Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:24, реферат
Беларусь, Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
Введение………………………………………………………...…………3
1. Понятие и структура переходной экономики………………………..5
2. Основные черты и закономерности переходной экономики……….9
2.1 Сферы и варианты системных реформ……………………….9
2.2 Варианты перехода к рыночной экономике…………………13
2.2.1 Эволюционный путь……………………………………….14
2.2.2 Вариант радикального перехода к рынку………………..15
2.3 Финансовая стабилизация в переходный период……………16
3. Итоги реформ в странах с переходной экономикой…………………19
3.1 Либерализация экономики…………………………………….19
3.2 Противоречия либерализации…………………………………20
3.3 Преобразование отношений собственности……………….....20
4. Особенности переходной экономики в РБ…………………………...24
Заключение……………………………………………………………..34
Список использованной литературы
Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствуют также ликвидация или, по крайней мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар. Однако эти позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем производства продукции, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения; растет безработица. Классическим примером проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса мер дефицит госбюджета уменьшился с 6% ВВП в 1991 г. до 2,8% в 1993 г. Годовой прирост розничных цен снизился с 70,3% в 1991 г. до 35,3% в 1993 г. Однако доля безработных в экономически активном населении выросла с 6,5% в 1990 г. до 16,4% в 1993 г., а реальные доходы в расчете на душу населения за 1990—1993 гг. сократились на 32%. Ввиду жесткости такой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся: отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса; поддержка (хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий населения; проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически активных его слоев. В странах, избравших градуалистскую модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше схему. В Китае, она никогда не достигала таких размеров, которые потребовали бы специальной стратегии финансовой стабилизации. Во Вьетнаме меры «шоковой терапии» были проведены в 1989 г. В обоих случаях рыночные реформы привели к немедленному ускорению роста производства (в Китае среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме —7%).
3. Итоги реформ
в странах с переходной
3.1 Либерализация экономики
Основные меры по либерализации экономики в странах Восточной Европы были проведены на протяжении весьма непродолжительного периода (1989—1991 гг.), когда были ликвидированы органы директивного централизованного планирования, материально-технического снабжения, отменена монополия внешнеэкономической деятельности и т.д. Иначе сложились отношения государства и рынка в ходе экономических реформ в Китае. В основе проводимых в Китае экономических преобразований лежит идея о том, что в экономике должны сочетаться государственный план и рынок. Такое сочетание должно создать стимулы для повышения производственной активности и обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. Вместе с тем в Китае до сих пор не решен вопрос об определении наиболее рационального соотношения между планом и рынком. В результате проводимой с 1979 г. экономической реформы в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики. Рыночные механизмы стали главными регуляторами в производстве потребительских товаров и в значительной степени охватывают производство инвестиционных товаров. Особенностью Китая является переплетение рыночных и административных методов регулирования в обоих секторах экономики. Либерализация цен наиболее последовательно была проведена в Польше, где с января 1990 г. установление цен на 90% товаров было переведено на рыночную основу. В большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР в течение двух-трех лет после начала реформ сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные тарифы), а в России — и на энергоносители. И на последующих этапах реформ в этих странах в сфере государственного контроля остаются цены на 10—20% производимых товаров и услуг. В Китае переход к рыночному ценообразованию занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь создания трехуровневой системы цен, при которой наряду с фиксированными государственными существуют плавающие (для них устанавливаются верхние и нижние пределы) и рыночные цены. Стратегия реформы заключалась в постепенном расширении сферы действия рыночных цен и сокращении доли фиксированных государственных цен.
3.2 Противоречия либерализации.
Несмотря на значительную
либерализацию экономики в
3.3 Преобразование отношений собственности
В России, других странах СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением рыночных реформ выступала приватизация. Повсеместно довольно быстро и без особых трудностей прошла «малая приватизация» — передача малых и средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение прежним владельцам собственности, национализированной после Второй мировой войны); эта последняя форма приватизации использовалась в странах ЦВЕ и Балтии.
Однако приватизация
крупных государственных
Вместе с тем опыт преобразования отношений собственности в странах ЦВЕ показал, что для успешного хода рыночных реформ создание новых частных предприятий и изменение условий хозяйствования важнее, чем переход в частные руки старых государственных предприятий. Дело в том, что бывшие государственные предприятия, даже формально став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, тогда как вновь возникшие частные фирмы сразу начинают действовать по рыночным правилам.
Банковская система
в странах ЦВЕ была сознательно
слабо приватизирована. Это позволяло
государству сохранять контроль за финансовыми
и расчетными операциями предприятий,
успешнее осуществлять урегулирование
неплатежей. Государственные органы в
странах ЦВЕ продолжали контролировать
слияние и поглощение банков, образование
банковских консорциумов.
В Китае приватизация, напротив, отвергается.
В 1992 г. был взят курс на создание смешанной
формы собственности, при которой общественная
собственность и дальше будет играть доминирующую
роль. При этом допускается «совместное
развитие различных секторов экономики»
и их «добровольное хозяйственное объединение
в самых разнообразных формах». Ахиллесовой
пятой китайской экономики остается низкая
эффективность государственного сектора.
Единственным реальным выходом для нерентабельных
производств считается акционирование
государственной собственности, привлечение
иностранного капитала, слияние с успешно
работающими государственными предприятиями.
Опыт стран с переходной экономикой приводит
к выводу о том, что не столько форма собственности,
сколько характер управления предприятиями
и наличие конкурентной среды определяют
уровень их экономической эффективности
и темпы роста производства.
Китай и Россия наглядно показали, что конкуренция более важна для успешного экономического развития, чем смена форм собственности. Китай расширил сферу конкуренции без приватизации государственных предприятий. В России произошла приватизация преобладающей части экономики, но формирование конкурентной сферы проходит довольно медленно. Китай пережил небывалый экономический рост, а Россия — глубокий спад. Возможное объяснение этих явлений заключается в том, что при приватизации возникают огромные рентные доходы, вследствие чего предприниматели предпочитают получать контроль над приватизируемыми предприятиями, а не осуществлять инвестирование в создание собственных фирм и тем самым стимулировать рост производства. Напротив, в результате поощрения конкуренции уменьшаются рентные доходы и увеличиваются стимулы к росту производственной деятельности. На начальном этапе реформ одной из центральных задач являлось достижение финансовой стабилизации и особенно подавление инфляции. Почти все страны с переходной экономикой (кроме Китая и Вьетнама) были вынуждены прибегать к резким и болезненным для народного хозяйства и населения мерам «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов создает возможности для перехода к экономическому росту. В странах ЦВЕ в основном завершился начальный этап перехода к рынку, в ходе которого в той или иной степени были решены задачи либерализации, институциональных преобразований и финансовой стабилизации. Экономический спад в странах ЦВЕ оказался относительно непродолжительным (1990—1993 гг.) и не очень глубоким — до 20—25% ВВП, а с 1993—1994 гг. сменился ростом. Уже в 1997 г. Польша и Словения на 25% превысили объем ВВП 1990 г., а Венгрия, Словакия и Чехия вплотную приблизились к дореформенному уровню ВВП. Страны — члены СНГ, позднее вступившие на путь преобразований, смогли в определенной мере решить проблемы либерализации и стабилизации, но не реализовали еще значительную часть институциональных реформ. В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенной или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.
4. Основные социально-
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% («Отчет об экономиках переходного периода» Европейского банка реконструкции и развития, 1997г.). Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе. [7, С.1]
Конец XX в. для экономики
Республики Беларусь был поистине судьбоносным
— распался Советский Союз, разрушилась
административно-командная система планирования
и регулирования экономики, все бывшие
союзные республики оказались в глубоком
политическом и экономическом кризисе.
В сжатые сроки необходимо было создать
собственную государственность, национальную
банковскую систему и ввести национальную
валюту, сформировать систему управления
экономикой, рационально сочетающую методы
государственного регулирования и рыночные
механизмы хозяйствования, адаптировать
предприятия к условиям конкуренции на
мировых рынках товаров и услуг.
Весь период трансформации экономики
Беларуси можно разделить на следующие
этапы:
1991—1995гг.—период
глубокого затяжного
1996—2000гг. — этап
выхода экономики из
2001—2005 гг. и следующие
пятилетия — переход на
Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Динамика основных экономических показателей страны за годы экономического кризиса приведена в табл. 4.1.
Таблица 4.1 ”Изменение основных экономических показателей Республики Беларусь за 1991—1995 гг.”[9, C.34]Показатель 1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1995 г. к 1990 г.
Валовой внутренний
продукт, % 98,8 90,4 92,4 88,3 89,6 65,
Продукция промышленности,
% 99,0 90,8 90,6 85,4 88,3 61,
Продукция сельского
хозяйства, % 95,1 91,5 103,7 85,6 95,3
Инвестиции в
основной капитал, % 104,0 71,0 85,0 89,0 59,0
Индекс роста
потребительских цен (декабрь к
декабрю предыдущего года), раз 1,8 16,6 21,0 20,6 3,4
Реальные денежные
доходы населения, % 100,2 80,2 115,9 90,8 73,5
Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — 61,4, сельского хозяйства — 73,6, инвестиций в основной капитал — 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.
Спад производства и гиперинфляция, характерные для стран СНГ, не наблюдались как два взаимоувязанных процесса в странах с рыночной экономикой, где также осуществлялось ее реформирование. Это подтверждает вывод о том, что причины экономического кризиса не являются результатом «нормального трансформационного спада», а имеют более глубокие корни. Они заключаются в распаде единого государства, системы государственного планирования и регулирования экономики, в разрыве складывавшихся в течение десятилетий производственно-экономических связей в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР. Это привело к образованию новых независимых государств, не обладающих самостоятельной жизнестойкой экономикой. Необходимо было принять крупномасштабные меры по ее реструктуризации и адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования. Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.[8, C.454]
Ведущая роль в
осуществлении этих направлений
принадлежит не денежно-кредитной,
а инвестиционной составляющей и
реализации комплексных мер по реформированию
экономики, что обусловило необходимость
разработки специальных программ. Так,
с целью вывода страны из кризисного состояния
были разработаны Программа перехода
Республики Беларусь к рыночной экономике,
Программа неотложных мер по выходу экономики
из кризисного состояния, реализация которых
позволила в 1996 г. заметно снизить уровень
инфляции и дефицит государственного
бюджета, затормозить падение уровня жизни
народа, приостановить обвальный спад
производства. В 1996 г. были разработаны
и одобрены Всебелорусским народным собранием
Основные направления социально-экономического
развития Республики Беларусь на 1996—2000
гг. Их осуществление, наряду с другими
мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть
спад производства, достичь положительной
динамики макроэкономических процессов,
обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства
промышленной продукции, потребительских
товаров (табл. 2).
Таблица 4.2 “Динамика роста основных экономических показателей Республики Беларусь в 1996—2000 гг.”[9, C.35]Показатель
Валовой внутренний
продукт, %
102,8 111,4 108,4 103,4 105,
Продукция промышленности,
% 103,5 118,8 112,4 110,3 107,
Производство потребительских
товаров, %
Продукция сельского
хозяйства, % 102,4 95,1 99,3 91,7 109,3
Инвестиции в
основной капитал,% 95,0 120,0 125,0 92,
Индекс роста потребительских цен
(декабрь к декабрю предыдущего года),
раз
Реальные денежные доходы населения, %
Информация о работе Переходная экономика и ее особенности в Республике Беларусь