Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:13, реферат
Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода.
- стабилизацию
экономики, под которой
- реструктуризацию
(структурную перестройку)
- интеграцию
национальной экономики в
Таким образом,
трансформационная экономика
Трансформационная
экономика имеет ряд
Можно выделить следующие главные задачи трансформационной экономики:
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой
системы социальной защиты и социальных
гарантий, ограждающих население от тяжелых
последствий реформирования экономики.
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В настоящее
время в теории и практике проведения
трансформационных
Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения [6, c. 228].
Яркий образец градуализма – реформы в Китае. С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира.
Китайское руководство
придерживается прагматичного подхода.
Оно поощряет рыночные отношения
там, где это возможно, и сохраняет
государственный контроль там, где
считает это необходимым. Политическая
стабильность, способность создать
благоприятные условия для
В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных последствий.
Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.
Успех преобразований
в Китае в решающей степени
связан с наличием огромного слоя
мелких предпринимателей в городе и
в деревне. Снятие ограничений на
индивидуальную трудовую деятельность
в начале 80-х гг. позволило в
очень короткие сроки оживить
торговлю, сельское хозяйство и мелкое
производство. В свою очередь это
дало толчок для более крупных
предпринимательских структур, обладающих
капиталом для дальнейшего
Стоит отметить,
что китайские реформы
«Шоковая терапия»
– это экономическая концепция,
которая считает инструментом формирования
рынка и антиинфляционной политики
одномоментную либерализацию
Монетаризм исходит
из того, что рынок - это самая
эффективная форма
Исходя из этих
соображений, монетаристы делают очень
большой упор на либерализацию экономики,
полагая, что это обеспечит
Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.
Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.
В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.
Выбор, который
большинство стран с переходной
экономикой делают в пользу «шоковой
терапии», обусловлен объективными факторами.
На начальном этапе переходного
периода обычно нет условий для
постепенных преобразований, направляемых
государством. Денежный навес, стремительная
инфляция и развал экономики в
этот период сопровождаются распадом
старых органов государственного управления,
что делает едва ли возможным осуществление
последовательного
Обобщая опыт реформ
в странах с трансформационной
экономикой, ученые пришли к выводу,
что выбор концепции
Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:
1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):
- реформа внутренних цен;
- либерализация системы распределения;
- либерализация внешней торговли;
- либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы;
- реформа банковской системы и создание финансовых рынков.
2. Развитие частного сектора — приватизация:
- малая приватизация и развитие частного сектора;
- крупномасштабная приватизация;
- структурная
перестройка, ликвидация
3. Пересмотр роли государства:
- ограничение
права государственной
- ограничение
прямой хозяйственной
- усиление регулирующей функции в социальной сфере.
4. Макроэкономическая стабилизация:
- новая фискальная политика,
- изменение денежно-кредитной системы,
- законодательная реформа;
- институциональная реформа;
- социальные гарантии.
Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:
Первый пакет
мер — меры по либерализации экономики
связаны с переходом к
Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.