Пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 17:29, доклад

Описание

В развитии систем пенсионного обеспечения западных стран современные исследователи выделяют несколько этапов.
Первым этапом принято считать период 90-х годов XIX в. - конце 20-х гг. в XX века. Перемены, вызванные урбанизацией, индустриализацией, монополизацией экономики, потребовали новой доктрины социальной защиты взамен существовавшей на принципах самоподдержки, семейного обеспечения нетрудоспособных, благотворительности.

Содержание

1) Международная практика развития пенсионного обеспечения. ……………………………………………………………………….2-3
2) История развития пенсионных фондов в России. ………………………………………………………………………..4-6
3) Пенсионный фонд Российской Федерации в наше время. .............................................................................................................7-10
4) Негосударственные пенсионные фонды (функции, цели, права, требования, преимущества)…………………………………….10-15
5) Пенсионные системы различных стран……………………15-20
6) Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Pensionnye_fondy.docx

— 43.92 Кб (Скачать документ)

Пенсионный  фонд и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:

- целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии  с назначением ПФ РФ;

- организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда  здоровью работников и других  граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него  добровольных взносов (в том  числе валютных ценностей) физических  и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых  органов за своевременным и  полным поступлением в ПФ РФ  страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

- межгосударственное и международное  сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ  РФ, участие в разработке и  реализации в установленном законом  порядке межгосударственных и  международных договоров и соглашений  по вопросам пенсий и пособий.

Постановлением  Правления Пенсионного фонда  РФ от 9 октября 2000г. № 118 "О создании управлений ПФР в федеральных  округах" созданы управления Пенсионного  фонда России в 7 федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном), утверждено Типовое положение об Управлении Пенсионного фонда РФ в федеральном округе.

Основными задачами управления Пенсионного фонда  в федеральном округе являются:

- координация и контроль за  деятельность отделений Пенсионного  фонда в федеральном округе;

- взаимодействие с полномочным  представителем Президента Российской  Федерации;

- координация программ социальной  защиты пожилых и нетрудоспособных  граждан;

- взаимодействие с органами Федерального  казначейства, Министерства по налогам  и сборам, органами государственной  власти и местного самоуправления  по вопросам прохождения средств  и обобщения сведений о доходной  части бюджета Пенсионного фонда.

Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая  рядом особенностей:

- фонд запланирован органами власти  и управления, и имеет строгую  целевую направленность;

- денежные средства фонда используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

- формируется в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу,  тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонд, распространено большинство  норм и положений Налогового  Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

- расходование средств из фонда  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного органа (Правление  фонда).

Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако, эта  самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической  и финансовой самостоятельности  государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Трудовая  пенсия -- ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации гражданам  заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии.

В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости (по  возрасту);

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю  потери кормильца.

Трудовая  пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой  части; страховой части; накопительной  части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

- мужчины, достигшие возраста 60 лет;

- женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая  пенсия по старости назначается при  наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Государственные пенсии назначаются и выплачиваются  в соответствии с Законом "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации" отдельным  категориям граждан за счет средств  федерального бюджета. 

Пенсия  по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой  определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам  в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при  выходе на трудовую пенсию.

Пенсии  по государственному пенсионному обеспечению  имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Установлены  следующие размеры пенсий федеральным  служащим за выслугу лет при наличии  стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного  заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой  и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа  государственной службы сверх 15 лет  пенсия за выслугу увеличивается  на 3% среднемесячного заработка. При  этом общая сумма пенсии за выслугу  лет не может превышать 75% среднемесячного  заработка федерального государственного служащего.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный  уровень жизни.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система  пенсионного обеспечения. При такой  системе взносы, аккумулирующиеся в  пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним  пенсионерам, а накапливаются, инвестируются  и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все  сбережения плательщика и весь его  инвестиционный доход, полученный на эти  сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату  пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может  быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными  деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут  на себя и частные компании.

 

Негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме  дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также  в форме личного пенсионного  страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительная  профессиональная пенсионная система  должна отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать выплату пенсий, а  не единовременных сумм, и согласовываться  с государственной пенсионной  системой в отношении видов  пенсий и условий их назначения;

2) иметь как установленные выплаты,  так и установленные взносы, являться  солидарной либо накопительной  или использовать одновременно  оба эти принципа;

3) финансироваться как за счет  взносов работодателя, так с участием  работников;

4) иметь финансовое покрытие в  форме накопленных активов и  будущих поступлений взносов  -- актуарный баланс.

Самой распространенной в Российской Федерации  формой негосударственного пенсионного  обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

НПФ - особая организационно-правовая форма  некоммерческой организации социального  обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению участников  фонда в соответствии с договорами  негосударственного пенсионного  обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика  по обязательному пенсионному  страхованию в соответствии с  Федеральным законом от 15 декабря  2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации"  и договорами об обязательном  пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному  страхованию в соответствии с  федеральным законом и договорами  о создании профессиональных  пенсионных систем Федеральный  закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О  негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Федерального закона  от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

.

Для обеспечения надежности негосударственных  пенсионных фондов законодательством  определен ряд требований к их деятельности:

  1. Особый статус НПФ

НПФ - некоммерческая организация социального  обеспечения. Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет  ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

  1. Структура имущества НПФ

Имущество НПФ подразделяется на имущество  для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и  пенсионные накопления.

Пенсионные  резервы фонда формируются исключительно  для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения  своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

На  средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей,

управляющей компании, специализированного депозитария  и иных третьих лиц. В целях  обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством  установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности и минимальный  размер совокупного вклада учредителей (30 миллионов рублей). 

  1. Меры по обеспечению открытости и прозрачности НПФ

Фонд  не реже, чем 1 раз в год информирует  вкладчиков и участников о состоянии  их пенсионных счетов и публикует  отчет о своей деятельности в  периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.

  1. Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений

Фонд  осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для  органов государственного, вневедомственного  надзора и контроля, специализированного  депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены  принципы распределения дохода, полученного  от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности НПФ. 

  1. Страхование рисков

Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ обязательств по выплате негосударственных  пенсий формируется страховой резерв фонда, нормативный размер которого определяется уполномоченным Федеральным  органом.

НПФ выполняет следующие функции:

* разрабатывает условия негосударственного  пенсионного обеспечения участников;

* заключает пенсионные договоры;

* аккумулирует пенсионные взносы;

* ведет пенсионные счета, информирует  вкладчиков и участников о  их состоянии;

* заключает договоры с управляющим  фонда;

* формирует и размещает самостоятельно  или через управляющего собственные  средства, включая пенсионные резервы;

* ведет бухгалтерский учет и  осуществляет актуарные расчеты;

* производит выплаты негосударственных  пенсий;

* осуществляет контроль за своевременным  и полным поступлением средств  в фонд и исполнением своих  обязательств перед участниками;

* предоставляет информацию о своей  деятельности.

Вкладчики НПФ имеют право:

1) требовать от фонда исполнения  обязательств фонда по пенсионному  договору в полном объеме;

2) представлять перед фондом свои  интересы и интересы своих  участников, обжаловать действия  фонда;

Информация о работе Пенсионные фонды