Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:52, курсовая работа
В течение пятнадцати последних лет различные аспекты экономической эволюции СНГ обсуждались на страницах печати. Естественно, что мнения ученых, работающих в данной области, имеют существенные расхождения. Одна из причин состоит в том, что научных исследований по этому вопросу явно недостаточно, и экономика СНГ как самостоятельная дисциплина только формируется. К тому же данная проблема излишне политизирована.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СНГ 6
1.1 Цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ 6
1.2 Этапы сближения стран СНГ 8
1.3 Интеграционные группировки в рамках СНГ 11
1.4 Принципиальные особенности сближения стран СНГ 17
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТРАН СНГ 20
2.1 Общая оценка 20
2.2 Сельское хозяйство 21
2.3 Промышленность 25
2.4 Внешняя торговля 31
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТРАН СНГ 40
3.1 Проблемы взаимоотношений стран-участниц СНГ 40
3.2 Положительное влияние образования СНГ на экономические процессы государств-участников 43
3.3 Перспективы взаимодействия стран СНГ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СНГ
1.1 Цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ
1.2 Этапы сближения стран СНГ
1.3 Интеграционные группировки в рамках СНГ
1.4 Принципиальные особенности сближения стран СНГ
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТРАН СНГ
2.1 Общая оценка
2.2 Сельское хозяйство
2.3 Промышленность
2.4 Внешняя торговля
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТРАН СНГ
3.1 Проблемы взаимоотношений стран-участниц СНГ
3.2 Положительное влияние образования СНГ на экономические процессы государств-участников
3.3 Перспективы взаимодействия стран СНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В течение пятнадцати последних лет различные аспекты экономической эволюции СНГ обсуждались на страницах печати. Естественно, что мнения ученых, работающих в данной области, имеют существенные расхождения. Одна из причин состоит в том, что научных исследований по этому вопросу явно недостаточно, и экономика СНГ как самостоятельная дисциплина только формируется. К тому же данная проблема излишне политизирована.
Так, сторонники восстановления СССР негативно оценивают итоги деятельности Содружества в связи с его, на их взгляд, аморфностью и недостаточной интегрирующей ролью, отсутствием реальных надгосударственных институтов. Многие западные ученые и политики, напротив, считают, что СНГ восстанавливает "империю", угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Эти крайние позиции сходятся, поскольку их сторонники не видят объективной необходимости и возможности сотрудничества России с другими независимыми государствами постсоветского региона, не предполагающей их обязательное объединение в "экономический союз" и не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях.
Основой интеграционного процесса являются совпадение интересов и выгоды многостороннего сотрудничества государств-участников. Интеграция тем эффективнее, чем выше уровни социально-экономического развития государств и чем ближе этническо-религиозные и социокультурные менталитеты народов объединяющихся стран. Эффективная экономическая интеграция имеет следствием:
ускорение темпов взаимной торговли, экономического роста и сокращение трансакционных издержек;
повышение конкурентоспособности товаров, фирм и национальных экономик, рост инновационного потенциала в результате усиления конкуренции на внутренних рынках государств;
увеличение притока иностранных инвестиций, как из стран-участниц интеграционного объединения, так и из третьих стран;
сглаживание межстрановых различий в уровне и качестве жизни населения. [1]
В мировой практике сложились следующие формы региональной интеграции государств:
зона свободной торговли, в рамках которой устанавливается свободный от торговых ограничений режим торговли товарами между странами-участницами; при этом каждая страна имеет собственный таможенный тариф в отношении третьих стран;
таможенный союз: наряду с функционированием зоны свободной торговли устанавливается единый таможенный тариф и проводится общая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
общий рынок: таможенный союз дополняется согласованной экономической и научно-технической политикой; для координации экономической политики создаются межгосударственные или наднациональные институты, которым передается часть национального суверенитета государств;
единый внутренний рынок: обеспечивается свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы; унифицируется национальное законодательство государств-членов; усиливаются наднациональные органы контроля и управления;
экономический и валютный союз: создается единое экономическое, валютно-финансовое, правовое и информационное пространство при обязательном соблюдении межгосударственных договоров;
политический союз: осуществляется переход стран-участниц к общей внешней политике, политике безопасности, вводится единое гражданство, усиливается сотрудничество в правосудии и внутренних делах.[1]
Сегодня наиболее остро стоит вопрос не столько ускоренного осуществления интеграционного процесса на территории СНГ, сколько поиска качественных “точек соприкосновения”, которые позволят более объективно оценить перспективы развития как государств-участников, так и СНГ в целом. Только общими усилиями, направленными на противостояние негативным мировым тенденциям, можно повысить конкурентоспособность национальных экономик и благосостояние проживающих на территории стран-участниц граждан.
Анализ интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств невозможен без рассмотрения условий, предшествовавших появлению новых независимых государств на территории бывших союзных республик СССР.
Республикам СССР был присущ высокий уровень взаимного товарообмена. Так, по данным статистики за 1989 год десять из пятнадцати союзных республик 19,8-24,4% своего внутреннего потребления покрывали за счет ввоза из других союзных республик и только 3-6% - за счет импорта из-за пределов СССР, девять республик вывозили в другие регионы страны 19,7-25,4% валовой продукции и лишь 2-3% экспортировали за пределы СССР. [16]
После распада Советского Союза страны, вошедшие в Содружество Независимых Государств, были объективно заинтересованы в установлении и поддержании устойчивых взаимных экономических связей. В то же время было очевидно, что сложившаяся к началу 90-х годов структура экономических взаимоотношений далеко не оптимальна.
Таким образом, целью создания СНГ было обеспечение взаимного и равноправного сотрудничества в области экономики, торговли товарами и обмена информацией. Создавая СНГ, участвующие в нем государства обязались гарантировать открытость границ, свободу передвижения граждан и обмена информацией в рамках Содружества. Среди важнейших задач СНГ в экономической сфере являются:
координация усилий в решении общерегиональных проблем экономики, экологии, образования, культуры, политики и национальной безопасности;
развитие реального сектора экономики и техническое перевооружение производства через расширение торгово-экономического сотрудничества;
устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие, рост благосостояния граждан.
Предпосылки успешного интеграционного сотрудничества государств в формате СНГ заключаются в следующем:
развитие многостороннего сотрудничества в СНГ не противоречило процессам укрепления суверенитета государств-участников;
сходность путей трансформации общества, ориентированных на разрыв с тоталитарным прошлым, построение рыночной экономики и политической демократии, примерно одинаковый уровень развития производительных сил и зрелости рынка, схожие технические и потребительские стандарты, однородность товарных и финансовых рынков, общие стандарты и технические условия, действовавшие в бывшем СССР;
наличие колоссального человеческого, ресурсного и оборонного потенциала, огромной территории, развитой науки и богатой культуры. На СНГ приходится 18% мировых запасов нефти, 40% - природного газа, 10% - мирового производства электроэнергии при доле в мировом продукте - 1,5%; [12]
сохранение взаимодополняемости и взаимозависимости национальных экономик, основанных на общем историческом и социально-экономическом развитии, существование объединенных сетей транспортных коммуникаций и линий электропередач, отсутствие многих видов природных ресурсов в некоторых государствах СНГ и наличие их в других участниках СНГ;
выгодное географическое положение, значительный транзитный потенциал, развитая сеть телекоммуникаций, транспортные коридоры для перевозки грузов между Европой и Азией;
наличие довольно емкого, хорошо освоенного рынка сбыта товаров, неконкурентоспособных в странах дальнего зарубежья. В условиях усиления конкуренции на мировых рынках важность этого фактора интеграции будет неуклонно возрастать;
тесные связи между странами СНГ в социальной, гуманитарной и информационной сферах. На пространстве СНГ не существует языкового барьера. Русский язык является родным или вторым родным языком для большей части населения СНГ, а также рабочим языком Содружества, что упрощает проблему коммуникаций и развития экономических и гуманитарных контактов; [6]
усложнение военно-политической обстановки в мире и на границах Содружества в результате возросшей угрозы международного терроризма, что требует большей координации усилий в обеспечении коллективной безопасности.
Таким образом, межгосударственное взаимодействие стран СНГ является не самоцелью, а инструментом решения важнейших социально-экономических проблем и отвечает коренным интересам государств Содружества. Экономическая интеграция СНГ имеет объективные предпосылки стать эффективной и вывести государства на путь динамичного прогресса. Однако это потребует огромной политической воли и значительных усилий по выработке конструктивной программы интеграционных действий, а также по созданию адекватной институциональной инфраструктуры широкомасштабного сотрудничества.
За прошедшее десятилетие в интеграционных процессах Содружества Независимых Государств можно выделить несколько этапов интеграции.
1991-1993 годы можно назвать первым этапом - появления национальных экономик, - который охарактеризовался развалом единого народнохозяйственного комплекса СССР, делением национального богатства, соревнованием за получение внешних кредитов, отказом от уплаты долгов бывшего СССР, резким сокращением взаимного товарообмена , что привело к экономическому кризису на всем постсоветском пространстве.
Такое развитие событий сделало очевидным необходимость построения отношений в рамках СНГ на рыночной основе, по принципу экономической целесообразности интеграционных процессов национальных экономик.
Второй этап (1994-1995 годы) - так называемый, этап становления правового пространства - охарактеризовался интенсивным созданием нормативной базы межгосударственных отношений. Основой формирования правового поля в рамках СНГ можно считать принятие Устава СНГ.
В целом ретроспективный анализ второго этапа дает возможность говорить о развитии взаимных экономических связей стран СНГ по двум направлениям. Так, в общей массе разрозненных соглашений в сфере регулирования взаимоотношений между государствами можно выделить ряд наиболее значимых, которые выступают как попытки объединить усилия всех участников СНГ на достижении общих целей. Это, в первую очередь, Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 года), Соглашение о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 года), Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза (21 октября 1994 года), Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ (21 октября 1994 года).
Третий этап (1996 год - 2006 год) отличает появление субрегиональных образований. Характерной чертой этого этапа стало заключение двусторонних соглашений. Здесь наибольший интерес с точки зрения дальнейшей перспективы представляет развитие связей между Россией и Республикой Белоруссия, которые первыми пошли по пути создания таможенного союза. В дальнейшем к ним присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, создав Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). [8]
Углубляется интеграционное сотрудничество в соответствии с Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России от 2 апреля 1996 года. Договор закрепляет конкретные мероприятия по формированию общей транспортной и объединенной энергетической систем, по составлению совместных балансов производственных мощностей и согласованному их использованию, по унификации денежно-кредитных и бюджетных систем и созданию предпосылок для введения общей валюты, по унификации социальных условий и т.д. Доказательством положительного влияния предпринятых шагов на развитие экономических связей России и Беларуси служит неуклонный (почти в 2,5 раза) рост доли Республики Белоруссия в товарообороте России со странами СНГ и существенный (почти в 1,5 раза) рост товарооборота между этими двумя странами.
На некогда едином постсоветстком пространстве возникли и функционируют 5 субрегиональных группировок. Среди экономических группировок, помимо Союза Белоруссии и России (СГБР) и Евразийского экономического сообщества, можно выделить Восточно-Европейский Союз (Украина, Молдова), переросший затем в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС - Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), кавказская “четверка” (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия). [8]