Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение перспектив развития контроллинга в России. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через выполнение следующих задач:
– раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга;
– выявления предпосылок для становления и зарождения контроллинга в России;
– рассмотрения современного состояние и перспектив развития контроллинга в России;
– рассмотрения практического примера применения контроллинга в управлении конкретного предприятия.
Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Сущность контроллинга..………………………..............................................5
Понятие контроллинга и его основные задачи....…………...……....5
Функции контроллинга……………………………………..…………7
Принципы контроллинга………………………………….……….......9
2. Зарождение и становление системы контроллинга в России………............11
2.1. Предпосылки для развития контроллинга в России.……….............11
2.2. Особенности Российской системы контроллинга…..........................13
3. Современное состояние и перспективы развития контроллинга в России..18
3.1. Современное состояние контроллинга в России………………........18
3.2. Опыт использования системы контроллинга......................................20
3.3. Перспективы развития контроллинга в России…………………….24
Заключение………………………………………………………………….........27
Список используемой литературы………………………………………...........28
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Сущность контроллинга..……………………….......
2. Зарождение и становление системы контроллинга в России………............11
2.1. Предпосылки для развития контроллинга в России.……….............11
2.2.
Особенности Российской системы контроллинга….................
3. Современное состояние и перспективы развития контроллинга в России..18
3.1. Современное состояние контроллинга в России………………........18
3.2.
Опыт использования системы контроллинга..................
3.3. Перспективы развития контроллинга в России…………………….24
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………….....
Введение
Актуальность исследования связана с тем, что на сегодняшний день многие Российские предприятия столкнулись с проблемами неплатежеспособности, низкой ликвидности, убыточной деятельности. Существует ряд других проблем, которые требуют особого внимания:
- повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием;
– смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
– увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
– необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней среде предприятия;
–
необходимость продуманной
– усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
– информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
– общекультурное стремление к синтезу, интеграция различных областей знания и человеческой деятельности.
В условиях, когда большинство предприятий оказалось на грани банкротства, очевидны основные направления совершенствования их деятельности: эффективная маркетинговая политика и управление финансовыми ресурсами. Решение этих задач предполагает использование принципов антикризисного управления, а также наиболее прогрессивных концепций менеджмента в области финансов и маркетинга. Одной из наиболее современных и перспективных концепций управления предприятием является контроллинг.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение перспектив развития контроллинга в России. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через выполнение следующих задач:
– раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга;
– выявления предпосылок для становления и зарождения контроллинга в России;
– рассмотрения современного состояние и перспектив развития контроллинга в России;
–
рассмотрения практического примера применения
контроллинга в управлении конкретного
предприятия.
1. Сущность контроллинга
1.1. Понятие контролинга и его основные функции
Контроллинг перерос все общепринятые толкования и превратился в систему управления предприятием. Сам термин зародился в Америке, в 70-е годы перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х в СНГ, определения контроллинга представлены в целом ряде работ. В определении термин объединяет две составляющие: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент: [1. С.202]
Основные
постулаты современной
Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.
Основные задачи, которые нужно решить: [2. С 102]
– оптимизация управления организационной структурой компании;
–
организация эффективной
– внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности;
–
обеспечение мотивации
– автоматизация систем учета и управления компанией.
Современный контроллинг включает в себя управление рисками, обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых индикаторов, управление системой реализации.
Контроллинг, как новая система управления в рамках современного менеджмента неразрывно связана с информационным обеспечением руководства в процессе принятия управленческих решений. Решение текущих и рассмотрение перспективных (стратегических) задач представляется возможным только на базе регулярного поступления полной и достоверной информации о финансовой ситуации и результатах в разрезе всех процессов хозяйственной деятельности предприятия.
1.2. Функции контроллинга
Важнейшими целями организации являются высокая рентабельность, обеспечение ликвидности и повышение эффективности работы. Решение этой задачи основывается на выполнении следующих функций контроллинга:
– мониторинг состояния экономики организации;
– сервисная функция (обеспечение аналитической информацией для принятия управленческих решений);
– управляющая функция;
– контроль и анализ экономичности работы подразделений;
– подготовка (разработка) методологии принятия решений, их координация, а также контроль восприятия этой методологии руководством.
Мониторинг
состояния экономики
Таким образом, можно дать еще такое определение контроллингу – это система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая в достижении целей предприятия и позволяющая избежать неожиданностей и своевременно принять меры, когда экономике организации угрожает опасность.
Сервисная функция заключается в своевременном представлении необходимой информации руководству для принятия решения по корректировке стратегии. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по подразделениям.
Управляющая функция заключается в переоценке стратегии, корректировке реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить достижение конечной цели предприятия.
Управление следует понимать как систематическую увязку управленческих действий на предприятии. Функционально это означает принятие решений, распределение ответственности по ним и осуществление решений с их корректировкой. Решения не обязательно должны приниматься на базе рационального расчета, определенную роль может также играть интуиция. При их реализации, требуется прежде всего устранить сопротивление, инициировать исполнение и наладить надзор.
Традиционная
контрольная функция не может решать
обширную рефлексивную задачу из-за чрезмерно
тесной связи с планированием. Контроллинг,
напротив, благодаря существенному расширению
перестает быть функцией-близнецом планирования
и оказывается в тесных взаимоотношениях
с другими управленческими функциями.
Поэтому он в состоянии осуществлять функцию
рефлексии согласования решений внутри
каждой и между всеми управленческими
функциями. Подобная расширенная задача
рефлексии приобретает главное значение
для управления предприятием, т.к. становится
базой для целенаправленного обучения
и необходимых адаптационных процессов
[7. С.6].
1.3. Принципы контроллинга
Реализация контроллинговой деятельности основывается на четырех принципах: движения и торможения, своевременности, стратегического сознания, документирования.
Принцип движения и торможения. Для обеспечения длительного и устойчивого существования организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие, стабильное получение прибыли.[12.] При этом цель «рост» означает увеличение производства и продажи изделий или расширение номенклатуры предоставляемых услуг, которые уже определены в плане организации. Цель «развитие» означает новые изделия, новые формы их применения, новый сервис, новые решения проблем клиентов, новые рынки и каналы сбыта, новые методы производства, новые организационные структуры и процедуры управления, т. е. для успешной деятельности предприятия и его движения вперед необходимы «инновации».
Принцип движения и торможения в контроллинге создает объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного в практику конкретной организации с учетом специфики и возможностей.
Принцип своевременности. В условиях динамично развивающегося рынка руководству для принятия решений необходимы постоянно обновляемые данные как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой. В интересах укрепления позиций организации контроллер обязан оперативно учитывать вновь возникающие шансы и риски, их возможное влияние на прибыль.
Принцип стратегического сознания. Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивое будущее фирмы. Руководители организации, ее подразделения и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратегическим задачам предприятия. В результате, выиграв (и порой немало) сегодня, фирма может гораздо больше потерять завтра.