Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей современного циклического развития и механизма циклических колебаний. Соответственно, основными задачами являются: изучение теоретических основ исследуемых явлений и историческое развитие их; раскрытие объективных причин циклов, их природы, воздействия циклических колебаний на национальное производство и занятость; анализ возможности антициклического регулирования; исследование роли циклического развития в экономике России.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________3
ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ЦИКЛИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ _______________________________________________________5
1.1 Основные теории циклов экономической
конъюнктуры____________________________________________________5
1.2 Фазы циклов_________________________________________________10
2. АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА________________12
2.1 Финансовая и кредитно-денежная политика
на разных фазах циклов экономической конъюнктуры ________________12
2.2 Виды антиинфляционной политики______________________________16
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧНОСТИ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ ___________________________________________21
3.1 Обзор методов антициклической политики
в регулировании экономики России ________________________________21
3.2 Анализ мер, принимаемых Правительством
Российской Федерации по выходу из кризиса________________________25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________28
БИБЛИОГРАФИЯ _________________________________________________30
ГЛОССАРИЙ _____________________________________________________31
ПРИЛОЖЕНИЕ ___________________________________________________
- формирование «критической массы» эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства;
- развитие инфраструктуры – транспортной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики.
- усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной, медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости.
Для
поддержки предприятий
Для всех предприятий в 2009г. снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.
В части стимулирования внутреннего спроса на продукцию российских предприятий предпринят ряд мер как по расширению государственного спроса, так и по стимулированию спроса со стороны частного сектора и населения.
Увеличен
объем государственной
В результате корректировки бюджета объем государственных инвестиций будет снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009г., но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства.
Результатом реализации антикризисных мер в сфере сельского хозяйства должно стать повышение доли отечественных продуктов питания на российском рынке.
Снижение административного давления на бизнес проявляется в том, что в 2009г. расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд.рублей.
В
рамках обеспечения устойчивости финансовой
системы Правительство
Приоритетами макроэкономической политики стали:
- облегчение налоговой нагрузки, которое снизит поступления в бюджетную систему налогов на сумму на 420 млрд.рублей. Тем самым правительство увеличивает остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции;
- увеличение государственных расходов на увеличение пенсий, помощь потерявшим работу гражданам и их переобучение, укрепление банковской системы, стабилизацию состояния ипотечного рынка и поддержку попавших под удар секторов экономики;
- сбалансированность бюджетной системы, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов;
- постепенном сокращении инфляции;
- борьба с долларизацией экономики – повышение доверия к рублю как средству сбережения;
-
расширение банковского кредитования
и его удешевлении для предприятий и граждан.
3.2 Анализ
мер, принимаемых Правительством Российской
Федерации по выходу из кризиса
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечиваться и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.
У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему. Наблюдается значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль.
Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал – образование и здравоохранение – будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.
Принимаемые в области макроэкономической политики меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижению инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.
В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы сохраненяются на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой.
Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку. Сотрудничество с другими странами будет обеспечено как на основе двустороннего сотрудничества с отдельными странами, так и в рамках международных организаций (G8 и G20, АТЭС, ШОС и др.).
Курс Правительства, основой которого является модернизация, даст возможность развивать инвестиции, усилить внутренний спрос, расширить частный сектор в промышленности, стабилизировать макроэкономическую ситуацию.
Повышение эффективности и
В 2009 году реализуется ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера. Это означает увеличение базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, в том числе за счет роста потребительских цен – на 8,7%. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году должен возрасти на 35%.
Важнейшим направлением политики Правительства по модернизации экономики в условиях кризиса станет энергоэффективность.
Особое внимание государство будет уделять развитию секторов, наиболее перспективных в плане импортозамещения и наращивания внутреннего спроса.
Снижение административного давления на бизнес позволит создать новые производства и новые рабочие места, приведет к росту эффективности, стабильному поступлению налогов для исполнения государством социальных обязательств. В 2009г. расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд.рублей.
Меры Правительства по рефинансированию банковской системы обеспечат устойчивость финансовой системы.
Реализация
макроэкономической политики обеспечит
эффективную реализация антикризисных
мер, максимизацию их воздействия на экономику
и необходимый уровень макроэкономической
стабильности 9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цикличность – это форма развития национальной экономики и мирового хозяйства как единого целого, движение от одного макроэкономического равновесия в масштабе экономики в целом к другому.
Поэтому
цикличность можно
Известно несколько типов экономических циклов, которые называются волнами. В экономической литературе им обычно дают имена ученых, посвятивших этой проблеме специальные исследования. Наиболее известны циклы Н.Д.Кондратьева (50-60 лет), получившие название "длинных волн", циклы С.Кузнеца (18-25 лет), циклы К.Жугляра 10 лет), короткие циклы Дж.Китчина (2 года 4 месяца). Причины циклического развития экономики отдельными теориями объясняются по-разному.
Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема – на его сдерживание. Для достижения целей (полная занятость, стабильный уровень цен и т.д.) и реализации задач (стимулирование экономического роста, регулирование занятости) государство располагает целым набором экономических инструментов (проведение политики, гарантирующий экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильности цен).
Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Современная антициклическая политика в России должна стимулировать новый этап модернизации. Модернизация – ввод усовершенствований, отвечающим современным требованиям.
Для поддержания производства материальных благ и услуг могут использоваться механизмы прямого государственного кредитования и финансирования, жесткого привязанного к реализации производственных программ.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема – на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Таким
образом, цикличность выступает
как форма движения национальной
экономики и мирового хозяйства
в целом. Современный механизм самонастройки
рыночной экономики через циклические
кризисы изменяется под влиянием государственного
воздействия. Происходит переплетение
стихийно-рыночного механизма функционирования
экономики в форме циклических кризисов
с сознательным государственным воздействием
на воспроизводственный процесс.
БИБЛИОГРАФИЯ
Информация о работе Особенности современного циклического развития экономики России