. Поскольку спрос на инвестиции невысок, постольку ставка процента за кредит достигает весьма низкой отметки.

     С циклическим развитием рыночной экономики связана проблема занятости населения и взаимосвязанная с ней проблема борьбы с безработицей. Циклическая безработица возникает в периоды экономических кризисов и охватывает работников многих отраслей, переживающих кризисный спад. Ее можно считать временной, но фаза кризиса, а затем депрессии может длиться долго, тем самым значительная часть вполне трудоспособных и квалифицированных людей оказывается без работы. Устранение циклической безработицы возможно только при выходе экономики в фазу оживления и подъема.

     Здесь особенно важно принятие государством определенных мер по поддержке безработных. С целью сокращения безработицы государство использует социальную, макроэкономическую политику и политику в сфере занятости.

     Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных (в частности применение политики «дешевых денег») и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

     По  статистическим данным в 2008г. количество безработных по Российской Федерации  составляло 1521,8 тыс. человек (официально зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости), что составляет 98% от 2007г. Намеченная тенденция к снижению количества безработных в условиях наступившего экономического кризиса не подтвердится, поэтому правительству необходимо предпринимать срочные меры в этой сфере7.

     В период наступившего кризиса Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.

     На  высшем правительственном уровне организован  и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

     Важной  задачей сейчас является также обеспечение повышения конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счет повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

     В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами  задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьет», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределенность их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧНОСТИ

    ЭКОНОМИКИ РОССИИ 

    3.1 Обзор методов антициклической политики в регулировании экономики России 

     После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

     Проблемы российской экономики в настоящее время следующие:

     - очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов;

     - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики;

     - недостаточная развитость финансового сектора, банков.

     Национальная  экономика в последние годы развивались  во многом за счет внешних источников – высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

     В 2009г. Правительство намерено значительно активизировать использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике. Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

     1. усиление социальной защиты населения, сохранение трудового потенциала, противодействие росту безработицы;

     2. сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала;

     3. ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов;

     4. активизация и ускорение модернизации страны (главное направление - смена сложившейся модели экономического роста, переход к инновационному росту);

     5. разработка комплекса мер, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса;

     6. нормализация функционирования финансового сектора;

     7. реализация ответственной макроэкономической политики, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции.

     Важную роль в преодолении кризиса будет играть тесное сотрудничество с другими странами мира в преодолении кризиса и его последствий.

     Необходимость решения текущих экономических проблем не отменяет стратегический курс Правительства, основой которого является модернизация по направлениям:

     - усиление роли внутреннего спроса, снижение зависимости производства и финансовой системы от экспорта топливно-сырьевых продуктов

     - сокращение доли государства во владении промышленными и финансовыми активами;

     - макроэкономическая сбалансированность, предполагающая сокращение бюджетного дефицита, снижение инфляции и процентных ставок, стабилизацию курса национальной валюты;

     - повышение эффективности и надежности банковской системы

     - сокращение дифференциации по уровню доходов, развитие государственной системы здравоохранения;

     - совершенствование правоприменительных институтов как условия эффективного функционирование экономической системы;

Информация о работе Особенности современного циклического развития экономики России