Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:45, курсовая работа
Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.
Введение……………………………………………………………...
стр. 3
Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики…………………………...
стр. 4
Современная система государственного регулирования в экономике России………………………………………………..
стр. 9
Центральный банк и его функции……………………………….
стр. 14
Цели и основные направления экономической политики…….
стр. 17
Какие основные принципы должны соблюдаться в процессе разработки целевой программы?..............................................
стр. 20
Заключение……………………………………………………………
стр. 25
Список литературы………………………………………………….
стр. 26
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Санкт-Петербургский
Сосновоборский филиал
Кафедра «Экономика и управление»
Курсовая работа
По дисциплине
Государственное регулирование экономики
Выполнил: Студент 5-го курса Николаев Р.В. спец. 080504 Проверил: доцент Гольм Д.О. |
Сосновый Бор
2013г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
стр. 3 |
|
стр. 4 |
|
стр. 9 |
|
стр. 14 |
|
стр. 17 |
|
стр. 20 |
Заключение…………………………………………………… |
стр. 25 |
Список литературы…………………………………………………. |
стр. 26 |
Введение
Государство, как универсальный механизм управления обществом, обязано поддерживать его экономику. Особенно эта необходимость проявляется в связи с развитием рыночных отношений практически во всех странах мира.
Для этих целей правительство
разрабатывает принципы
Экономическая наука рассматривает
на глобальном уровне основную, высшую
цель регулирования и прикладные
цели. В любой стране высшая цель
должна сводиться к достижению максимального
благосостояния всего общества. Но
ее реализация возможна через достижение
прикладных целей, к которым относятся:
экономический рост; полная занятость;
стабильность уровня цен и устойчивость
национальной валюты; внешнеэкономическое
равновесие. В системе экономических
целей обеспечение
1. Показатели эффективности
функционирования
Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
Сегодня справедливо подчеркивается
необходимость
В 2007-2009 гг. для российской экономики как никогда ранее остро стоит проблема оценки эффективности государственной деятельности.
В данном случае Россия не одинока, так как в последние годы правительства многих стран заняты поисками новых путей к достижению более высокого уровня экономической эффективности деятельности государства.
Однако сейчас не существует комплексного методологического подхода, позволяющего системно подойти к решению проблемы эффективности государственных мероприятий.
Поскольку интегральная оценка эффективности государственного участия в экономической жизни страны принципиально невозможна, то расчеты могут вестись по экономическим блокам - определенным направлениям государственной деятельности.
Поскольку эффективность
государственного сектора оценивается
стандартным способом и не вызывает
особых трудностей, то вполне реально
оценить и эффективность
Основная трудность состоит
в том, что такие государственные
объекты не оформлены в виде юридических
лиц и в этой связи не попадают
в состав государственного сектора
экономики. В данном случае следует
оценивать эффективность
В большинстве случаев государственные вложения в государственные предприятия предполагают не только экономическую, но и многоаспектную социальную отдачу. Проблема эффективности государственного участия выходит за рамки чисто экономической и понимается в максимально широком смысле. Многоаспектность государственной деятельности порождает подход, в соответствии с которым формируется вектор показателей – индикаторов, косвенно характеризующих ее результаты. Затем сформированный вектор частных (индивидуальных) индикаторов сводится к скалярной величине с помощью процедуры усреднения, частным случаем которой может служить система весовых коэффициентов.
Получаемая таким образом
на выходе условная оценка показывает
тот социально-экономический
Такая процедура оценки эффективности государственного участия используется во всем мире, являясь по существу безальтернативной.
«Векторный» подход порождает ряд требований к организации отчетной информации.
Государственные мероприятия
носят по существу некоммерческий характер
и оправданны только с точки зрения
тех социальных и стратегических
целей, которые преследует государство.
Это автоматически предполагает
еще одну линию при оценке эффективности
государственного участия, а именно:
сравнение ожидаемых и
Такой подход определяется тем фактом, что централизованное выделение финансовых средств государства и развитие государственного сектора экономики на практике достаточно жестко планируются.
Иными словами, в отношении
государственных начинаний
Ранее в отечественной практике аналогичная работа проводилась при оценке выполнения народно-хозяйственных планов. В настоящее время данная линия в оценке эффективности государственных программ находит широкое применение за рубежом (например, в департаменте обороны Голландии).
Характерно, что нисходящие тенденции в государственной собственности (основных фондов и капитальных вложений) идут вразрез с динамикой доли государственных расходов. Последняя была стабильна во времени и на разных этапах имела разные направления изменений, то есть государство довольно долго легко уступало свои позиции в части малоэффективной собственности и, наоборот, всячески старалось сохранить положение в текущей финансовой жизни.
Важен тот факт, что усредненный коэффициент государственного участия в экономике был значительно выше интегральной доли госсектора. Это означает, прежде всего, что роль государства ни в коем случае не должна отождествляться с удельным весом госсектора, который может вводить в заблуждение относительно истинного размаха деятельности государства. Здесь хорошо видна разница между государственной собственностью (индикатором ее масштабов служит показатель доли соответствующих фондов), государственными расходами и госсектором, масштабы которого, в свою очередь, определяются путем усреднения нескольких показателей.
Снижение нагрузки на расходную
часть государственного бюджета
стало возможным во многом благодаря
активному сжатию госсектора экономики.
Однако связь между этими
Следует выделить главные формы и методы вмешательства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество; экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.
В промышленно развитых странах
существует более или менее значительный
по своим масштабам
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях. Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т.е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.
Монопольная прибыль зачастую не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.
Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут: правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.
Госсектор играет заметную
роль в структурной государственной
политике. Государство создает новые
объекты или расширяет и
Оценивая происходящие в этой области процессы в России, можно сожалеть по поводу отсутствия политики в государственном секторе и последовательного разрушения в последние годы тех отраслей, которые составляют инфраструктуру экономики, обеспечивая жизнедеятельность страны, ее оборону, безопасность и экономическую независимость.
Отсутствие политики в
этой области проявляется в
Информация о работе Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики