Особенности современного циклического развития экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей современного циклического развития и механизма циклических колебаний. Соответственно, основными задачами являются: изучение теоретических основ исследуемых явлений и историческое развитие их; раскрытие объективных причин циклов, их природы, воздействия циклических колебаний на национальное производство и занятость; анализ возможности антициклического регулирования; исследование роли циклического развития в экономике России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________3


ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ЦИКЛИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ _______________________________________________________5


1.1 Основные теории циклов экономической

конъюнктуры____________________________________________________5


1.2 Фазы циклов_________________________________________________10



2. АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА________________12


2.1 Финансовая и кредитно-денежная политика

на разных фазах циклов экономической конъюнктуры ________________12


2.2 Виды антиинфляционной политики______________________________16


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧНОСТИ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ ___________________________________________21


3.1 Обзор методов антициклической политики

в регулировании экономики России ________________________________21


3.2 Анализ мер, принимаемых Правительством

Российской Федерации по выходу из кризиса________________________25


ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________28


БИБЛИОГРАФИЯ _________________________________________________30


ГЛОССАРИЙ _____________________________________________________31


ПРИЛОЖЕНИЕ ___________________________________________________

Работа состоит из  1 файл

Особенности современного циклического развития .doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

     - формирование «критической массы» эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства;

     - развитие инфраструктуры – транспортной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики.

     - усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной, медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости.

     Для поддержки предприятий Правительство  будет использовать такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам.

     Для всех предприятий в 2009г. снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.

     В части стимулирования внутреннего  спроса на продукцию российских предприятий предпринят ряд мер как по расширению государственного спроса, так и по стимулированию спроса со стороны частного сектора и населения.

     Увеличен  объем государственной поддержки  экспорта промышленной продукции в форме возмещения российским экспортерам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках.

     В результате корректировки бюджета объем государственных инвестиций будет снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009г., но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства.

     Результатом реализации антикризисных мер в  сфере сельского хозяйства должно стать повышение доли отечественных продуктов питания на российском рынке.

     Снижение  административного давления на бизнес проявляется в том, что в 2009г. расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд.рублей.

     В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое – расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе – повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье – обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.

     Приоритетами макроэкономической политики стали:

     - облегчение налоговой нагрузки, которое снизит поступления в бюджетную систему налогов на сумму на 420 млрд.рублей. Тем самым правительство увеличивает остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции;

     - увеличение государственных расходов на увеличение пенсий, помощь потерявшим работу гражданам и их переобучение, укрепление банковской системы, стабилизацию состояния ипотечного рынка и поддержку попавших под удар секторов экономики;

     - сбалансированность бюджетной системы, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов;

     - постепенном сокращении инфляции;

     - борьба с долларизацией экономики – повышение доверия к рублю как средству сбережения;

     - расширение банковского кредитования и его удешевлении для предприятий и граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2 Анализ мер, принимаемых Правительством Российской Федерации по выходу из кризиса 

     В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечиваться и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.

     У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему. Наблюдается значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

     В условиях кризиса важную роль будет  играть внутренний спрос со стороны  государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль.

     Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.  Инвестиции в человеческий капитал – образование и здравоохранение – будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.

     Принимаемые в области макроэкономической политики меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижению инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

     В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы сохраненяются на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой.

     Из  глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку. Сотрудничество с другими странами будет обеспечено как на основе двустороннего сотрудничества с отдельными странами, так и в рамках международных организаций (G8 и G20, АТЭС, ШОС и др.).

     Курс  Правительства, основой которого является модернизация, даст возможность развивать инвестиции, усилить внутренний спрос, расширить частный сектор в промышленности, стабилизировать макроэкономическую ситуацию.

       Повышение эффективности и надежности  банковской системы будет способствовать повышению доступности финансово-кредитных услуг, формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования («длинных денег»).

     В 2009 году реализуется ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера. Это означает увеличение базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, в том числе за счет роста потребительских цен – на 8,7%. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году должен возрасти на 35%.

     Важнейшим направлением политики Правительства  по модернизации экономики в условиях кризиса станет энергоэффективность.

     Особое  внимание государство будет уделять развитию секторов, наиболее перспективных в плане импортозамещения и наращивания внутреннего спроса.

     Снижение  административного давления на бизнес позволит создать новые производства и новые рабочие места, приведет к росту эффективности, стабильному поступлению налогов для исполнения государством социальных обязательств. В 2009г. расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд.рублей.

     Меры  Правительства по рефинансированию банковской системы обеспечат устойчивость финансовой системы.

     Реализация макроэкономической политики обеспечит эффективную реализация антикризисных мер, максимизацию их воздействия на экономику и необходимый уровень макроэкономической стабильности 9. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Цикличность – это форма развития национальной экономики и мирового хозяйства как единого целого, движение от одного макроэкономического равновесия в масштабе экономики в целом к другому.

     Поэтому цикличность можно рассматривать  как один из способов саморегулирования рыночной экономики, так как характерная черта цикличности – движение не по кругу, а по спирали, что является формой прогрессивного развития.

     Известно  несколько типов экономических  циклов, которые называются волнами. В экономической литературе им обычно дают имена ученых, посвятивших этой проблеме специальные исследования. Наиболее известны циклы Н.Д.Кондратьева (50-60 лет), получившие название "длинных волн", циклы С.Кузнеца (18-25 лет), циклы К.Жугляра 10 лет), короткие циклы Дж.Китчина (2 года 4 месяца). Причины циклического развития экономики отдельными теориями объясняются по-разному.

     Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема – на его сдерживание. Для достижения целей (полная занятость, стабильный уровень цен и т.д.) и реализации задач (стимулирование экономического   роста, регулирование занятости) государство располагает целым набором экономических инструментов (проведение политики, гарантирующий экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильности цен).

     Государственное регулирование направлено на смягчение  циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Современная антициклическая политика в России должна стимулировать новый этап модернизации. Модернизация – ввод усовершенствований, отвечающим современным требованиям.

     Для поддержания производства материальных благ и услуг могут использоваться механизмы прямого государственного кредитования и финансирования, жесткого привязанного к реализации производственных программ.

     Современная рыночная экономика функционирует  в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема – на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

     Таким образом, цикличность выступает  как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства  в целом. Современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЯ 
 

  1. Кондратьев  Н.Д. Большие циклы конъюнктуры [Текст] // Вопросы конъюнктуры. Т. 1, – 1925
  2. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики [Текст] – М., 1989
  3. Митчелл У.К. Экономические циклы. Проблема и её постановка [Текст]– М.1930
  4. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория [Текст] – М., 2006г.
  5. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009г. [Текст] // Российская газета, от 20 марта 2009г.
  6. С. Губанов. Цикличность – форма кризисности [Текст] // Экономист, 2005 г., №1.
  7. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч.3. Макроэкономика [Текст]: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск. – 2004. 115 с.
  8. Социально-экономическое положение России [Текст] // Российская газета, от 13 марта 2009г.
  9. Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов [Текст] – М., 1997
  10. Туган-Барановский М.И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влияния на народную жизнь [Текст] – СПб., 1894
  11. Хлебников Велимир. Собр. произв. в 5-ти томах [Текст] – Т.5– Л., 1933.
  12. Шумпетер Й. Теория экономического развития [Текст] – М., 1982
  13. Экономическая теория: Курс лекций [Текст] / Под ред. Н.П. Купрещенко. – М.: АНП ФСНП РФ, 2004
  14. Экономическая теория и трансформационный процесс [Текст] / Под ред.

Информация о работе Особенности современного циклического развития экономики России