Планирование и прогнозирование инвестиций в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета.

Содержание

Введение 4
1. Инвестиции, их содержание 6
1.1. Сущность инвестиций, их состав, типы, показатели
инвестиций 6
1.2. Структура капитальных вложений и динамика их в основной капитал 9
2. Государственное регулирование инвестиций 14
3. Прогнозирование инвестиций 20
3.1. Показатели прогнозирования капитальных вложений и их
расчет 20
3.2. Этапы процесса прогнозирования инвестиций 23
3.3. Методы прогнозирования и планирования
инвестиций 25
4. Оценка эффективности использования
инвестиций 29
Заключение 33
5. Задача 35
Библиографический список 36
Графическая часть 37

Работа состоит из  1 файл

СубочевКурсач.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

      Совершенствование воспроизводственной структуры  заключается в повышении доли капитальных вложений, направляемых на реконструкцию и техническое  перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствуют о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам: во-первых, сокращается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей; во-вторых, в значительной мере уменьшаются удельные капитальные вложения.

      Экономическая эффективность капитальных вложений на уровне народного хозяйства существенно  зависит и от отраслевой, и от территориальной (региональной) структуры капитальных вложений.

      Под отраслевой структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение по отраслям промышленности и народного хозяйства в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве.

      В таблице 1 приведена Динамика инвестиций в РФ  за 6 лет. По данным таблицы, наибольшая доля капитальных вложений была направлена на поддержание и развитие отраслей топливно-энергетического комплекса, что не способствовало, повышению эффективности производства.

      Под территориальной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей совокупности по отдельным экономическим районам, областям, краям и республикам РФ.

      Смысл совершенствования территориальной  структуры капитальных вложений заключается в том, чтобы она  позволяла получить максимум экономического и социального эффекта.

      Инвестиции, в первую очередь реальные инвестиции, т.е. капитальные вложения, играют исключительно важную роль в экономике страны и любого предприятия, так как они являются основой для:

      • систематического обновления основных производственных фондов предприятия  и осуществления политики расширенного воспроизводства;

      • ускорения научно-технического прогресса и улучшения качества продукции;

      • структурной перестройки общественного  производства и сбалансированного  развития всех отраслей народного хозяйства;

      • создания необходимой сырьевой базы промышленности;

      • гражданского строительства, развития здравоохранения, высшей и средней школы;

      • смягчения или решения проблемы безработицы;

      • охраны природной среды и достижения других целей.

      Перечень, для чего нужны инвестиции, можно  было бы продолжить. Таким образом, инвестиции нужны в первую очередь для оздоровления экономики страны и на этой основе решения многих социальных проблем, прежде всего для подъема жизненного уровня населения.

      К сожалению, за 2003-2008 гг. объемы капитальных вложений и капитального строительства резко сократились, что в еще большей мере усугубило экономическое положение в стране.

      Сокращение  капитальных вложений и капитального строительства за 2003-2008 гг. связано со многими причинами, но основными из них являются:

      1) спад промышленного и в целом  общественного производства, что привело к сокращению национального продукта и национального дохода, а, следовательно, и фонда накопления;

      2) инфляция. В условиях инфляции  свободный денежный капитал в  большинстве случаев невыгодно  вкладывать в долгосрочные проекты;

      3) тяжелое экономическое положение многих предприятий. У них недостаточно денежных средств для расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.

      В современных условиях для оживления  инвестиционной деятельности в стране необходимо создать определенные условия и предпосылки. К их числу следует в первую очередь отнести:

      • стабилизацию экономического положения  в стране;

      • снижение темпов инфляции;

      • совершенствование системы налогообложения;

      • создание в стране условий для  привлечения иностранного капитала:

      Остановимся на этих условиях более подробно. Стабилизация экономики страны нужна не только для остановки спада производства, но и для увеличения валового национального  продукта и национального дохода, а, следовательно, и необходимых  накоплений для инвестиций.

      Стабилизация  экономики страны — это основа для снижения инфляции. При этом следует иметь в виду, что с  процессом инфляции тесно связана  ставка банковского кредита.

      Известно, что кривая спроса на инвестиции зависит  от ставки процента (Сп) и ожидаемой нормы чистой прибыли (Нп) от вложенных инвестиций (рис. 1).

      Чем выше ставка процента, тем ниже спрос  на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и  ожидаемой нормой чистой прибыли. Выгодно  вкладывать инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку процента, т.е. Нпп. Если же ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, т.е. Спп, то в этом случае для предприятия инвестиции невыгодны.

       В условиях инфляции, особенно гиперинфляции, когда банковский процент за кредит очень высокий, инвестиции для предприятия будут выгодны только в том случае, если ожидаемая норма прибыли будет выше этого банковского процента. Но такие проекты для предприятия найти очень трудно. Таким образом, гиперинфляция является самым существенным тормозом для оживления инвестиционной деятельности.

                                                                 

                                                                          
 
 
 
 
 

       Рис. 1. Кривая спроса на инвестиции

      Важным  условием инвестиционной политики является привлечение иностранного капитала. Ежегодный объем экспортируемого капитала в мире составляет около 160—180 млрд. долл. США. Россия и другие страны СНГ смогли бы претендовать на инвестиции в 40 млрд. долл. США.

      К сожалению, за 2008 г. иностранный капитал составил около 2 млрд. долл. США. Основная причина — в России не созданы необходимые, т.е. благоприятные, условия для привлечения иностранного капитала.

 

       

    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

       Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

       Инвестиционная  деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

       Принципиальное  значение имеют такие законы, как  Конституция РФ, Гражданский и  Налоговый кодексы, законы об акционерных  обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.

       В нашей стране также приняты специальные  законы, постановления, нормативные  акты, которые регулируют непосредственно  инвестиционный процесс. К ним следует  отнести Закон Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25.02.99 г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

       Принят  ряд постановлений Правительства  РФ, которые направлены на повышение  роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

       В целом, государственное регулирование  осуществляется:

       •   в соответствии с государственными инвестиционными программами;

       •   прямым управлением государственными инвестициями;

       •   введением системы налогов с  дифференцированием налоговых ставок и льгот;

       •   предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;

       •   проведением финансовой и кредитной  политики, политики ценообразования (в  том числе выпуском в обращение  ценных бумаг), амортизационной политики;

       •   контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;

       • антимонопольными мерами, приватизацией  объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

       •   экспертизой инвестиционных проектов.

       Государство использует как административные, так  и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

       Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

       Экономические методы воздействия государства  – это методы, с помощью которых  государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путем  стимулирования принятия инвестиционных решений, как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

       Обычно  государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

       К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы, как земля, природные ресурсы.

       Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ.

       Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования:

       1) Создание благоприятных условий  для развития инвестиционной  деятельности путем: 

       – совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации  и использования амортизационных отчислений;

       – установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых  режимов, не носящих индивидуального  характера;

       – защиты интересов инвесторов;

       – предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

Информация о работе Планирование и прогнозирование инвестиций в стране