Переходная экономика Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:13, реферат

Описание

Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода.

Работа состоит из  1 файл

Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно.docx

— 48.10 Кб (Скачать документ)
 

Система множественных  обменных курсов, поддерживаемая с  первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти  довольно быстрыми темпами, поддерживая  рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (рисунок 4.1).

Экономическому  росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный  период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить  льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить  преимущественный доступ на рынок для  своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и  газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США  за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным  образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению  с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный  доступ к российскому рынку и  более низкие ставки заработной платы  сделали белорусский экспорт  в Россию весьма конкурентоспособным [24].

Одновременно  экономический рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские  товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться  с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен  на нефть и газ в 2007 году, последовавший  за новым соглашением с Россией  по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая  часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно  изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно  поставит Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали  и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие  годы. При этом Россия будет поставлять в Беларусь нефть в объеме, необходимом  для внутреннего потребления  за минусом внутренней добычи самой  Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн - это 8 млн. внутреннего  потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике. В соответствии с контрактом между двумя странами, рассчитанная по формуле цена газа для Беларуси в I квартале 2010 г. составит около $168 за тысячу кубометров. В 2009 году средняя цена поставок газа в Беларусь была ниже на 11% - около $150.

Для принятия мер  в ответ на изменения условий  поставок энергоносителей начали реализовываться  правительственные инициативы по переходу от использования газа к использованию  энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей, включая ПИИ в данные области.

Вместе с тем  рост экономических показателей  позволил в определенной мере стимулировать  внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему  социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе рыночных преобразований одно из центральных  мест заняла трансформация отношений  собственности, которая с целью  создания устойчивых предпосылок для  экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности  функционирования как отдельных  предприятий, так и экономики  в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики  в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала  в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие  трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью  исключения неэффективного и незаконного  перераспределения собственности.

Основные задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной  многоукладной экономики рыночного  типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных  и зарубежных инвестиций.

В последние  годы многое сделано в решении  этих задач. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились  в связи:

- с недостаточно  благоприятной правовой и экономической  средой для развития бизнеса;

- слабой государственной  поддержкой предпринимательской  деятельности;

- низким уровнем  инвестиционной привлекательности  для зарубежных инвестиций;

- отсутствием  широкого слоя эффективных собственников,  ориентированных на долгосрочное  развитие предприятий, насыщением  отечественной продукцией белорусского  рынка и ее продвижением на  мировой рынок, расширением производства  и созданием новых рабочих  мест;

- низким уровнем  эффективности управления и экономической  ответственности собственников  приватизированных предприятий  и персонала за результаты  их производственной деятельности [24].

Медленно формируется  рыночная инфраструктура, особенно рынки  капитала, ценных бумаг.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения  рыночных преобразований. Особенно остро  ощущается нехватка высококвалифицированных  специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов  разработки и внедрения современных  наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальной программой развития экспорта на 2006—2010 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки  и повышения конкурентоспособности  экономики Республики Беларусь и  другими программами в качестве основных направлений структурных  преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в  Республике Беларусь определены:

- создание необходимых  нормативных и правовых, финансовых  и других макроэкономических  условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

- опережающее  развитие наукоемких высокотехнологичных  экспортоориентированных и импортозамещающих  отраслей и производств, а также  сферы услуг;

- стимулирование  процесса реформирования реального  сектора экономики, повышения  его эффективности на основе  совершенствования бюджетно-налоговой,  денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых,  отраслевых и региональных корпоративных  структур в форме финансово-промышленных  и иных хозяйственных групп;

- развитие и  государственная поддержка малого  предпринимательства;

- повышение эффективности  деятельности естественных монополий,  формирование конкурентной среды  в немонопольных сегментах экономики;

- разработка  и реализация социальных программ  и программ совершенствования  производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого  потенциала и приоритетных отраслей  и производств [19].

Таким образом, в отличие от большинства республик  бывшего СССР, выбравших «шоковый»  вариант перехода к рыночной системе  хозяйствования в соответствии с  рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного  периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический  рост, сохраняя при этом некоторые  характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей  позволил в определенной мере стимулировать  внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему  социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе  рыночных преобразований одно из центральных  мест заняла трансформация отношений  собственности.

В последние  годы многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые  преобразования замедлились в связи с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест и др. Для стимулирования и нормативного обеспечения процесса переходы к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006—2010 годы, Программа импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другие программные документы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы.

Трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в  период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой. Переходный период — это  период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит  в новое, качественно иное состояние  в связи с кардинальными реформами  экономической системы.

Переходная экономика  имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных  институтов рынка; масштабность и глубина  идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

- Преодоление  кризисных явлений, углубившихся  после вступления общества в  переходную экономику.

- Формирование  рыночных отношений и рыночной  инфраструктуры.

- Реформирование  отношений собственности как  основы экономической системы.

- Создание условий  экономической свободы для всех  субъектов хозяйствования.

- Создание развитой  системы социальной защиты и  социальных гарантий, ограждающих  население от тяжелых последствий  реформирования экономики.

В настоящее  время в теории и практике проведения трансформационных преобразований сложились два противостоящих друг другу направления – градуализм и шоковая терапия.

Градуализм - это  экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству  главную роль в формировании рынка.

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая  считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма.

В отличие от большинства республик бывшего  СССР, выбравших «шоковый» вариант  перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После  первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем  рост экономических показателей  позволил в определенной мере стимулировать  внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему  социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе  рыночных преобразований одно из центральных  мест заняла трансформация отношений  собственности.

Информация о работе Переходная экономика Беларуси