Плательщики по ндфл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:55, реферат

Описание

В данной курсовой работе проведем анализ признаков налогового резидентства хозяйствующих субъектов, данные в законодательстве Российской Федерации (далее - РФ), а также порядок получения подтверждения налогового резидентства в России и требования, предъявляемые российскими государственными органами к документарному подтверждению нерезидентами налогового резидентства в других государствах. Опыт зарубежных стран особенно актуален в наши дни, поскольку Россия является активным участником все большего количества международных соглашений, в связи с чем терминология должна быть приведена к единому знаменателю.

Работа состоит из  1 файл

плательщики.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    Закон №86-ФЗ установил новый порядок  осуществления деятельности иностранными гражданами, работающими по найму у физических лиц. Такие граждане будут осуществлять трудовую деятельность на основании патента, который выдается на срок от одного до трех месяцев и автоматически продлевается путем уплаты фиксированного авансового платежа по НДФЛ в

размере1000руб.  
       Работники смогут привлекаться на основании патента к трудовой деятельности для домашних, личных нужд физических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Право на работу на основании патента будут иметь только граждане, приехавшие из стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим.(Белоруссия, Босния и Герцеговина, Кипр, Сербия, Украина, Чили, Тунис, Куба, Киргизия и др.) 
       В соответствии со ст. 13.3 Закона «О правовом положении иностранных граждан» для получения патента иностранный гражданин должен подать заявление, а также представить документ, удостоверяющий личность, миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля, документы, подтверждающие уплату налога, сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, о работе, которую он будет выполнять. 
      Не позднее десяти рабочих дней со дня обращения территориальный орган ФМС РФ обязан либо выдать гражданину патент, либо уведомить его об отказе в выдаче патента. 
Следует отметить, что на граждан, работающих на основании патента, не будут распространяться требования о соблюдении квот, ограничивающих количество иностранных работников. 
       Ставка НДФЛ для таких налогоплательщиков также признается равной 13 % независимо от наличия у налогоплательщика статуса резидента. Иностранные граждане, работающие по найму у физических лиц, будут исчислять и уплачивать налоги, обращаться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога самостоятельно, а не через налогового агента. 
Если по итогам налогового периода сумма подлежащего уплате налога оказалась больше, чем сумма фактически уплаченных авансовых платежей, налогоплательщик будет обязан подать декларацию по доходам не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом и уплатить в бюджет недостающую сумму до 15 июля того же года.  
Стоит также отметить специальное указание Закона №86-ФЗ на то, что если сумма налога будет меньше фактически уплаченных авансовых платежей, сумма превышения не будет являться излишне уплаченным налогом, соответственно, такую переплату нельзя будет вернуть налогоплательщику. 
Таким образом, данные авансовые платежи фактически представляют собой вмененный доход налогоплательщика, который, к тому же, является условием продления патента для иностранного гражданина.
 

 

    Глава 2. Принципы дифференциации плательщиков НДФЛ

    Существует  два основополагающих принципа налогообложения: принцип резидентства и принцип  территориальности.

    Принцип резидентства предусматривает налоговую  ответственность как физического, так и юридического лица по месту нахождения его налогового домицилия (все доходы, полученные в разных юрисдикциях проведения коммерческой деятельности, облагаются налогами в стране, в которой эти лица являются резидентами).

    Принцип территориальности реализует налоговый суверенитет каждого государства (все доходы, полученные на данной территории, подлежат налогообложению в юрисдикции их происхождения).

    В России применяется принцип резидентства, поэтому особенно важно четко  определить место резидентства того или иного хозяйствующего субъекта. 
       Порядок определения налогового резидентства юридических и физических лиц в России различается. Физическое лицо будет связано с территорией государства, если оно находится на территории данного государства определенное количество времени, организация - если прошла здесь регистрацию.

    2.1. Налоговое резидентство  как принцип налогообложения. 
       Налоговое резидентство - основополагающее понятие в налоговом праве. Оно определяет налоговую юрисдикцию, на территории которой возникают обязательства и осуществляется конечная налоговая ответственность налогоплательщика. В соответствии с энциклопедическим словарем слово "резидент" берет свое начало в Петровскую эпоху, оно было заимствовано из французского языка - resident и дословно означает "сидящий на месте".

    От  определения, является или нет лицо налоговым резидентом Российской Федерации, зависит очень многое в налогообложении налогом на доходы физических лиц. 
  

       В частности, от налогового статуса хозяйствующего субъекта зависит: 
- налоговая ставка (ст. 224 НК РФ)); 
- объект налогообложения (ст. 209 НК РФ); 
- право на применение налоговых вычетов; 
- применимость правил об избежании двойного налогообложения.

      Именно поэтому так важно верно определить, является налоговым резидентом лицо или нет. Особенно в условиях глобализации мировой экономики, когда все чаще деятельность ведется на территории сразу нескольких государств. К сожалению, российское законодательство не всегда дает точное и развернутое определение данному понятию, в связи с чем возникают сложности при определении места возникновения налоговых обязательств.

    В некоторых странах периодом для  определения резидентства служит не календарный, а налоговый год, который  может не совпадать с календарным  годом. Кроме того, применяются и иные критерии для определения резидентства. Например, в Португалии налоговым резидентом считается физическое лицо, пребывающее в стране шесть месяцев подряд в течение одного налогового года или шесть месяцев (подряд или поэтапно) в течение двух следующих один за другим налоговых лет. В США для того чтобы считаться налоговым резидентом, нужно находиться в стране не менее 31 дня в календарном году с учетом проживания в двух календарных годах, предшествовавших данному году.

    Более того, факт «физического присутствия» является наиболее распространенным, но не единственным способом определения резидентства. В различных странах могут учитываться следующие факторы:

  • устойчивые связи с государством;
  • наличие постоянного пристанища;
  • факт проживания семьи;
  • наличие центра экономических интересов (вложение инвестиций, ведение бизнеса);
  • наличие центра деловых интересов (ведение профессиональной деятельности).

    2.2 Международные соглашения Российской Федерации

    Нередко физическое лицо может быть одновременно признано резидентом двух или более государств. В таком случае его налоговый статус определяется в соответствии с национальным законодательством или в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения, если такой договор заключен между государствами.

    С некоторыми государствами Россия заключила  международные договоры, которые  содержат положения, касающиеся налогообложения  доходов физических лиц. Как показывает практика, в таких международных  соглашениях могут быть установлены  иные правила и нормы, чем в Налоговом кодексе. В этих случаях должны применяться правила и нормы международных договоров (ст. 7 НК РФ).

    Так, международные соглашения могут  предусматривать освобождение от налогообложения  в России некоторых доходов физических лиц от источников в Российской Федерации, если эти лица являются налоговыми резидентами другого договаривающегося государства. Есть договоры, которые устанавливают в отношении определенных видов доходов указанных лиц пониженные ставки налога (менее 30%, предусмотренных в статье 224 НК РФ) или иные налоговые привилегии.

    Многие  международные соглашения закрепляют также следующее правило. Налог, уплаченный налоговым резидентом одного договаривающегося государства  в другом договаривающемся государстве, засчитывается при уплате налога в государстве, резидентом которого является данное лицо.

    Предположим, что согласно международному договору физическое лицо, не являющееся налоговым  резидентом РФ, по доходам от источников в России имеет право на освобождение от налогообложения или проведение зачета. Подобные налоговые привилегии не действуют автоматически. Чтобы воспользоваться ими, налогоплательщик обязан представить в российский налоговый орган официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Россия заключила договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Причем договор или соглашение должны действовать в течение соответствующего налогового периода (его части). Это подтверждение налогоплательщик может представить до уплаты налога или авансовых платежей по нему. Кроме того, он вправе сделать это в течение одного года после окончания налогового периода, по результатам которого он претендует на проведение зачета, получение освобождения от уплаты налога, налоговых вычетов или привилегий. Об этом говорится в пункте 2 статьи 232 Налогового кодекса.

    При отсутствии указанного подтверждения  налогообложение доходов от российских источников производится по правилам, установленным в главе 23 НК РФ для  нерезидентов. А именно: по ставке 30% и без применения налоговых вычетов  или иных налоговых привилегий.

    Теперь  рассмотрим обратную ситуацию. Допустим, физическое лицо является налоговым  резидентом РФ и в налоговом периоде  получает доходы от источников за пределами  России. Эти доходы подлежат налогообложению  согласно 23-й главе Кодекса. По законодательству иностранного государства, в котором находятся источники доходов, указанные доходы подпадают под налогообложение и в этом государстве тоже.

    Налог, фактически уплаченный физическим лицом  в другой стране, засчитывается при  уплате НДФЛ в России, только если аналогичное условие есть в действующем международном договоре (соглашении) об избежании двойного налогообложения. Основание — пункт 1 статьи 232 НК РФ. Налогоплательщик одновременно с декларацией по НДФЛ представляет документ о полученном доходе и уплаченном налоге, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Стоит отметить, что рассматриваемые договоры (соглашения, конвенции) у России есть далеко не со всеми странами. Кроме того, бывает, что договор заключен, но не вступил в силу. В подобных ситуациях зачет налога, уплаченного в другом государстве, при исчислении НДФЛ в России не производится.

    Проект  типового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества  одобрен постановлением Правительства  РФ от 28.05.92 № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества».

    Например, в соответствии со ст. 4 Соглашения от 05.10.95 между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество налоговый статус физического лица, признанного резидентом двух и более государств, определяется следующим образом:

    - физическое лицо считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, в котором оно располагает постоянным жилищем. Если физическое лицо располагает постоянным жилищем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том государстве, в котором имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

    - если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том государстве, в котором обычно проживает (фактор обычного пребывания);

    - если физическое лицо обычно проживает в обоих Договаривающихся Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в том государстве, гражданином которого оно является (фактор гражданства);

    - если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает физическое лицо в качестве своего гражданина или ни одно из государств не считает его таковым, их компетентные органы решают данный вопрос по взаимному согласию (определение резидентства по взаимному согласию государств).

    Двусторонние  межправительственные налоговые соглашения традиционно регулируют следующие виды доходов физических лиц, которые могут подлежать налогообложению в Договаривающихся Государствах:

    -пенсии;

    -гонорары директоров;

    -доходы студентов, практикантов и ученых;

    -доходы от авторских прав и лицензий;

Информация о работе Плательщики по ндфл