Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:00, курсовая работа
Целью исследования данной работы является изучение и обобщение современной теории и практики формирования и развития института паевых инвестиционных фондов как наиболее перспективной формы коллективного инвестирования в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить особенность функционирования ПИФов;
2) рассмотреть историю становления и развития ПИФов;
3) проанализировать структуру рынка ПИФов;
4) рассмотреть перспективы развития ПИФов.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Основы функционирования инвестиционных фондов
1.1 Понятие и виды инвестиционных фондов ………………………………….5
1.2 Сходства и различия российских и американских фондов……………….10
2. Теоретические основы функционирования ПИФов в России
2.1 ПИФ как особый тип коллективного инвестирования ………………......13
2.2 История становления и развития рынка ПИФов в России, особенности функционирования российских ПИФов в современных условиях хозяйствования ……………………………………………………………...…. 16
3. Анализ современного состояния российского рынка ПИФов
3.1 Анализ структуры российского рынка ПИФов …………………………. 21
3.2 Анализ основных показателей развития рынка ПИФов
на современном этапе ………………………………………………………….. 23
3.3 Методика расчета стоимости пая …………………………………………. 26
3.4.Первичное размещение инвестиционных паев …………………………... 26
4.Перспективы развития ПИФов в РФ ……………………………………. 30
Заключение ………………………………………………………………….…. 33
Список литературы …………………………………………………………….. 34
Появление большого количества секторальных фондов свидетельствует о существенном развитии индустрии фондов в России. Секторальные фонды, несмотря на их массовое развитие в 2007 году, начали появляться ранее. Стоит отметить несколько интересных продуктов появившихся в 2007 году.
Начнем с нового фонда «Жизнь» управляющей компании Тройка Диалог. Данный ПИФ создан по аналогии с зарубежными unit-linked policy, являющимися синтезом фондов и страхования жизни. В связи с особенностями российского законодательства в компании были вынуждены изменить рабочую схему продукта. В итоге все работает по следующей схеме: вкладчик покупает паи фонда, а УК приобретает полюс страхования жизни за свой счет. Фонд имеет агрессивную стратегию, аналогичную ПИФу «Добрыня Никитич», а его комиссия составляет 5% от средней стоимости чистых активов. Фонд был зарегистрирован 11 октября 2007 года и спустя около трех недель сформирован. Стоимость чистых активов на конец года составляла 78,79 млн. руб.
Другой необычный продукт - фонд «Халяль» под управлением БКС. Этот ПИФ рассчитан на инвесторов мусульман, желающих вкладывать свои средства в разрешенные исламом инструменты. На средства фонда в частности нельзя будет приобретать акции компаний, производящих алкоголь и свинину, а также облигации с фиксированной доходностью. Данный фонд является очень специфическим, и, по мнению многих экспертов, российский рынок еще не созрел до подобных продуктов. По данным на конец года в фонде не было куплено ни одного пая, но у управляющих еще остается надежда, так как его формирование продлилось до 8 февраля 2008 года.
В связи с выбором российского города Сочи для проведения зимней олимпиады 2014 года были созданы несколько фондов для инвестирования в компании, задействованные в подготовке к проведению олимпиады. Логичнее создавать для подобных целей закрытые ПИФы, имеющие доступ к более широкому кругу инвестиционных проектов. Но были также созданы и два открытых ПИФа, предоставляющие возможность каждому «инвестировать в олимпиаду».
Первый такой фонд (ПИФ Олимпийский проспект – Сочи 2014) был сформирован УК Банка Москвы в середине октября, а на конец года его активы уже составляли 161,98 млн. руб. В конце декабря был сформирован второй подобный ПИФ (ПИФ Максвелл Олимпийский) под управлением Максвелл Эссет Менеджмент. Хотя идея звучит довольно интересно, на практике открытым паевым фондам достаточно трудно найти большое количество ликвидных компаний, задействованных к подготовке к играм. Поэтому их портфели не сильно отличаются от других фондов широкого рынка, а названия носят лишь маркетинговый характер.
3.2 Анализ основных показателей развития рынка ПИФов на современном этапе
Суммарная стоимость чистых активов всех фондов выросла за год более чем на 24% и достигла 373 млрд. руб. Темпы роста слегка замедлились по сравнению с прошлым годом, когда суммарные активы подскочили почти на 65%. Увеличение суммарной стоимости активов обеспечивается ростом трех показателей: увеличение стоимости пая, привлечение и первичное размещение паев. В 2005 году рост СЧА в большей степени был обеспечен высокой доходностью фондов или, другими словами, приростом стоимости пая. В 2006 году росту способствовали сразу два хороших показателя: высокая доходность и крупные привлечения, которые составили в открытые и интервальные фонды около 45 млрд. руб. В минувшем году привлечение в фонды и их доходность находились на достаточно низком уровне. Поэтому львиную долю прироста СЧА составило первичное размещение паев.
Больше всего удалось
Как было отмечено выше, привлечение в фонды в 2009 году было достаточно вялым, но, несмотря на выводы денежных средств значение показателя осталось положительным и составило на начало этого года более 856,35 млн. руб. для открытых фондов, а для интервальных ПИФов этот показатель оказался отрицательным -34,66 млн. руб. В минусе оказались открытые ПИФы смешанных инвестиций (-107,61 млн. руб.) и интервальные ПИФы акций (-19,93 млн. руб.). Напротив, больше всего средств инвесторы вкладывали в открытые ПИФы облигаций (279,07 млн. руб.) и открытые ПИФы акций (695,29 млн. руб.).
Наибольшую среднюю доходность по категории продемонстрировали фонды облигаций (+0.49%, индекс IF-FI +1.6%,), однако подавляющее большинство мест по доходности досталось ПИФам акций (средний результат по категории -1.39%).
Февраль оказался успешным для управляющих компаний: впервые за долгое время открытые паевые фонды смогли привлечь пайщиков в большем объеме, нежели потерять. В рассматриваемом периоде приток средств составил 856.75 млн. рублей. В основном инвесторы обратили свое внимание на ПИФы акций (+696.21 млн. рублей) и облигаций (279.07 млн. рублей).
Среди открытых паевых фондов больше всего новых денег поступило в ПИФы акций (+695,29 млн. руб.), на втором месте ПИФы облигаций (+279,09 млн. руб).На третьем месте уверенно расположились индексные фонды (+10,57 млн. руб.). Привлечение в них, в отличие от первых двух групп, на протяжении всего года было достаточно равномерным без резких крупных выводов и вводов. Среди интервальных фондов больше всего потеряли агрессивные фонды - ПИФы акций (-19,93 млн. руб.).
Первичное размещение паев представляет
особый интерес для анализа
Для закрытых ПИФов схема совсем другая. Так как они могут привлекать денежные средства только на первичном или дополнительных размещениях паев, организовать которые не так просто, управляющие стремятся собрать как можно больше денежных средств при формировании фонда. Таким образом, объемы первичного размещения паев для закрытых фондов являются аналогом показателя чистого привлечения для открытых и интервальных фондов. Несмотря на то, что показатель представляет наибольший интерес для закрытых ПИФов интересны и общие объемы, так как они позволяют в совокупности с привлечением сделать полный анализ притока денежных средств в фонды. Покупка паев на первичном размещении открытых и интервальных ПИФов отличается от их приобретения во время работы тем, что с инвестора не взимается надбавка.
Общий объем первичного размещения в 2007 году составил 204,5 млрд. руб., что более чем в четыре раза выше прошлогоднего значения показателя (48,92 млрд. руб).
Больше всего было вложено в закрытые фонды (197,03 млрд. руб.). Интервальные фонды на первичном размещении привлекли около 5 млрд. руб., а открытые - 2,5 млрд. руб.
На первом и втором местах по объемам первичного размещения расположились управляющие компании Континенталь и Агана с 82,89 млрд. руб. и 56 млрд. руб. соответственно. Первый фонд является закрытым ПИФов смешанных инвестиций, а второй - закрытый ПИФ акций. Обе эти компании за счет создания столь крупных фондов вошли в пятерку крупнейших УК.
На третьем месте по объемам первичного размещения располагается компания КИТ Фортис Инвестментс, сформировавшая 6 ПИФов, общим объемом первичного размещения 7,48 млрд. руб. В 2007 году компания показала очень хорошие результаты сразу по ряду направлений: второе место по привлечению в открытые и интервальные ПИФы, третье место по первичному размещению, а также один из фондов данной УК занял первое место в нашем рейтинге в группе пониженного риска.
Лучшим закрытым фондом акций стал «Регионгазфинанс — Региональный». Средняя доходность фондов облигации оказалась значительно ниже инфляции, которая на конец ноября превысила 10%. Многие облигационные ПИФы страдали от присутствия большого количества акций в их портфелях.
Расчетная стоимость инвестиционного пая определяется путем деления стоимости чистых активов фонда на количество инвестиционных паев по данным реестра владельцев инвестиционных паев фонда на момент определения расчетной стоимости. Таким образом, расчетная стоимость пая показывает, какое количество чистых активов фонда приходится на один инвестиционный пай фонда.
Стоимость чистых активов (СЧА) паевого инвестиционного фонда определяется как разница между стоимостью активов этого фонда и величиной обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных активов, на момент определения стоимости чистых активов.
Стоимость активов фонда определяется как сумма денежных средств на счетах и во вкладах и оценочной стоимости иного имущества, составляющего указанные активы. Для определения оценочной стоимости ценных бумаг, составляющих имущество фонда, используются признаваемые котировки российских организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Стоимость чистых активов открытого паевого инвестиционного фонда и расчетная стоимость одного инвестиционного пая определяются каждый рабочий день (в выходные дни и дни, являющиеся государственными праздниками, СЧА и стоимость инвестиционного пая принимаются равными соответствующим значениям, рассчитанным на последний рабочий день). Стоимость чистых активов фонда и расчетная стоимость инвестиционного пая фонда определяются в рублях с точностью 2 знака после запятой по состоянию на 20 часов московского времени. Расчет указанных значений осуществляется до окончания рабочего дня, следующего за днем, по состоянию на который осуществляется расчет.
3.4. Первичное размещение инвестиционных паев
Первичное размещение инвестиционных паев, заключающееся в их продаже инвесторам, возможно только после регистрации правил фонда и проспекта эмиссии в Федеральной комиссии. С момента регистрации проспекта эмиссии и до начала размещения инвестиционных паев может быть определенный временной интервал, что связано с организационными процедурами, подготовкой к началу размещения, рекламной кампанией и т.д. По сути дела, в этот период управляющая компания делает публичное предложение всем желающим приобрести инвестиционные паи на условиях, зафиксированных в правилах фонда и проспекте эмиссии. Со стороны управляющей компании этот процесс имеет название «публичная оферта». Период от даты регистрации проспекта эмиссии до начала продажи инвестиционных паев не может составлять более 180 дней. В течение этого периода времени потенциальные инвесторы имеют возможность ознакомиться с правилами фонда и проспектом эмиссии, чтобы принять обоснованное решение. Если инвесторов устраивают условия публичной оферты, то они оплачивают инвестиционные паи путем перечисления денежных средств на счет, указанный в проспекте эмиссии, и подают управляющей компании заявки, т.е. производят акцепт оферты. Период, в течение которого должно пройти первичное размещение, не должен быть более трех месяцев.
В течение срока первичного размещения продажа инвестиционных паев фонда осуществляется по единой фиксированной цене для всех инвесторов вне зависимости от времени приобретения пая. Это ставит в более привилегированное положение инвесторов, приобретающих паи в конце периода размещения. В связи с тем что в период первичного размещения выкуп инвестиционных паев не производится, средства, полученные от продажи паев, включаются в финансовый оборот и начинают приносить определенный доход.
Средства от реализации инвестиционных паев в первый месяц размещения станут приносить доход в течение всего срока размещения. Доход от этих средств будет значительно больше, чем доход от вложения средств, размещенных в конце третьего месяца. Только после завершения первичного размещения будет производиться выкуп инвестиционных паев по цене, соответствующей стоимости чистых активов, в расчете на один размещенный пай. Если инвестор открытого ПИФ приобрел пай в последний день размещения, а затем предъявил его к выкупу, то он получает сумму, большую, чем цена приобретения пая, так как в течение периода размещения средства приносили инвестиционный доход. Таким образом, этот инвестор получит часть инвестиционного дохода, заработанного на средства других инвесторов, которые приобрели паи раньше.
При определении цены размещения управляющая компания может включить в цену надбавку, не превышающую 5% цены размещения. Надбавка устанавливается только в том случае, если размещение паев осуществляется через агентов по размещению. Надбавка служит источником для выплаты вознаграждения агентам. Если же размещение инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда осуществляется управляющей компанией без участия агентов, надбавка не устанавливается. Оплата расходов управляющего по размещению инвестиционных паев производится в пределах вознаграждения управляющей компании, устанавливаемого в процентном выражении к средней стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда в течение финансового года.
По окончании срока первичного размещения инвестиционных паев фонда стоимость его активов должна составлять не менее 5 млн. руб. для интервального паевого фонда и не менее 2,5 млн. руб. для открытого фонда. В случае, если по окончании срока первичного размещения инвестиционных паев стоимость активов фонда составит меньше указанной величины, фонд подлежит ликвидации.
Инвестор, желающий приобрести инвестиционный пай, подает управляющей компании или агенту по размещению заявку, в которой должны быть указаны реквизиты покупателя, количество приобретаемых паев и цена приобретения.