Перспективы развития контроллинга в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение перспектив развития контроллинга в России. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через выполнение следующих задач:
– раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга;
– выявления предпосылок для становления и зарождения контроллинга в России;
– рассмотрения современного состояние и перспектив развития контроллинга в России;
– рассмотрения практического примера применения контроллинга в управлении конкретного предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3

1. Сущность контроллинга..………………………..............................................5
Понятие контроллинга и его основные задачи....…………...……....5
Функции контроллинга……………………………………..…………7
Принципы контроллинга………………………………….……….......9

2. Зарождение и становление системы контроллинга в России………............11

2.1. Предпосылки для развития контроллинга в России.……….............11

2.2. Особенности Российской системы контроллинга…..........................13

3. Современное состояние и перспективы развития контроллинга в России..18

3.1. Современное состояние контроллинга в России………………........18

3.2. Опыт использования системы контроллинга......................................20

3.3. Перспективы развития контроллинга в России…………………….24

Заключение………………………………………………………………….........27

Список используемой литературы………………………………………...........28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ''Перспективы развития контроллинга в России''.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.                                                                 

        

Введение……………………………………………………………………..…...3

1. Сущность контроллинга..………………………..............................................5

    1. Понятие контроллинга и  его основные задачи....…………...……....5
    2. Функции контроллинга……………………………………..…………7
    3. Принципы контроллинга………………………………….……….......9

    2. Зарождение и становление системы контроллинга в России………............11

     2.1.    Предпосылки для развития контроллинга в России.……….............11

   2.2.   Особенности Российской системы контроллинга…..........................13

    3. Современное состояние и перспективы развития контроллинга в России..18

    3.1.    Современное состояние контроллинга в России………………........18

    3.2.    Опыт использования системы контроллинга......................................20

   3.3.      Перспективы развития контроллинга в России…………………….24  

Заключение………………………………………………………………….........27

Список используемой литературы………………………………………...........28

 

       Введение

       Актуальность исследования связана с тем, что на сегодняшний день  многие Российские предприятия столкнулись с проблемами неплатежеспособности, низкой ликвидности, убыточной деятельности. Существует ряд других проблем, которые требуют особого внимания:

       - повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием;

       – смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

       – увеличение скорости реакции на изменения  внешней среды, повышение гибкости предприятия;

       – необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней среде предприятия;

       – необходимость продуманной системы  действий по обеспечению выживаемости предприятия и избеганию кризисных ситуаций;

       – усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;

       – информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

       – общекультурное стремление к синтезу, интеграция различных областей знания и человеческой деятельности.

       В условиях, когда большинство предприятий  оказалось на грани банкротства, очевидны основные направления совершенствования их деятельности: эффективная маркетинговая политика и управление финансовыми ресурсами. Решение этих задач предполагает использование принципов антикризисного управления, а также наиболее прогрессивных концепций менеджмента в области финансов и маркетинга. Одной из наиболее современных и перспективных концепций управления предприятием является контроллинг.

       Целью данной курсовой работы является рассмотрение перспектив развития контроллинга в России. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через выполнение следующих задач:

       – раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга;

       – выявления предпосылок для становления и зарождения контроллинга в России;

       – рассмотрения современного состояние и перспектив развития контроллинга в России;

       – рассмотрения практического примера применения контроллинга в управлении конкретного предприятия.  
 

 

        1. Сущность контроллинга

       1.1. Понятие контролинга и его основные функции

       Контроллинг перерос все общепринятые толкования и превратился в систему управления предприятием. Сам термин зародился в Америке, в 70-е годы перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х в СНГ, определения контроллинга представлены в целом ряде работ. В определении термин объединяет две составляющие: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент: [1. С.202]

  1. Контроллинг – философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе.
  2. Контроллинг – ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

       Основные  постулаты современной философии  контроллинга можно сформулировать следующим образом: [3. С.54]

  1. Главенство рентабельности (объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п. являются второстепенными по сравнению с эффективностью работы предприятия в целом и его подразделений);
  2. Рост объемов бизнеса предприятия (организации) оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности;
  3. Мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования предприятия уровни рисков.

                   Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.

       Основные  задачи, которые нужно решить: [2. С 102]

       – оптимизация управления организационной  структурой компании;

       – организация эффективной системы  учета операций и результатов;

       – внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности;

       – обеспечение мотивации персонала  в повышении эффективности работы компании;

       – автоматизация систем учета и  управления компанией.

       Современный контроллинг включает в себя управление рисками, обширную систему информационного  снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых индикаторов, управление системой реализации.

       Контроллинг, как новая система управления в рамках современного менеджмента  неразрывно связана с информационным обеспечением руководства в процессе принятия управленческих решений. Решение текущих и рассмотрение перспективных (стратегических) задач представляется возможным только на базе регулярного поступления полной и достоверной информации о финансовой ситуации и результатах в разрезе всех процессов хозяйственной деятельности предприятия.

 

        1.2. Функции контроллинга

       Важнейшими  целями организации являются высокая  рентабельность, обеспечение ликвидности и повышение эффективности работы. Решение этой задачи основывается на выполнении следующих функций контроллинга:

       – мониторинг состояния экономики  организации;

       – сервисная функция (обеспечение  аналитической информацией для  принятия управленческих решений);

       – управляющая функция;

       – контроль и анализ экономичности  работы подразделений;

       – подготовка (разработка) методологии принятия решений, их координация, а также контроль восприятия этой методологии руководством.

       Мониторинг  состояния экономики предприятия – контроль равновесия показателей прибыль – затраты. Равновесие достигается тем, что через определенные промежутки времени заданные величины сравнивают с фактическим состоянием и определяют, не нужно ли вмешательство (противодействующие меры) для достижения необходимого или желаемого состояния, и в случае необходимости осуществляют его.

       Таким образом, можно дать еще такое определение контроллингу – это система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая в достижении целей предприятия и позволяющая избежать неожиданностей и своевременно принять меры, когда экономике организации угрожает опасность.

       Сервисная функция заключается в своевременном представлении необходимой информации руководству для принятия решения по корректировке стратегии. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по подразделениям.

       Управляющая функция заключается в переоценке стратегии, корректировке реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить достижение конечной цели предприятия.

       Управление  следует понимать как систематическую  увязку управленческих действий на предприятии. Функционально это означает принятие решений, распределение ответственности по ним и осуществление решений с их корректировкой. Решения не обязательно должны приниматься на базе рационального расчета, определенную роль может также играть интуиция. При их реализации, требуется прежде всего устранить сопротивление, инициировать исполнение и наладить надзор.

       Традиционная  контрольная функция не может решать обширную рефлексивную задачу из-за чрезмерно тесной связи с планированием. Контроллинг, напротив, благодаря существенному расширению перестает быть функцией-близнецом планирования и оказывается в тесных взаимоотношениях с другими управленческими функциями. Поэтому он в состоянии осуществлять функцию рефлексии согласования решений внутри каждой и между всеми управленческими функциями. Подобная расширенная задача рефлексии приобретает главное значение для управления предприятием, т.к. становится базой для целенаправленного обучения и необходимых адаптационных процессов [7. С.6]. 

 

        1.3. Принципы контроллинга

       Реализация  контроллинговой деятельности основывается на четырех принципах: движения и  торможения, своевременности, стратегического  сознания, документирования.

       Принцип движения и торможения. Для обеспечения длительного и устойчивого существования организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие, стабильное получение прибыли.[12.] При этом цель «рост» означает увеличение производства и продажи изделий или расширение номенклатуры предоставляемых услуг, которые уже определены в плане организации. Цель «развитие» означает новые изделия, новые формы их применения, новый сервис, новые решения проблем клиентов, новые рынки и каналы сбыта, новые методы производства, новые организационные структуры и процедуры управления, т. е. для успешной деятельности предприятия и его движения вперед необходимы «инновации».

       Принцип движения и торможения в контроллинге создает объективные условия  для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного в практику конкретной организации с учетом специфики и возможностей.

       Принцип своевременности. В условиях динамично развивающегося рынка руководству для принятия решений необходимы постоянно обновляемые данные как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой. В интересах укрепления позиций организации контроллер обязан оперативно учитывать вновь возникающие шансы и риски, их возможное влияние на прибыль.

       Принцип стратегического сознания. Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивое будущее фирмы. Руководители организации, ее подразделения и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратегическим задачам предприятия. В результате, выиграв (и порой немало) сегодня, фирма может гораздо больше потерять завтра.

Информация о работе Перспективы развития контроллинга в РФ