Пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 17:29, доклад

Описание

В развитии систем пенсионного обеспечения западных стран современные исследователи выделяют несколько этапов.
Первым этапом принято считать период 90-х годов XIX в. - конце 20-х гг. в XX века. Перемены, вызванные урбанизацией, индустриализацией, монополизацией экономики, потребовали новой доктрины социальной защиты взамен существовавшей на принципах самоподдержки, семейного обеспечения нетрудоспособных, благотворительности.

Содержание

1) Международная практика развития пенсионного обеспечения. ……………………………………………………………………….2-3
2) История развития пенсионных фондов в России. ………………………………………………………………………..4-6
3) Пенсионный фонд Российской Федерации в наше время. .............................................................................................................7-10
4) Негосударственные пенсионные фонды (функции, цели, права, требования, преимущества)…………………………………….10-15
5) Пенсионные системы различных стран……………………15-20
6) Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Pensionnye_fondy.docx

— 43.92 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

1) Международная практика развития  пенсионного обеспечения. ……………………………………………………………………….2-3

 

2) История развития пенсионных фондов в России. ………………………………………………………………………..4-6

 

3) Пенсионный фонд Российской Федерации в наше время. .............................................................................................................7-10

 

4) Негосударственные пенсионные фонды (функции, цели, права, требования, преимущества)…………………………………….10-15

 

5) Пенсионные системы различных  стран……………………15-20

 

6) Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная практика развития пенсионного  обеспечения

В развитии систем пенсионного обеспечения  западных стран современные исследователи  выделяют несколько этапов.

Первым  этапом принято считать период 90-х  годов XIX в. - конце 20-х гг. в XX века. Перемены, вызванные урбанизацией, индустриализацией, монополизацией экономики, потребовали  новой доктрины социальной защиты взамен существовавшей на принципах самоподдержки, семейного обеспечения нетрудоспособных, благотворительности. Исторический шаг  был сделан в конце XIX века, когда  имперское германское правительство, руководимое Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования  для работающих в промышленности. В Германии появляются кассы взаимопомощи и медицинские кассы (1883 - 1889 гг.), обеспечение по инвалидности и старости.

Примеру Германии следуют другие европейские  страны, столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами. Начиная  с 1919 г. в некоторых национальных законодательствах, в особенности  англосаксонских и скандинавских  странах вводятся безвозмездные  пенсионные системы, поддерживаемые государственными организациями, обеспечивающие помощь по старости. Подобные системы основываются на гуманистической идее, что общество должно помогать социально уязвимым гражданам.

Основными характеристиками первого этапа  развития пенсионного обеспечения  являются:

финансирование  бюджетов пенсионного обеспечения  осуществляется в основном не на страховых  принципах, расходы по ним возмещаются  из текущих доходов предприятии, государство практически не участвует  в финансировании данных систем;

добросовестное  выполнение своих профессиональных обязанностей и лояльность по отношению  к предпринимателю обязательны  для получения работником пенсии;

оценка  факторов социального риска для  работников, выплачивающих взносы (первоначально  на добровольной основе) производится с помощью актуарных расчетов.

Второй (коллективно-договорной) этап развития систем пенсионного обеспечения  продолжался примерно до середины 70-х  гг. XX века, а его начало связывают  с экономическим кризисом 30-х  гг. В этот период формируются национальные системы пенсионного обеспечения. Государство решительно вторгается в сферу социального страхования, берет на себя ряд обязательств по финансовому участию в социальном обеспечении инвалидов, безработных и престарелых. Становятся нормой обязательные страховые взносы застрахованных лиц. Аргументируется это тем, что выплачиваемые пенсии - это право, а не помощь, и взносы самих застрахованных - средство для поддержания достоинства получателей.

До  второй мировой войны безвносные пенсии имеют первостепенное значение по сравнению с социальным страхованием, но это рассматривается как переходный этап к страхованию пенсий. В годы второй мировой войны разрабатывается  и публикуется целый ряд документов (Атлантическая хартия, Филадельфийская  декларация Международной организации  труда, доклад У. Бевериджа), рассматриваемых  в качестве базы приведения социальной политики западных государств в послевоенный период во избежание нового разрушительного  экономическою кризиса. Новая концепция  системы социальной защиты излагается в докладе У. Бевериджа правительству  Великобритании (1942 г.) Беверидж составляет свой план социального обеспечения, согласно которому все лица, потерявшие заработок, “должны пользоваться идентичной социальной защитой”. Выдвинуты предложения  о всеобщности системы социального  обеспечения, защиты от всех случаев  потери заработка, одинакового для  всех размера пенсий и пособий, как  и условий их выплаты. На протяжении 1944 - 1948 гг. лейбористское правительство  Англии принимает ряд законодательных  актов, на основе которых строится единая система социальной защиты, охватывающая все население и все случаи потери заработка. Аналогичные реформы  проходят после второй мировой войны  во многих западных странах.

Основными результатами второго этапа развития систем пенсионного обеспечения можно считать: расширение сферы применения систем с точки зрения охвата профессиональных групп работников; повышение роли и доли участия работодателей и государства; повышение степени страховой солидарности между различными группами населения (молодыми и пожилыми).

Третий (современный) этап развития систем пенсионного  обеспечения следует назвать  неокорпоративным, так как начинается поворот от коллективно-договорного  регулирования к “приватизации”, переход управления процессами социальной интеграции с национальных и отраслевых на микропроизводственные уровни. Государство  отказывается от всеобъемлющего воздействия  на процессы воспроизводства, отдавая  должное частной инициативе, в  том числе и в вопросах пенсионного  обеспечения.

 

История развития пенсионных фондов в России.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем  в большинстве развитых стран. В  своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли  пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако  по прошествии переходного периода  экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально  новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения  по старости, которая была введена  в 1927 году. Действовавшая в СССР система  пенсионного обеспечения функционировала  в рамках общей системы социального  обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных  видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все  граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.

Хотя  данная пенсионная система входила  в так называемую систему социального  страхования, она не содержит экономических  признаков системы государственного пенсионного страхования, которые  наиболее наглядно выражаются в базовых  принципах государственного пенсионного  страхования. Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система  имела одно важное преимущество - она  обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый  прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который  в свою очередь, входил в государственный  бюджет страны. Таким образом, эта  пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного  обеспечения являлся составной  частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам.

Учитывая  относительно низкие уровни пенсионного  обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые  была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование.

Она была направлена на покрытие существенно  возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа  рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением  в действие Закона от 14.07.56 г. “О государственных  пенсиях”. Значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение  пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров  в два раза.

Важным  этапом формирования цивилизованной программы  государственного пенсионного страхования  следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право  на получение пенсий колхозниками в  период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое  повышение уровня пенсионного обеспечения  трудящихся, увеличение числа пенсионеров  обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета  в фонд государственного социального  страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все  расходы этой системы, недостающая  часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального  страхования

Пенсии  по государственному социальному страхованию  представляли собой гарантированные  ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся  с прошлым заработком. В зависимости  от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение  по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное  обеспечение инвалидов войны, с  детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик.

Военнослужащие  рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели  право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи -

в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались  независимо от продолжительности военной  службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное  обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном  Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.

Пенсионное  обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое  в то же время не исключало возможности  получения работником науки или  членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.

Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному  союзному фонду социального обеспечения  колхозников. За счет средств союзного бюджета выплачивались также  и персональные пенсии союзного значения. За счет республиканских бюджетов выплачивались  персональные пенсии республиканского значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик  выплачивались пенсии инвалидам  войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.

Полноправное  пенсионное обеспечение колхозников  было введено только в 1965г. Законом  о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения  колхозников пенсиями.

В 1969 году в стране была введена единая система социального

страхования колхозников. Пенсионное обеспечение  членов колхозов осуществлялось непосредственно  из Централизованного союзного фонда  социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и  ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Все эти элементы пенсионной системы  наглядно показывают наличие серьезных  методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в  конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в  состоянии справляться с возложенными на неё функциями.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации в наше время.

Пенсионный  фонд имеет огромное влияние на экономику  страны, так как главной целью  его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения и  накопления средств во времени и  в пространстве - где бы человек  ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует  себе определенный прожиточный уровень  в будущем.

Пенсионный  фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его  важное социальное значение.

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации  утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Правовой основой  ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О  трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ; Федеральный  закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.

Информация о работе Пенсионные фонды