Планирование и распределение прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение планирования и распределения прибыли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть экономическая сущность прибыли, ее роль в экономике, выявить факторы, влияющие на её величину, изучить методы планирования прибыли и процесс её распределения и использования на предприятии, сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1 Прибыль и ее роль в рыночной экономике. Методы планирования прибыли 4
1.1 Экономическое содержание, функции и виды прибыли 4
1.2 Факторы, влияющие на величину прибыли 9
1.3 Роль прибыли в рыночной экономике 11
1.5 Методы планирования прибыли 14
1.6 Сущность и направления распределения прибыли 19
2 Анализ финансовых результатов деятельности ООО «УСК» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «УСК» 27
2.2 Основные финансовые показатели, влияющие на финансовый результат в ООО «УСК» 28
2.3 Анализ планирования и распределения прибыли ООО «УСК» 32
2.3.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли 32
2.3.2 Анализ планирования и распределения чистой прибыли в ООО "УСК" 34
2.3.3 Анализ влияния использования прибыли на финансовое положение предприятия 40
3 Пути повышения прибыли на ООО «УСК» 47
Список использованных источников 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Работа состоит из  1 файл

Планирование и распределение прибыли 3.doc

— 430.50 Кб (Скачать документ)

Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. В известной степени от предприятия зависят такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата; уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы  влияют на прибыль не прямо, а через  объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

 

 1.3 Роль прибыли в рыночной экономике

 

Прибыль предприятия  является главной целью предпринимательской  деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия.

Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственного бюджета всех уровней (общегосударственного и местных).

Прибыль предприятия  является критерием эффективности  конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнений с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях - тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке.

Прибыль является главным источником возрастания  рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом.

Прибыль предприятия  является важнейшим источником  удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего, в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества.

Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли.

 

1.4 Сущность планирования прибыли

 

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.[9]

Раздельное  планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование 
прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования 
распространено текущее планирование в рамках одного года. При 
нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

Объектом  планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль  от реализации продукции, выполнения работ, оказание услуг. [7]

Планируется прибыль  раздельно по видам:

  • от реализации товарной продукции;
  • от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
  • от реализации основных фондов и другого имущества;
  • от внереализационных доходов и расходов.

Планирование прибыли  делится на: планирование самой величины прибыли и планирование её использования.

В планировании могут  применяться различные коэффициенты:

  • прогноз рентабельности вложенного капитала, где капитал определяется как оборотный капитал + инвестиции в основной капитал;
  • коэффициент прибыльности;
  • коэффициент рентабельности – прибыль / оборотный капитал.

Все эти коэффициенты связанны с критическими точками  убыточности.

На Западе применяется  много видов планирования прибыли. Они зависят от сферы деятельности, фондовооружённости и т.п.

В России существуют несколько методов планирования прибыли, которые можно использовать только с учётом специфики деятельности предприятия. Чаще всего применяются следующие методы:

  1. Метод прямого счёта.
  2. Аналитический метод, который делится на два:
  • посредством издержек на рубль произведённой (или                                                                           реализованной) продукции;
  • по уровню базовой рентабельности.
  1. Совмещённый метод – 1) + 2);
  1. Нормативный метод – когда предприятие выпускает 1 – 2 вида продукции;
  2. Экономико-математический метод – на уровне крупных и крупнейших предприятий.
  3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.
  4. Метод на основе бюджетирования.

 

1.5 Методы планирования прибыли

 

Метод прямого  счёта: расчёт прибыли осуществляется по каждому виду реализованных изделий, по всему ассортименту. [7]

 Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

П=В*Ц-В*С,        (3)

где П - плановая прибыль;

В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном

выражении;

Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С - полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года.

Аналитический метод. Основной принцип: при расчёте прибыли она увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Обычно прибыль планируют на определённый период, который ещё не наступил, поэтому используют расчёты предыдущего периода. [7]

Сравнимая продукция  выпускается  в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Pо:

                 Ро = (По : Стп)* 100%              (4)

 где По -ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года,  когда точный размер прибыли еще не известен);

 Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных  факторов на сумму прибыли, но это  проявляется в основном только при  наличии стабильных условий хозяйствования.

Совмещённый метод. Его используют, когда предприятие выпускает сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод, по второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется как сравнительный метод для проверки.

Нормативный метод. Используется, если на предприятии 1 – 2 вида продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств (применяется система бюджетирования), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами затрат.

Экономико-математический метод. Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. На первом этапе используют стандартные программы анализа (факторный, корреляционный, индексный). Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли (теснота связи между прибылью и показателями, между самими показателями), определяется основной фактор (как правило, прибыль реализации) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.

Метод, основанный на эффекте  производственного (операционного) рычага. Этот метод планирование прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог  окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь  нужно использовать метод операционного (производственного) рычага. Используя  этот метод, можно установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организация (предприятие)полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка. [7]

Увеличение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль. Объем реализации ниже критического приносит предприятию убытки. С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают эффект операционного рычага – изменение прибыли при изменении объема реализации. Для того, чтобы оценить взаимосвязь выручки от реализации, маржинальной прибыли и прибыли от основной деятельности, рассчитывается производственный рычаг. [7]


(5)

 

Производственный рычаг показывает, на сколько изменится прибыль  от основной деятельности предприятия  при изменении выручки на 1%. Например, значение рычага 15% говорит, что при изменении выручки от реализации на 1% прибыль предприятия изменится на 15%.

Таким образом, чем больше производственный рычаг, тем выше зависимость предприятия (с точки зрения получаемой прибыли) от объемов реализации продукции.

Величина производственного рычага зависит от структуры текущих  затрат - величины переменных и постоянных затрат в себестоимости продукции. Чем больше переменных затрат в составе затрат (себестоимости реализованной продукции), тем ниже производственный рычаг.

Управление производственным рычагом  заключается в изменении структуры  затрат - изменении доли переменных и постоянных затрат.

Метод на основе бюджетирования. На основе бюджетирования  разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли[7]. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли на предприятии