Планирование как функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание

Роль людей-управленцев, то есть менеджеров, в условиях рыночной экономики чрезвычайно ответственна, так как должна обеспечить не только работу предприятия, но прибыльность и эффективность непосредственно связанных с планированием. Планирование предполагает анализ состояния, оценку всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения; выработку стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних факторов: конкуренции, законодательной базы, экономико-социального состояния общества; создание конкретного плана действий и развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I РАЗДЕЛ
1.1 Планирование как функция менеджмента
1.2 Взаимодействие целей и планов
1.3 Обзор техники и видов планирования
1.4 Формы планирования
II РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика предприятия «Ремстройэнерго»
2.2 SWOT анализ предприятия
2.3 Предложения по совершенствованию вопроса планирования на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

планирование как функция менеджмента.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

Студентки 3 курса  гр М-06-1

Яловой Дарьи Владимировны

Научный руководитель:

__________________________

Дата сдачи на проверку и рецензирование

____________________________________

Курсовая работа защищена на оценку

____________________________________

Дата защиты

____________________________________

г. Краматорск

2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I РАЗДЕЛ

1.1 Планирование как  функция менеджмента

1.2 Взаимодействие  целей и планов

1.3 Обзор техники  и видов планирования

1.4 Формы планирования

II РАЗДЕЛ

2.1 Характеристика предприятия «Ремстройэнерго»

2.2 SWOT анализ предприятия

2.3 Предложения по  совершенствованию вопроса планирования  на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Известный американский специалист в области управления И. Ансофф назвал планирование проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку. [1]

Роль людей-управленцев, то есть менеджеров, в условиях рыночной экономики чрезвычайно ответственна, так как должна обеспечить не только работу предприятия, но прибыльность и эффективность непосредственно связанных с планированием. Планирование предполагает анализ состояния, оценку всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения; выработку стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних факторов: конкуренции, законодательной базы, экономико-социального состояния общества; создание конкретного плана действий и развития предприятия.

На уровне организации  задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала - через оплату труда.

Основная цель планирования состоит в том, чтобы  насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения  задач, стоящих перед организацией. [2]

Планирование  предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий; методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственное действие, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.

I РАЗДЕЛ

1.1 Планирование  как функция менеджмента

Сущность  планирования в менеджменте

Содержание  планирования как  функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции  менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.[3]

Являясь важнейшей  составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным  расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом  поиске возможностей действовать и  в прогнозировании последствий  этих действий в заданных условиях.

Место планирования в менеджменте

Планирование - это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление  которого рассматривается  как составная  часть процесса управления.

Направление планирования зависит от его классификации: по степени охвата (общее и частичное), содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое и гибкое.[4]

Планирование  даёт ответы на следующие вопросы:

1) Каково положение  организации в настоящее время?  Для этого нужно оценивать  положение в области финансов, производства и других сферах. 2)каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации.

Следует четко  определить:

- объект планирования (что планируется)

- субъект планирования (кто планирует)

- период (горизонт) планирования (на какой срок)

- средства планирования (например, компьютерное обеспечение)

- методику планирования (как планировать)

- согласование  планов (каких, с кем и на  каких условиях)

3) Как организация  может достичь целей? Нужно  решить, что делать персоналу  для достижения целей, каковы должны быть ресурсы. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

1.2 Взаимодействие целей и планов

Планирование  предполагает принятие конкретных решений  о функционировании развитии производственной системы. Это позволяет обеспечить ее эффективное функционирование и  развитие в будущем, уменьшить их неопределённость. Такие решения принято относить к плановым, которые могут быть связаны с постановкой определённых параметров.

В принятии таких  решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком - планированием  является сопоставление специальных  документов - планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений. [2]

Зачастую в  планах отражаются: прогнозы развития организации; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед ней  и её отдельными подразделениями; механизмы  координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Понятие целей  и планов - неотъемлемая часть любого общества.

Цель - это желаемое состояние будущего, достичь которого, и пытается организация.

Значение целей  определяется тем, что каждая организация существует ради некого результата, а цели позволяют как определить его, так и довести информацию до сотрудников и общества. План является маршрутом движения организации к поставленным целям, включающим в себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные задачи. Цели - конечные результаты; планы - имеющиеся в распоряжении на текущий момент средства. Термин планирование объединяет цели и планы то есть это процесс определения целей организации и средств их достижения.[5]

1.3 Обзор техники  и видов планирования

Планирование  систематизируется по ряду признаков. Признак планирования указывает  на область деятельности, к которой  относится результат, задаваемый целевой  установкой. Следовательно, масштаб  цели характеризует уровень, на котором должна проводиться разработка планирования:

- последовательное  планирование (новый план составляется  по истечении срока действия  предыдущего),

- скользящее  планирование (по истечении части  срока действия предыдущего плана  производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.),

- жесткое планирование (конкретно указываются все цели  и мероприятия), гибкое планирование (учитывается возможность возникновения  неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

Можно выделить некоторые характерные особенности  планирования в зависимости от целей.

В американских компаниях главное - это объединение  стратегий всех подразделений и  распределение ресурсов;

В английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;

В японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.

В зависимости  от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, тактическое, оперативное.

Стратегическое (долгосрочное или перспективное) планирование заключается в основном в определении  главных целей деятельности компании и ориентировано на определение  намечаемых конечных результатов с  учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-20 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Тактическое (среднесрочное) планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Операционное (оперативное  или текущее) планирование предполагает разработку планов-графиков и обеспечивает выполнение тактических планов.[7]

Стратегическое  планирование

Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разборке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегия - представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии

организации и  достижение её целей.

Сущность, функции  и выгоды стратегического планирования

Многие крупные  компании в современных условиях стали уделять все большее  внимание развитию стратегического  планирования как инструменту централизованного  управления. Такое планирование предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу; определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Стратегическое планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе: определение направлений и размеров капиталовложения и источников их финансирования; диверсификация производства и обновления продукции; формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий; совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента