Переход к информационному обществу и проблемы обеспечения безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:59, контрольная работа

Описание

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.

Содержание

Введение.
1. Информационное общество для всех — информационное общество для каждого человека в отдельности
2. Цели и задачи развития информационного общества в Российской Федерации.
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
4. Методологические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России в рамках всеобщей и региональной систем коллективной безопасности.
5. Всеобщая (универсальная) система коллективной безопасности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая безопасность деятельности социальных систем.docx

— 38.17 Кб (Скачать документ)

Уральский социально-экономический  институт

Образовательного учреждения профсоюзов

«Академия труда и социальных отношений»

 

Кафедра экономики труда

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Контрольная работа

На тему: Переход к информационному обществу и проблемы обеспечения безопасности России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                             Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

 

Содержание.

Введение.

  1. Информационное общество для всех — информационное общество для каждого человека в отдельности
  2. Цели и задачи развития информационного общества в Российской Федерации.
  3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
  4. Методологические и правовые проблемы  обеспечения национальной безопасности России в рамках всеобщей и региональной систем   коллективной безопасности.
  5. Всеобщая (универсальная) система коллективной безопасности. 

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей  страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации  может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое  процветание и необходимые условия  для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.

К характерным чертам и  признакам информационного общества следует отнести:

  • формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;
  • становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
  • создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
  • возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;
  • повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
  • создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

Понятие "Система информационной безопасности" складывается из трех терминов - система, информация и безопасность. Следовательно, для правильного  восприятия и понимания того, чем  является "Система информационной безопасности", необходимо дать определение  и пояснение каждому термину.

Система - это набор устремленных к достижению общих целей и  функционирующих как единое целое, взаимосвязанных элементов или  частей. В сфере информационной безопасности этими элементами или составными частями будут:

  • специальные организации или подразделения в составе организации (далее просто организации), осуществляющие деятельность в сфере информационной безопасности;
  • средства, используемые этими организациями в своей деятельности;
  • мероприятия, проводимые этими организациями в рамках своей деятельности;
  • методы, применяемые этими организациями при проведении мероприятий.

Информация (в переводе с  латинского - ознакомление, разъяснение, изложение) с философской точки  зрения (Н. Винер) - это не энергия  и не материя. Здесь информация рассматривается  как категория действия - ознакомить, изложить, разъяснить и т.д.

 С.И. Ожегов дает  два определения информации. Это: 

1.) сведения об окружающем  мире и протекающих в нем  процессах; 

 Здесь информация рассматривается  как категория, не предполагающая каких либо действий, достаточно наличия сведений в каком либо виде.

2.) сообщения, осведомляющие  о положении дел, о состоянии  чего-либо.

 Здесь информация опять  рассматривается как категория  действия - необходимо действие по  передаче сведений.

Безопасность - это состояние  защищенности (отсутствие опасности, "без  опасности") от внутренних и внешних  угроз жизненно важных интересов:

  • личности;
  • предприятия;
  • государства.

 

 

1.Информационное  общество для всех — информационное  общество для каждого человека  в отдельности 

Для формирования и развития информационного общества в России нельзя ждать, когда будет преодолен  социально-экономический кризис и  наступит стабилизация. Наоборот, Россия войдет ускоренными темпами в  число экономически развитых стран  и создаст высокие стандарты  качества жизни для своих граждан  только при условии, если выход из затянувшегося кризиса будет  базироваться на повсеместном распространении  и массовом использовании информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Это  первое. Второе. Данному технологическому укладу должны соответствовать адекватные социально-экономические, политические структуры и институты. Третье. Требуемая  адекватность может быть обеспечена при наличии в обществе соответствующего механизма согласования интересов  хозяйствующих субъектов, экономических, политических, социальных структур, других институтов и государства в целом. И четвертое. Необходимое и самое  важное условие — учет интересов  каждого конкретного человека. А  этого можно достигнуть только тогда, если осуществляется переход не просто к рыночным отношениям, а к рыночным отношениям самого высокого уровня развития. Это означает, что отношения между  всеми хозяйствующими субъектами строятся на договорной основе и личные потребности (спрос) удовлетворяются через индивидуальный заказ и адресное производство, а  товаром становится особый продукт  — информация. В этом случае механизм взаимосвязи производства и потребления  выступает как инструмент согласования интересов хозяйствующего субъекта и интересов каждого конкретного  человека. Иными словами, конкретный человек во всем многообразии потребностей и их удовлетворение становятся целью  развития социально-экономической  системы, а равно и целью построения информационного общества, а критерий эффективности достижения цели —  это динамичное сокращение времени между возникновением потребности конкретного человека и общества в целом и ее удовлетворением.

 На какой методологической  базе построены такие предложения?  Теоретически обоснованный выбор  цели развития социально-экономической  системы является фундаментальной  задачей в преодолении кризисов, в адекватном выборе форм и  методов государственного регулирования,  в реформировании экономической,  социокультурной, политической, научно-технической и технологической сфер общества. С позиции системного подхода это должна быть конечная цель, то есть такая цель, которая не может стать средством достижения цели более высокого порядка и которая в то же время является началом (обратной связью) качественно нового витка развития как социально-экономической системы в целом, так и каждой ее подсистемы. Если социально-экономическую систему и все ее подсистемы рассматривать с позиции единой конечной цели, то в этом случае сопоставление прошлой, наличной и прогнозируемой ситуации с этой целью позволяет получить представление о состоянии развития, о содержании прямых и обратных связей и о их влиянии на развитие системы как целое. Более того, если социально-экономическая система может быть рассмотрена с позиции реализации конечной цели, то она (цель) имеет общепланетарный, глобальный характер. Отсюда вытекает, что если сопоставить существующую практику социально-экономического развития как в России, так и любой другой стране мирового сообщества с теоретически обозначенной конечной целью, то можно выявить лишние или недостающие звенья в механизме ее (цели) реализации и определить наиболее короткий и эффективный путь достижения. С позиции такого теоретического подхода под конечной целью развития социально-экономической системы должен быть только конкретный Человек во всем многообразии материальных и духовных потребностей, создание условий равного доступа к благам при их бесконечном разнообразии и их удовлетворение.  Что будет, если целью развития общественной системы, а равно и целью построения информационного общества будет не конкретный Человек? Самый важный вывод проведенных теоретических изысканий заключается в том, что если целью развития социально-экономической системы будет не Человек, то неизбежен, по крайней мере тупиковый вариант — это в лучшем случае, а скорее всего глобальный кризис с катастрофическими последствиями. Если же целью развития общественной системы будет Человек, то ей (цели) адекватна собственность общественная и в то же время индивидуальная (частная), неадекватна — корпоративная и государственная; избранной цели адекватны свободные договорные отношения, переходящие в семейные, неадекватны — принудительные; избранной цели адекватны свободные демократические отношения и неадекватны тоталитарные. Избранной цели адекватен такой технологический уклад, который позволяет устанавливать взаимосвязь между людьми в реальном масштабе времени — "on-line", по принципу "здесь и сейчас". Такую взаимосвязь могут обеспечить Интернет-технологии. Таким образом, только в данной форме человеческих отношений адекватны друг другу собственность общественная и в то же время индивидуальная, свободные договорные отношения, демократический выбор и технологический уклад, обеспечивающий взаимосвязь между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления в реальном масштабе времени.

Концепция формирования информационного  общества в России.

 Цель Концепции –  определение российского пути  перехода (или построения) информационного  общества, основных условий, положений  и приоритетов государственной  информационной политики, обеспечивающих  его реализацию. В Концепции формулируются  политические, социально-экономические,  культурные и технико-технологические  предпосылки и условия этого  перехода и обосновывается специфика  российского пути к информационному  обществу.

 В России за последние  7-10 лет сформировались такие факторы  социально-экономического, научно-технического  и культурного развития, которые  можно рассматривать как предпосылки  перехода к информационному обществу. К таким предпосылкам следует  отнести: 

 Информация становится  общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали  сопоставимыми с традиционными  (энергия, сырье и т.д.) ресурсами.

 

 

2.Цели и задачи развития информационного общества в Российской Федерации.

— создание единого информационного  пространства Российской Федерации  и его интеграция в глобальное информационное пространство;

—переход от экономики, основанной на расширяющемся потреблении природных  ресурсов, к экономике, основанной на знаниях и обеспечении качественного  повышения производительности труда  и экономического роста;

— повышение эффективности  системы государственного управления и предотвращение угроз безопасности страны;

—подъем общественного благосостояния и культуры, повышение уровня жизни  населения на основе роста общественной ценности интеллектуально насыщенной инновационной деятельности;

— повышение доступности  информационно-коммуникационных технологий населению на всей территории Российской Федерации;

— преодоление «цифрового разрыва» на территории Российской Федерации  с целью повышения уровня жизни  и сокращение угроз национальной безопасности;

— использование потенциала информационно-коммуникационных технологий для привлечения граждан к  участию в общественно-политической жизни и качественного развития демократии;

— сокращение угроз национальной безопасности и обеспечение информационной безопасности российского государства, бизнеса, общества и личности.

Принципы развития информационного  общества в Российской Федерации:

Информация о работе Переход к информационному обществу и проблемы обеспечения безопасности России