Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:33, контрольная работа
Основу территориальной охраны природы в России составляет система
особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время
определяется Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных
территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995 г. Согласно
Закону "Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной
поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные
комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное,
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)…………..4 стр.
1.1. Заповедники
1.2. Национальные парки
1.3. Заказники
1.4. Водно-болотные угодья
1.5. Другие ООПТ
Глава 2. Охрана животного и растительного мира в ООПТ…………….11 стр.
Заключение………………………………………………………………....15 стр.
Список использованной литературы……………………………………...16 стр.
К
О Н Т Р О
Л Ь Н А Я
Р А Б О Т
А
По предмету:
«Экономика природопользования»
На тему:
«Особо охраняемые природные
территории»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)…………..4 стр.
1.1. Заповедники
1.2. Национальные парки
1.3. Заказники
1.4. Водно-болотные угодья
1.5. Другие ООПТ
Глава 2. Охрана животного и растительного мира в ООПТ…………….11 стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………...16
стр.
Введение
Основу территориальной охраны природы в России составляет система
особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время
определяется Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных
территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995 г. Согласно
Закону "Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной
поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные
комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое,
рекреационное и
изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из
хозяйственного использования и для которых установлен режим специальной
охраны."
Особо
охраняемые природные
территории (ООПТ)
Россия унаследовала от СССР
довольно сложную систему
которая формировалась
эволюционно. В Законе выделяются следующие
категории:
государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
национальные парки;
природные парки;
государственные природные заказники;
памятники природы;
дендрологические парки и ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Среди этих территорий лишь заповедники, национальные парки и заказники
федерального значения имеют федеральный статус (заказники могут быть и
местными), остальные формы охраны территории обычно имеют местный статус и
здесь не рассматриваются. Кроме того, Закон постулирует возможность
создания и других категории ООПТ, что уже реализуется. Традиционно высшей
формой охраны
природных территорий в нашей
стране являются заповедники.
1.
Заповедники
Заповедники организуются
находятся под совместным управлением Федерации и ее Субъекта, на территории
которого они располагаются - чисто федеральной собственности на природные
объекты действующее законодательство страны не предполагает. Территории
заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования и не могут
отчуждаться, кроме того, заповедники имеют научный отдел, осуществляющий
постоянное изучение их природных комплексов. Задачи заповедников
ограничиваются
охраной и исследованием
участием в экологической экспертизе, подготовке соответствующих кадров.
Обычно на территории заповедника выделяется зона, полностью закрытая для
всякого воздействия. Нередко вдоль границ заповедников располагаются их
охранные зоны, выполняющие буферную функцию за счет ограничений на
определенные виды хозяйственной деятельности.
В статусе заповедников реализуется наиболее действенный для охраны
территорий режим. На 1 января 1998 г. в России действовало 98 заповедников
общей площадью 32.9 млн. га . Территория этих высших форм охраны составила
2.1% от общей площади страны.
Создание заповедников определяется уровнем антропогенной трансформации
экосистем. При низком уровне, свойственном главным образом северным и
таежным регионам, легко организовывать крупные заповедники. Здесь без
особых проблем удавалось изыскивать новые участки для создания обширных
заповедников. Характерно, что самый большой заповедник страны - Большой
Арктический (4,2 млн. га) - расположен на безлюдных берегах и островах
Арктики. В целом площади заповедников растут с юго-запада на северо-восток,
исключение составляют лишь несколько крупных заповедников Кавказа, но и они
охраняют в основном слабонаселенные и сравнительно малоиспользуемые
высокогорные
леса и луга.
На равнинных плотно заселенных людьми участках с продуктивными почвами
создание заповедников затруднено. В таких районах создание ООПТ высокого
ранга встречает
ожесточенное сопротивление
если ООПТ и создаются, то имеют здесь небольшие, порой, точечные размеры.
Особенно сложной является ситуация с охраной природных экосистем,
расположенных в пределах степной зоны, где эти экосистемы наиболее
интенсивно трансформированы. Именно здесь немногие имеющиеся заповедники
крайне малы по площади, а в сибирской части этой зоны их и вообще нет. В то
же время наиболее
крупные заповедники
малотрансформированных Арктике и сибирской тайге, либо в горнолесных
районах.
Старейший из существующих заповедников России - Баргузинский - был создан в
1916 г. Первый
бум создания заповедников
1961 гг. прошли
две волны закрытия
площадей сохранявшихся. Новая очень мощная волна создания заповедников
наблюдается уже в 90- х гг. В 1993 году в системе Госкомприроды России было
создано 6, в 1994 году - 5, в 1995 г. - 4, в 1996 г. - 1 и в 1997 г. - 4
новых заповедника. Таким образом, за последние 5 лет было создано более
одной пятой существующих в стране заповедников общей площадью в 10,3 млн
га, т.е. почти треть заповедной территории страны . В столь высокой
интенсивности создания новых заповедников проявилось ряд обстоятельств
переломной эпохи. Во-первых, это перераспределение власти от центра к
местным органам - экологическая общественность легко добивалась успеха на
местных уровнях,
апеллируя к региональному
регионах, где до последнего времени заповедники отсутствовали. Во-вторых,
сказался резкий рост активности "зеленых" движений в конце 80-х - начале 90-
х гг. И, наконец, в- третьих, положительный эффект возымела неясность в
вопросах собственности на землю. Пока земля не получила реальных
собственников или не вернулась полностью в руки государственных чиновников,
сопротивление производителей природоохранным усилиям экологов оказалось
ослабленным. Позже такого же благоприятного периода не будет при любом
сценарии развития
России.
2. Национальные парки
Национальные парки в отличие
от заповедников наряду с
охране и изучению природных комплексов должны обеспечивать туризм и
рекреацию граждан. На их территории могут сохраняться земельные участки
иных пользователей
и собственников с
парка на покупку такой земли. На 1 января 1998 г. в России действовало 32
природных национальных парка общей площадью в 6.7 млн. га. Территория этих
высших форм охраны составила 0.2% от общей площади страны.
Национальные природные парки - новая для России форма охраны территорий.
Первые два (Лосиный остров и Сочинский) были созданы лишь в 1983 г., 12 из
32 - в последние
пять лет. Реализация
пока еще сталкивается с серьезным противодействием со стороны хозяйствующих
субъектов, деятельность которых этим статусом ограничивается. Пока эту
форму нельзя считать
эффективным методом
природы, однако внимание общественности и тенденции, известные по другим
странам, дают достаточно надежд на постепенную реализацию потенциала этой
формы охраны природных
комплексов.
3. Заказники
Природные заказники
земли могут как отчуждаться, так и не отчуждаться у собственников и
пользователей, они могут быть как федерального, так и местного подчинения.
Среди заказников федерального значения наибольшую роль играют
зоологические, другие формы - ландшафтные, ботанические, лесные,
гидрологические, геологические - распространены в меньшей степени. На 1
сентября 1994 г. в стране существовало 59 охотничьих и комплексных
заказников федерального значения общей площадью в 62.0 млн.га. Основной их
функцией является охрана охотничьей фауны. Охота запрещена всегда, но
нередко бывают введены и весьма существенные ограничения на
лесоэксплуатацию,
строительство и некоторые
деятельности. Охрана
этих резерватов обычно довольно неплохо
налажена.
4. Водно-болотные угодья
Среди не оговоренных в Законе
можно указать на такую
как, имеющие международное значение - главным образом в качестве места
обитания водоплавающих птиц, которые создаются в плане выполнения страной
ее обязательств, вытекающих из членства в Конвенции о водно-болотных