Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:24, реферат
Беларусь, Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
Введение………………………………………………………...…………3
1. Понятие и структура переходной экономики………………………..5
2. Основные черты и закономерности переходной экономики……….9
2.1 Сферы и варианты системных реформ……………………….9
2.2 Варианты перехода к рыночной экономике…………………13
2.2.1 Эволюционный путь……………………………………….14
2.2.2 Вариант радикального перехода к рынку………………..15
2.3 Финансовая стабилизация в переходный период……………16
3. Итоги реформ в странах с переходной экономикой…………………19
3.1 Либерализация экономики…………………………………….19
3.2 Противоречия либерализации…………………………………20
3.3 Преобразование отношений собственности……………….....20
4. Особенности переходной экономики в РБ…………………………...24
Заключение……………………………………………………………..34
Список использованной литературы
Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.
В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.
Основные задачи
реформирования отношений собственности:
создание социально ориентированной
многоукладной экономики
В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:
• с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;
• слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;
• низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;
• отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;
• низким
уровнем эффективности
Медленно формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.
Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.
Структурная перестройка
экономики на первом этапе рыночных
преобразований осуществлялась стихийно
(так называемая пассивная ее форма):
во-первых, в результате разрушения
сложившихся экономических
Однако, начиная
с середины 1996 г., уже наметилась
тенденция перехода к активной фазе
структурной перестройки — начали возрастать
объемы производства продукции, инвестиций,
экспорта. Стал возможным переход от прежних
отраслевых пропорций с преобладанием
ресурсоемких отраслей, отставанием сферы
услуг к новым рыночным структурам экономики
с рациональным сочетанием государственной
и частной форм собственности, коренной
модернизацией производства, обеспечивающим
выпуск конкурентоспособной продукции.
Структурная перестройка на данном этапе
осуществлялась и осуществляется в соответствии
с принятыми в стране специальными программами
— Концепцией и Программой развития промышленного
комплекса Республики Беларусь на 1998—2015
годы, Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001—2005
годы, Национальной программой развития
экспорта на 2000—2005 годы, Программой импортозамещения,
Программой структурной перестройки и
повышения конкурентоспособности экономики
Республики Беларусь и другими программами
путем реформирования предприятий, их
реструктуризации и преобразования в
акционерные общества, создания холдинговых
компаний, развития и поддержки малого
предпринимательства.
В качестве основных
направлений структурных
• создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
• опережающее
развитие наукоемких высокотехнологичных
экспортоориентированных и
• стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;
• развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;
• повышение
эффективности деятельности естественных
монополий, формирование конкурентной
среды в немонопольных
• разработка
и реализация социальных программ и
программ совершенствования
Реализация рассмотренных
выше направлений и мер по реформированию
экономики нашла отражение в макроэкономических
показателях (табл. 4.3).
Таблица 3 Индексы изменения основных макроэкономических показателей в Республике Беларусь за 1991-2003 гг. [9, C.39]Показатель Темпы роста (снижения)
1
Валовой внутренний
продукт, %
Продукция промышленности, % 61,4 164,3 118,2
Продукция сельского хозяйства, % 73,6 96,9 109,5
Инвестиции в
основной капитал, %
38,5
133,7 121,0
Продолжение таблицы
4.3
1
Объем внешней
торговли* — всего,%
В том числе:
Экспорт
импорт
Производство потребительских товаров, % 59,9 184,0 120,5
Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю
соответствующего
периода), раз
Розничный товарооборот,
%
Платные услуги населению, % 35,7 150,3 131,6
Реальные денежные доходы населения, % 62,2 171,6 143,4
Уровень безработицы на конец периода, %
к экономически активному
населению
* За 1991—1995 гг. данные
в сопоставимом виде
Характерная особенность первого пятилетия (1991— 1995 гг.) — ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех секторов экономики. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, где в качестве приоритетов определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами и т.д.).
2. Переход к
рынку осуществляется по
3. Практика продемонстрировала
два пути преобразования
4. Опыт стран
с переходной экономикой
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Экономика:
Учебник/ под ред. А.С.
2. Лобкович
Э.И. Переходная экономика:
3. Шимов
В.Н. Экономическое развитие
4. Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. – М.: Таурус, Просперус. 1994.
5. Теория
переходной экономики. Т2
6. Мировая экономика: учеб.пособие / С.П.Гурко, Е.П.Целехова, Г.А.Примаченок и др.; Под ред. А.К.Корольчука, С.П.Гурко. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.
7. Проблемы,
успехи и трудности переходной
экономики (опыт России и
Информация о работе Переходная экономика и ее особенности в Республике Беларусь