Переходная экономика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:24, реферат

Описание

Беларусь, Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………3
1. Понятие и структура переходной экономики………………………..5
2. Основные черты и закономерности переходной экономики……….9
2.1 Сферы и варианты системных реформ……………………….9
2.2 Варианты перехода к рыночной экономике…………………13
2.2.1 Эволюционный путь……………………………………….14
2.2.2 Вариант радикального перехода к рынку………………..15
2.3 Финансовая стабилизация в переходный период……………16
3. Итоги реформ в странах с переходной экономикой…………………19
3.1 Либерализация экономики…………………………………….19
3.2 Противоречия либерализации…………………………………20
3.3 Преобразование отношений собственности……………….....20
4. Особенности переходной экономики в РБ…………………………...24
Заключение……………………………………………………………..34
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

    Курсовая работа: Переходная экономика и ее особенности  в Республике Беларусь Название: Переходная экономика и ее особенности в  Республике Беларусь

     Раздел: Рефераты  по экономике

     Тип: курсовая  работа Добавлен 15:29:36 23 августа 2006 Похожие работы

     Просмотров: 425 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать  

    СОДЕРЖАНИЕ: 

    Введение………………………………………………………...…………3

    1.   Понятие  и структура переходной экономики………………………..5

    2.   Основные  черты и закономерности переходной  экономики……….9

    2.1  Сферы и  варианты системных реформ……………………….9

    2.2  Варианты  перехода к рыночной экономике…………………13

       2.2.1 Эволюционный  путь……………………………………….14

       2.2.2  Вариант  радикального перехода к рынку………………..15

        2.3 Финансовая  стабилизация в переходный период……………16

    3. Итоги реформ  в странах с переходной экономикой…………………19

    3.1 Либерализация  экономики…………………………………….19

    3.2 Противоречия  либерализации…………………………………20

    3.3 Преобразование  отношений собственности……………….....20

    4. Особенности  переходной экономики в РБ…………………………...24

    Заключение……………………………………………………………..34

    Список использованной литературы

    ВВЕДЕНИЕ   

    Беларусь, Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят  от административно-командной системы  к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

    Экономическая теория разработала некоторые подходы  к решению проблем переходного  периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной  рыночной системе,  т.е. развивающихся стран. Эти рецепты пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсоциалистических стран новое направление экономической теории — экономические проблемы переходного периода — еще только в стадии становления. 

    Тем не менее, уже  сейчас можно отметить некоторые черты этого периода. Это, прежде всего своеобразное сочетание экономических законов коммунистической и капиталистической систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Более того, можно говорить и о собственных законах переходной системы. При этом, если переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы (причем этот процесс идет неравномерно), подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.

    Необходимость перехода от административно-командной экономики  к современной рыночной была обусловлена  нараставшей недееспособностью  нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

    Административно-командная  система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме  происходящего по решению высшего  руководства перераспределения  материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

    1. Понятие и  структура переходной экономики

    Каждая экономическая  система проходит стадии становления  и развития, зрелого состояния  и упадка, когда происходит становление  новой системы.

    Переходный период—это особый период в эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а одновременно другая, новая, нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики.

    Переходный период от командной к рыночной экономической системе характеризуется большим своеобразием. Нынешние развитые страны переходили от традиционной, аграрной экономики к рыночной, и этот переход сопровождался промышленным переворотом, нарождением про­мышленности, и прежде всего—производства средств производства, которое стало материальной основой для преобразования производства и общества в целом.

    Нынешний переходный период — это переход от особенной, плановой экономики, которая базировалась на своеобразных устоях, и потому для  него свойственны свои черты и закономерности. Так, становление индустриальной основы капиталистического общества обус­ловило интенсивные процессы обобществления производства и труда, рост масштабов частной собственности, развитие таких форм собственности, как акционерная, монополистическая и государственная. Это объективный, естественный процесс. Административно-командная система базировалась на абсолютном господстве государственной собственности, и одними из главных задач переходного периода являются разгосударствление и приватизация государственного имущества, то есть вместо государственной должны утвердиться многообразные формы собственности (коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.). Сле­довательно, если при становлении рыночной экономики обобществление обусловливало развитие новых форм собственности, которые открывали простор растущим масштабам производства, то теперь идет обратный процесс — с тем, чтобы преодолеть чрезмерное формальное обобществле­ние производства и создать формы собственности, которые бы отвечали реальному обобществлению производства и способствовали развитию производительных сил.

    В свое время развитые страны — по мере роста индустриальной базы, концентрации и централизации  производства и капитала — шли  по пути утверждения крупного машинного производства и свойственных для него форм организации (в том числе — монополистических объединений и т.п.).  Для административно-командной системы были характерны высокая централизация экономики, невиданный в мире монополизм, государство выступало главным хозяйствующим субъектом, а развитие народного хозяйства определялось единым государственным народнохозяйственным планом. Поэтому при переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления, широкого развития мелкого и среднего предпринимательства. Иначе говоря, многообразие форм собственности должно дополняться многообразием форм хозяйствования.

    Преобразование  отношений собственности и организационно-экономической  структуры экономики означают становление  новых производственных отношений.

    Становление капиталистических  рыночных отношений опиралось на промышленный переворот, который создал для них адекватную материально-техническую базу. Встав на “собственные ноги”, капитализм обеспечил быстрое развитие экономики. Административно-командная эко­номика имеет достаточно мощную индустриальную базу, но ее структура не совершенна, поскольку значительно преобладают отрасли тяжелой и оборонной промышленности, сырьевые отрасли и недостаточно развит потребительский сектор экономики. Для этой базы свойственна технологическая многоукладность, когда в отраслях оборонной промышленности применялись высокие технологии, в потребительском секторе господствовала технико-технологическая отсталость, а в сельском хозяйстве был очень высок удельный вес ручного труда И наконец: как уже указывалось, для структуры экономики командной системы были характерны господство материального производства и недостаточное развитие социальной сферы.

    Для перехода к  рыночной экономике необходимо перестроить  производственно-технологическую структуру  экономики, но это — не простое  изменение соотношения ее различных  отраслей и сфер, а техническое перевооружение, переход на качественно новый уровень производительных сил.   Чтобы преодолеть наше глубокое отставание, необходимо перейти на новый технологический способ производства, который бы существенно поднял эффективность материального производства и обеспечил существенное изменение его соотношения с социальной сферой в пользу последней. При этом следует учитывать, что социальная сфера—это не только результат высокого развития материального производства, но и активный фактор развития человека, науки, образования, что в наше время является главным фактором роста производства, социально-экономического развития в целом.  В силу глубокого, коренного отличия этих двух систем, современный переходный период очень сложен по глубине и масштабам социально-экономических преобразований. Несоответствие социально-экономической, организационно-экономической и производственно-технологической структур командной системы условиям рыночной экономики определило тот факт, что переходный период начинается глубоким системным, трансформационным кризисом: невиданными до сих пор в истории спадом производства, гиперинфляцией, обнищанием народа.   Объективная обусловленность кризиса чрезвычайно усилена грубыми просчетами и ошибками в социально-экономической политике. Их главная причина заключалась в том, что, по сути, рыночная и переходная экономики отождествлялись, то есть считалось: поскольку мы переходим к рыночной экономике, го нам и в законодательной, и в управленческой деятельности нужно реализовать законы рынка, законы рыночной экономики.

    2. Основные черты  и закономерности переходной  экономики

    2.1 Сферы и варианты  системных реформ

    Главными направлениями  формирования рыночной экономики в  переходный период являются следующие.

    1. Л и б е  р а л и з а ц и я    э к о н о м и к и — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

    2. Д е м о  н о п о л и з а ц  и я    э к о н о  м и к и   и   с о  з д а н и е   к о  н к у р е н т н о  й        с р е  д  ы ,   предполагающие  создание равных возможностей  и условий для деловой активности  всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

    3. И н с т  и т у ц и о н а л  ь н ы е      п р  е о б р а з о в а  н и я,   включающие изменения  отношений собственности (создание  частного сектора), формирование  рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

    4. С т р у  к т у р н ы е    п р е о б р а з о в а н и я,  направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

    5. М а к р  о э к о н о м и ч  е с к а я   с т а  б и л и з а ц и я   (в основном финансовая). Строго  говоря, она не входит в число  системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

Информация о работе Переходная экономика и ее особенности в Республике Беларусь