Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:13, реферат
Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода.
Третий пакет
мер требует переосмысления роли
государства в экономике: оно
должно отказаться от прямой собственности
и контроля над производством
и заменить их косвенным регулированием,
которое бы поощряло экономическую
адаптацию и частную
Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация, которая предполагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.
Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.
Таким образом, в настоящее время в теории и практике проведения трансформационных преобразований сложились два противостоящих друг другу направления – градуализм и шоковая терапия.
Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.
«Шоковая терапия»
- это экономическая концепция, которая
считает инструментом формирования
рынка и антиинфляционной политики
одномоментную либерализацию
3
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ
ЭКОНОМИКЕ
Продуманная и последовательная государственная экономическая политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных преобразований.
Важнейшую роль в трансформационной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. Значимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
Макроэкономическая стабилизация национальной экономики означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в экономике и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.
После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.
Важнейшим направлением
формирования рыночных отношений является
структурная перестройка
Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей экономики и населения; низкой конкурентоспособностью продукции на мировом рынке.
Одно из основных
направлений переходного
Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:
- ограничение
прямого вмешательства
- демонополизация
экономики — ликвидация
введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;
- обуздание инфляции,
неизбежной после проведения
либерализации цен. Переход
- развитие рынка
товаров и услуг
- формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
- финансово-экономическая
стабилизация посредством
- преодоление
в экономическом мышлении у
значительной части населения
проявлений патернализма (государство
должно все обеспечить) и эгалитаризма
(уравнительности в
Таким образом,
государство играет первостепенную
роль в трансформационной экономике.
Оно регулирует процессы перераспределения
ресурсов и производство общественных
благ, старается стабилизировать
экономическое развитие, сглаживает
взлеты и падения деловой активности,
сдерживает инфляцию и безработицу,
поддерживает экономический рост.
4 ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% [3].
После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.
В свете нового соглашения по ценам на энергоносители, инициированного Россией, некоторые из этих преимуществ будут постепенно исчезать. Таким образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигнут уровня мировых цен. В то же время международный экономический кризис наносит тяжелый ущерб экспорту и росту ВВП в Беларуси.
На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора.
В годы, непосредственно
следующие за провозглашением независимости,
экономика Беларуси переживала спад,
и инфляция была неконтролируемой.
Через пять лет после провозглашения
независимости ВВП на душу населения
уменьшился до одной третьей от его
уровня 1991 года. После выборов в 1994
году правительство взяло курс на
формирование социально ориентированной
рыночной экономики, начало следовать
новой стратегии роста и
Изначально стратегия
роста имела положительные
Рисунок 4.1 – Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг.
В 2000 году правительство
начало восстановление макроэкономического
порядка и взяло инфляцию под
контроль путем ужесточения денежно-
Таблица 4.1 – Показатели эффективности
белорусской экономики 2000-2009 гг.
2000 | 2004 | 2006 | 2009 | |
Численность безработных, в % к экономически активному населению | 2,1 | 1,9 | 1,2 | 0,9 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | 114,1 | 109,8 | 117,8 | 104,9 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. | 58,9 | 347,5 | 582,2 | 944 |
Индекс
потребительских цен
(декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) |
207,5 | 114,4 | 106,6 | 13,4 |