Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:30, контрольная работа
Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.
1. Сущность и классификация услуг …………………………………………….. 3
2. Особенности международного рынка услуг
и проблемы его регулирования ………………………………………………... 7
3. Транспорт в системе мировой торговли услугами …………………………… 9
Литература …………………………………………………………………………
В свою очередь, в российском законодательстве нет официально утвержденного перечня услуг, и в Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие “внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)”.
В целом международная торговля услугами является быстро развивающимся сектором мирового хозяйства.
Основными сделками на международном рынке услуг являются:
1) консультационные услуги по совершенствованию управления и в области информатики (реинжиниринг);
2) оказание туристических услуг;
3) международные транспортные услуги.
Наиболее крупными экспортерами и импортерами коммерческих услуг в настоящее время являются промышленно развитые страны. Причем внешняя торговля услугами — важное направление внешнеэкономической деятельности для всех развитых стран. Например, в США экспорт услуг составляет около 28% общего объема экспорта.
Для большинства развитых стран сектор коммерческих услуг является быстро расширяющимся и выступает как основа для экономического роста. Сравнительный анализ среднегодовых темпов прироста экспорта коммерческих услуг Индии и КНР позволяет отметить более высокие темпы у первой страны. Так, в настоящее время на международном рынке услуг Индия специализируется от работ в области анимации по заказу голливудских киностудий до участия в международных проектах по обработке данных. Высокий экспортный потенциал Индии в секторе программного обеспечения превратил ее в один из мировых центров в области программирования.
Таким образом, в международной торговле услугами лидирующие позиции, как указывалось, занимают промышленно развитых страны, доля которых в экспорте и импорте составляет около 80 и 77% соответственно. Около 19% приходится на 6 стран Восточной Азии.
Что касается России, то ее роль на международном рынке коммерческих услуг еще крайне мала. Экспорт подобных услуг из России составил 9,1 млрд., а их импорт — 12,4 млрд. долл. Незначительная доля экспорта России в мировом экспорте коммерческих услуг объясняется тем, что многие услуги в нашей стране находятся в зачаточном состоянии и их экспорт сдерживается неразвитой и малоэффективной структурой данного сектора национальной экономики, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки. Это, безусловно, уменьшает прозрачность подобных операций, и поэтому они не учитываются в официальной статистике.
Таким образом, следует признать, что отечественная сфера услуг в настоящее время развита в недостаточной мере. И это связано не только с низким уровнем научно-технического потенциала, устаревшей базой, но и с невозможностью, а порой и неумением предложить на рынке услуги как товар. В структуре экспорта услуг из России в перспективе не предвидится принципиальных изменений. Возможно, будет более прогрессивно развиваться сфера услуг связи, что обусловлено расширением международных связей, большей открытостью отечественного рынка, прогрессивностью самой отрасли, в которой сосредоточен высокий потенциал.
Однако
в сфере экспорта некоторых услуг
Россия может иметь конкурентное
преимущество — например, в экспорте
образовательных услуг, услуг в
сфере космоса (связь, эксплуатация
объектов). Для увеличения доли услуг в
экспорте государство должно проводить
более эффективную и целенаправленную
политику. Например, правительство США
подписывает соглашения с другими странами
о снижении барьеров во внешней торговле
услугами, помогает компаниям, экспортирующим
услуги, в проведении маркетингового анализа,
получении информации о наиболее перспективных
рынках сбыта, оказывает всестороннюю
поддержку. Важно подчеркнуть, что Россия
в настоящее время выступает одним из
наиболее крупных и активных импортеров
услуг в группе стран со средним и низким
уровнем доходов.
2.
Особенности международного
рынка услуг и проблемы
его регулирования.
Международный рынок услуг обладает определенными особенностями, одной из которых является определенная ограниченность участия на международном рынке некоторых видов услуг — жилищно-коммунальных, образовательных и пр. Услуги, направленные главным образом на личное потребление, не вовлекаются в международный хозяйственный оборот. Для обеспечения экономической безопасности государства важнейшие услуги (транспорт, связь, услуги финансового и страхового рынка, образование, здравоохранение) находятся в сфере особых интересов страны. Они не в полной мере поступают на международный рынок услуг. Например, согласно положениям многих стран личное страхование граждан разрешается только резидентам страны. Между тем некоторые страны являются исключением, т.к. указанные выше услуги достаточно активно поступают в международный торговый оборот.
Другой особенностью международного рынка услуг является большее преобладание политики протекционизма в данной сфере по сравнению с международной торговлей товарами. Протекционизм в сфере услуг связан, во-первых, с необходимостью некоторой защиты национальных компаний и предприятий от иностранной конкуренции, во-вторых, с обеспечением интересов государства (например, в области обеспечения единой финансовой системы) и потребителей (например, требования к качеству услуг и их безопасности). Однако после 2000 г. началась либерализация международной торговли услугами по причине расширения деятельности ГАТС. Несмотря на это, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Именно поэтому только за 2000 г. делегация Российском Федерации провела переговоры о доступе на рынки услуг с 26 членами ВТО. Подобные переговоры были проведены в связи с запланированным вступлением России в ВТО.
Мировой рынок услуг регулируется соответствующими международными организациями. Среди основных можно выделить около 40 международных организаций. Это, в частности, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация ООН по науке, культуре и образованию (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). В силу того, что Россия не является членом ВТО, она не имеет доступа к механизму урегулирования торгово-политических споров, в т.ч. и по внешней торговле услугами, в рамках данной организации. К России как к государству — не члену ВТО применяются более жесткие ограничительные меры. Безусловно, обоснованное желание российского правительства решить проблему вступления в ВТО также повлечет за собой необходимость корректировки существующих и разработки новых законодательно-нормативных актов, определяющих рынок услуг в соответствии с правовыми документами ВТО, в частности с ГАТС. Причем основная задача ГАТС освобождение рыночных механизмов в области международной торговли услугами от политики протекционизма, проводимой государством с помощью мер регулирования хозяйственных отношений. ГАТС содержит:
1) положения,
определяющие основные
2) приложение
о специальном статусе
3) принципы
использования национального
Одной из основных проблем международной торговли услугами являются вопросы их регулирования. В числе некоторых причин, затрудняющих регулирование международной торговли услугами, можно назвать следующие:
1) сложности,
связанные с оценкой стоимости
экспортируемых услуг (
2) нередкое наличие как коммерческой, так и некоммерческой составляющих при экспорте услуг (например, параллельно с предоставлением некоммерческих услуг иностранными миссионерами и благотворительными фондами осуществляется экспорт коммерческих услуг). В частности, данная ситуация характерна для экспорта образовательных, медицинских, аудиторских и консалтинговых услуг из развитых стран в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой;
3) недостаточное
внимание, уделяемое проблеме
Итак,
мировое сообщество предпринимает
усилия, чтобы стимулировать еще
больший рост международной торговли
услугами, максимизировав при этом прибыльность
данной сферы мирового хозяйства. Место,
которое занимает Россия на международном
рынке услуг, совершенно не соответствует
ее экономическому и интеллектуальному
потенциалу. Изменить роль России на данном
международном рынке призваны экономические
реформы.
3.
Транспорт в системе
мировой торговли услугами.
В мировой торговле услугами транспорт, уступая туризму, занимает значительное место, составляя четверть мирового экспорта услуг на протяжении последнего десятилетия. Транспортные услуги играют большую роль в обеспечении эффективности и конкурентоспособности торговли товарами. Вместе с тем они являются важным самостоятельным источником валютных поступлений. Судоходство составляет 50% экспорта услуг таких стран, как Япония, Великобритания, ФРГ и Норвегия. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, Великобритания, Франция.
Транспорт специализируется на перемещении материальных объектов. Его функции включают соединение производственных ресурсов в процессе воспроизводства, обеспечение их доступа и готовых товаров на рынок. Параметром роли транспорта во внешнеторговых отношениях, отражая тесную связь торговли товарами и услугами, является категория “транспортная составляющая” — отношение фрахта (стоимости перевозки) к стоимости перевозимого груза. Она оказывает определяющее влияние на международную специализацию: если стоимость расходов на перевозку превышает стоимость товаров, то реализация товара невыгодна. В целом конкуренция, инновации в технико-технологических и сбытовой сферах приводят к снижению издержек производства и понижению цен. С начала XX в. транспортные и коммуникационные тарифы в реальном выражении снизились более чем в 12 раз. Рост перевозок в мире опережает рост путей сообщения, увеличивается интенсивность товарооборота.
Одновременно транспорт является энерго- и материалоемким сектором хозяйства с длительным инвестиционным циклом, поэтому на его долю приходится около 20% мировых основных фондов и он заметно влияет на формирование ВВП, составляя в разных странах от 4 до 9% его структуры. Характерной тенденцией является увеличение количества мелких компаний, хотя высокой степенью концентрации отличаются железнодорожный, воздушный, трубопроводный виды транспорта. Каждая тонна произведенной в мире продукции перемещается в среднем на 860 ткм. с учетом международных морских перевозок. Также возрастает мобильность людей. В США она повысилась в 27,5 раза по сравнению с началом XX в. В Западной Европе показатели средней подвижности в 1,5–2 раза ниже.
Повышение
эффективности внешней торговли
российских участников внешнеэкономической
деятельности обусловлено качественным,
транспортным обслуживанием российскими
транспортными и
При анализе транспортных услуг используется показатель грузооборота (ткм), который показывает, на сколько приходится переместить тонну груза, чтобы создать 1 долл. ВВП. При этом наименьшее соотношение характерно для промышленно развитых стран, с понижением уровня экономического развития растет данный показатель, т.к. в промышленно развитых странах развита сфера услуг, не требующая перевозок, меньше доля тяжелой и добывающей промышленности, для которых необходимы транспортные расходы. Кроме того, показатель грузооборота неоднозначно отражает роль различных видов транспорта в системе транспортных услуг. Так, самые высокие показатели грузооборота у морского транспорта, которым обеспечивается 60% мирового грузооборота, в то время как больше всего грузин в мире перевозится автомобильным транспортом — из-за того, что средняя дальность морской перевозки составляет несколько тысяч километров, а дорожной — 25 км.
Развитие транспорта происходит в направлении внедрения таких транспортных технологий, как интермодальные (смешанные, с участием различных видов транспорта на различных этапах грузоперевозки) международные перевозки, чему способствует применение контейнеров международного стандарта (ISO). Растет специализация видов транспорта, грузооборот и увеличивается скорость движения.
Транспортные системы разных групп стран имеют различия. На ПРС приходится 70% грузооборота, здесь сосредоточено 63% морских портов и 60% аэропортов мира. Они контролируют более 60% морского тоннажа, причем 39% приходится на долю таких стран, как Греция (16,6%), Япония (8%), США (7,2%), Норвегия (6,9%). На развивающиеся страны приходится более 20% мирового грузооборота. ПРС обладают густой сетью автомобильных и железных дорог, а PC, за некоторым исключением, низка плотность транспортных путей. В PC суммарный автопарк меньше, чем в США.
По такому показателю, как количество перевозимого груза, лидирует автомобильный транспорт, за ним следует железнодорожный, далее — морской, трубопроводный, внутренневодный и воздушный.
Автотранспорт
превосходит другие виды, особенно
железнодорожный и