Особенности торговли на рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:30, контрольная работа

Описание

Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.

Содержание

1. Сущность и классификация услуг …………………………………………….. 3
2. Особенности международного рынка услуг
и проблемы его регулирования ………………………………………………... 7
3. Транспорт в системе мировой торговли услугами …………………………… 9
Литература …………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Особенности торговли на рынке услуг..doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Особенности торговли на рынке  услуг. 
 

ПЛАН. 
 

1. Сущность и  классификация услуг …………………………………………….. 3 

2. Особенности международного рынка услуг

    и проблемы его регулирования ………………………………………………... 7 

3. Транспорт в системе мировой торговли услугами …………………………… 9 

Литература ………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и классификация услуг. 

     Услуги  — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное  соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.

     Особенностями услуги являются: неосязаемость, неотделимость  от источника, т.е. торговля услугами связана  с их производством, она, как правило, не имеет овеществленной формы, непостоянство  качества, несохраняемость и нетранспортабельность.

     Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителями  и потребителями услуг.

     Природа услуги состоит в следующем:

1) услуга  как результат труда всегда  представляет собой персональный, т.е. присвоенный человеком невещественный полезный эффект труда;

2) без  осуществления контакта между  производителем и потребителем, даже если он осуществляется  через определенную временную  и пространственную протяженность,  реализация услуги невозможна, т.е. истинное качество услуги возникает лишь в момент ее потребления;

3) оказание  услуг содержит набор потребительских  характеристик, который может  быть реализован в данной сфере  лишь при адекватном индивидуальном  восприятии субъектом (в этом состоит отличие от иных благ).

     Характеристика  услуг может быть представлена:

1) высокой  степенью дифференциации услуг  как по потребительским характеристикам  (горизонтальная дифференциация), так  и по уровню качества (вертикальная  дифференциация);

2) повышенной чувствительностью к экономической конъюнктуре и коротким периодом реагирования на ее изменения, существенностью фактора сезонности: значительностью влияния рекламы, моды, информированности;

3) выраженной  сегментированностью спроса на  услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости (насущности) услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т.д.;

4) существенностью  неценовых барьеров входа на рынок, обширной емкостью рынка и абсолютными преимуществами уже действующих в отрасли предприятий (например, по издержкам, предпочтениям обслуживания, эффектам масштаба), хотя в отдельных отраслях такового может не быть;

5) большой  степенью неопределенности результата на рынке услуг и наличием “информационной асимметрии” производителя;

6) присутствием  на рынке услуг социально значимых  благ (жилье, образование, медицина  и др.), производство и реализация  которых требуют регулирующей  роли государства и финансирования общественного сектора;

7) большей  территориальной привязанностью  и локализованностью обслуживания  для мирового рынка услуг по  сравнению с рынком товаров.

     Во  всех развитых странах сектор услуг  является одним из наиболее перспективных  как сфера, приносящая немалую прибыль в казну государства и обеспечивающая занятость населения. Причем данная сфера в постиндустриальных странах занимает преимущественное положение. В 1990-х годах темпы роста сферы услуг в развитых странах значительно опережали темпы прироста ВВП в них.

     Интеграция  услуг в систему материального  производства проявляется в следующем:

1) увеличение  в системе производительных сил  инфраструктурных элементов, функционирование  которых формирует общие условия  производства и является динамичным фактором его организации;

2) рост  взаимосвязи и взаимозависимости  в рамках мировой экономической  системы и изменение на этой  основе ролевых функции и ответственности  обслуживающих производств;

3) преобразование  отраслевой структуры с преобладанием  вертикальных (иерархических) связей в сетевую. При этом вокруг собственно производства (промышленного ядра) формируется система мощной инфраструктуры;

4) организационное  построение экономики в виде  сети, которое обусловливает изменение  стиля менеджмента; его характерными чертами становится принцип самоорганизации, что способствует переходу от иерархического менеджмента к профессиональному, отличающемуся гибкостью, функциональностью, высокой оперативностью;

5) диффузия  нематериального производства в  сферу материальную, которая связана с повышением значимости важнейшего невещественного ресурса — информации.

     Существуют  определенные проблемы при классификации  мирового рынка услуг. Это объясняется  наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией. Как отмечают специалисты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) определенная доля услуг, поступающих в международное обращение отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров.

     В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация  услуг:

1) потребительские  (рестораны, гостиницы);

2) социальные (образование, медицинское обслуживание  и др.);

3) производственные (жилищно-коммунальные, консультативные, финансово-кредитные);

4) распределительные  (торговые, транспортные, посреднические).

     По  классификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:

1) деловые  услуги (46 видов);

2) услуги  связи (25 видов);

3) инжиниринговые и строительные услуги (5 видов);

4) дистрибьюторские  услуги (5 видов);

5) общеобразовательные  услуги (5 видов);

6) услуги  по защите окружающей среды  (4 вида);

7) финансовые  услуги (в том числе страховые) 1(7 видов);

8) охрана  здоровья и социальные услуги (4 вида);

9) туризм  и путешествия (4 вида);

10) услуги  досуга, культуры и спорта (5 видов);

11) транспортные  услуги (33 вида);

12) прочие  услуги (например, бытовые) (более 7 видов).

     Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:

1) фрахт;

2) остальные транспортные услуги;

3) туризм;

4) прочие  услуги.

     На  основе подхода МВФ все услуги можно разделить также на торгуемые  и неторгуемые. К первой группе относят  те услуги, которые пригодны для  широкого вовлечения в международный  торговый оборот.

     В настоящее время количество услуг во внешней торговле превышает 600. В свою очередь, неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги.

     Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации  делят услуги на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие услуги предоставляются  на платной основе. К подобным услугам относятся финансовые, транспортные, туристические и др. В свою очередь, некоммерческие услуги предоставляют на бесплатной основе. В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести прежде всего услугу на благотворительной основе.

     Это, в частности, услуга волонтеров в медицинских и образовательных учреждениях, а также предоставление услуг на благотворительной основе организациям культуры и искусства. На основе подхода профессора МГИМО О. И. Дегтяревой можно выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.

     К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи  услуг относят:

1) внешнеторговые сделки по оказанию производственно-технических услуг (международный инжиниринг);

2) международные арендные сделки; сделки по экспорту и импорту туристических услуг;

3) внешнеторговые сделки по консультационным услугам в области информации и совершенствования управления (международный консалтинг) и др.

     В свою очередь, группа внешнеторговых сделок по обслуживанию товарооборота включает операции по международным перевозкам грузов, международные транспортно-экспедиторские операции, по хранению грузов, по страхованию грузов, по международным расчетам и др.

     В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги в связи с этим делятся на:

1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

     Подобное  деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной  торговли услугами в рамках ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах. Между тем сотрудник МВФ, доктор экономических наук, профессор А. П. Киреев небезосновательно считает, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну.

     Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся  на:

1) услуги, связанные с инвестициями, — банковские, гостиничные туристические и профессиональные услуги;

2) услуги, связанные с торговлей, — транспорт, страхование;

3) услуга, связанные одновременно с инвестициями и торговлей, связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, бизнес-услуги (например, рекламные услуги, арендные операции).

     Экспорт услуг означает оказание услуг нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны. Причем процесс  международной торговли услугами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Существует несколько традиционных механизмов совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность покупателя, мобильность продавца, одновременная мобильность продавцов и покупателей или мобильный характер самой услуги.

     Следует отметить, что в последние годы получают особое развитие международные  сделки с услугами, при которых  производитель и потребитель  не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к  развитию рынка виртуальных услуг. Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют предоставлять различные информационные консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки.

Информация о работе Особенности торговли на рынке услуг