Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание

Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

Содержание

Введение……………………………………………………………...
стр. 3
Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики…………………………...

стр. 4
Современная система государственного регулирования в экономике России………………………………………………..

стр. 9
Центральный банк и его функции……………………………….
стр. 14
Цели и основные направления экономической политики…….
стр. 17
Какие основные принципы должны соблюдаться в процессе разработки целевой программы?..............................................

стр. 20
Заключение……………………………………………………………
стр. 25
Список литературы………………………………………………….
стр. 26

Работа состоит из  1 файл

ГРЭ.docx

— 61.29 Кб (Скачать документ)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский Государственный  Университет сервиса и экономики 

Сосновоборский филиал

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине

Государственное регулирование  экономики

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 5-го курса

Николаев Р.В.

спец. 080504

Проверил: доцент Гольм Д.О.




 

 

 

 

Сосновый Бор

2013г.

Содержание

      Введение……………………………………………………………...

стр.   3

  1. Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики…………………………...

 

стр.   4

  1. Современная система государственного регулирования в экономике России………………………………………………..

 

стр.   9

  1. Центральный банк и его функции……………………………….

стр. 14

  1. Цели и основные направления экономической политики…….

стр. 17

  1. Какие основные принципы должны соблюдаться в процессе разработки целевой программы?..............................................

 

стр.  20

     Заключение……………………………………………………………

стр. 25

    Список литературы………………………………………………….

стр. 26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство, как универсальный  механизм управления обществом, обязано  поддерживать его экономику. Особенно эта необходимость проявляется  в связи с развитием рыночных отношений практически во всех странах  мира.

 Для этих целей правительство  разрабатывает принципы экономической  политики. Она включает в себя  определенный комплекс действий  и методов, которые направлены  на регулирование внутренней  экономики. Естественно, в интересах  нации и государства.

Экономическая наука рассматривает  на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального  благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое  равновесие. В системе экономических  целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается  с абсолютным и относительным  увеличением ВНП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Показатели эффективности  функционирования государственного  сектора экономики

 

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования  системы государственного регулирования  рыночной экономики. Ныне действующая  система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции  так и не вышли на новую стадию их решения.

В 2007-2009 гг. для российской экономики как никогда ранее остро стоит проблема оценки эффективности государственной деятельности.

В данном случае Россия не одинока, так как в последние годы правительства  многих стран заняты поисками новых  путей к достижению более высокого уровня экономической эффективности  деятельности государства.

Однако сейчас не существует комплексного методологического подхода, позволяющего системно подойти к  решению проблемы эффективности  государственных мероприятий.

Поскольку интегральная оценка эффективности государственного участия  в экономической жизни страны принципиально невозможна, то расчеты  могут вестись по экономическим  блокам - определенным направлениям государственной  деятельности.

Поскольку эффективность  государственного сектора оценивается  стандартным способом и не вызывает особых трудностей, то вполне реально  оценить и эффективность государственных  вложений (расходов). Однако за рамками  анализа останется такая часть  государственного участия, как государственная  собственность.

Основная трудность состоит  в том, что такие государственные  объекты не оформлены в виде юридических  лиц и в этой связи не попадают в состав государственного сектора  экономики. В данном случае следует  оценивать эффективность действующего объекта, как такового, а не эффективность  тех финансовых вложений, которые  были произведены при его создании и за период эксплуатации. Таким  образом, «мертвая» и «пассивная»  государственная собственность  редуцируется к активным государственным  действиям – финансовым операциям. Тем самым достигается единая методологическая линия при определении  эффективности государственного участия  в экономике.

В большинстве случаев  государственные вложения в государственные  предприятия предполагают не только экономическую, но и многоаспектную социальную отдачу. Проблема эффективности государственного участия выходит за рамки чисто экономической и понимается в максимально широком смысле. Многоаспектность государственной деятельности порождает подход, в соответствии с которым формируется вектор показателей – индикаторов, косвенно характеризующих ее результаты. Затем сформированный вектор частных (индивидуальных) индикаторов сводится к скалярной величине с помощью процедуры усреднения, частным случаем которой может служить система весовых коэффициентов.

Получаемая таким образом  на выходе условная оценка показывает тот социально-экономический эффект, который получен в результате осуществления соответствующих  финансовых вложений.

Такая процедура оценки эффективности  государственного участия используется во всем мире, являясь по существу безальтернативной.

«Векторный» подход порождает  ряд требований к организации  отчетной информации.

Государственные мероприятия  носят по существу некоммерческий характер и оправданны только с точки зрения тех социальных и стратегических целей, которые преследует государство. Это автоматически предполагает еще одну линию при оценке эффективности  государственного участия, а именно: сравнение ожидаемых и фактических  результатов государственной деятельности.

Такой подход определяется тем фактом, что централизованное выделение финансовых средств государства  и развитие государственного сектора  экономики на практике достаточно жестко планируются.

Иными словами, в отношении  государственных начинаний используются программно-целевые методы экономического обоснования. В связи с этим правомерна оценка выполнения тех проектировок, которые были заложены в основу того или иного государственного мероприятия.

Ранее в отечественной  практике аналогичная работа проводилась  при оценке выполнения народно-хозяйственных  планов. В настоящее время данная линия в оценке эффективности  государственных программ находит  широкое применение за рубежом (например, в департаменте обороны Голландии).

Характерно, что нисходящие тенденции в государственной  собственности (основных фондов и капитальных  вложений) идут вразрез с динамикой  доли государственных расходов. Последняя  была стабильна во времени и на разных этапах имела разные направления  изменений, то есть государство довольно долго легко уступало свои позиции в части малоэффективной собственности и, наоборот, всячески старалось сохранить положение в текущей финансовой жизни.

Важен тот факт, что усредненный  коэффициент государственного участия  в экономике был значительно  выше интегральной доли госсектора. Это  означает, прежде всего, что роль государства  ни в коем случае не должна отождествляться с удельным весом госсектора, который может вводить в заблуждение относительно истинного размаха деятельности государства. Здесь хорошо видна разница между государственной собственностью (индикатором ее масштабов служит показатель доли соответствующих фондов), государственными расходами и госсектором, масштабы которого, в свою очередь, определяются путем усреднения нескольких показателей.

Снижение нагрузки на расходную  часть государственного бюджета  стало возможным во многом благодаря  активному сжатию госсектора экономики. Однако связь между этими характеристиками весьма неоднозначна. Произошедшие сдвиги привели, прежде всего, к усилению «бюджетной насыщенности» госсектора, что при  прочих равных условиях содействует  повышению его качества и конкурентоспособности.

Следует выделить главные  формы и методы вмешательства  в экономику. Прежде всего, важно  различать две основные формы: административные методы государственного регулирования  через расширение государственной  собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество; экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

В промышленно развитых странах  существует более или менее значительный по своим масштабам государственный  сектор экономики. Его размеры могут  служить критерием экономической  роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных  формах, предоставляет кредиты, принимает  долевое участие, является собственником  предприятий.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило  практически в одних и тех  же отраслях. Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического  капитала, т.е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.

Монопольная прибыль зачастую не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются  из бюджета. Поэтому государственный  сектор стал поставщиком дешевых  услуг (в частности, транспортных, телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.

Активно используется государственный  сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в  условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии  или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный  сектор, как правило, растут: правительственные  органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

Госсектор играет заметную роль в структурной государственной  политике. Государство создает новые  объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях и регионах, куда частный  капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров. Государственные  фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении  национального капитала в какую-либо страну.

Оценивая происходящие в  этой области процессы в России, можно сожалеть по поводу отсутствия политики в государственном секторе  и последовательного разрушения в последние годы тех отраслей, которые составляют инфраструктуру экономики, обеспечивая жизнедеятельность  страны, ее оборону, безопасность и  экономическую независимость.

Отсутствие политики в  этой области проявляется в следующем: нет четкого определения и  понимания того, что есть и должно остаться государственной собственностью сегодня, завтра и послезавтра, как  нет и критериев для выделения  отраслей, функционирование которых  может быть нормальным лишь в рамках государственной собственности; игнорируется не только советский опыт (который западные страны, кстати говоря, весьма активно используют), но даже и исторический опыт Российской Федерации в целом, с его традициями, сильными и слабыми сторонами, т.е. закрываются глаза на важнейшее условие – преемственность развития; происходит разрушение военно-промышленного потенциала, стихийная конверсия осуществляется на основе довольно уродливого критерия – сокращения государственных заказов со стороны Министерства обороны Российской Федерации. Такой подход грозит стране потерей передовых технологий в области производства вооружения, да и не только в этой области. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии реального, действенного критерия осуществления конверсии. Таким критерием может и должна быть военно-техническая доктрина, которая определяет потребность в материально-техническом обеспечении и с тактической, и со стратегической перспективой развития вооруженных сил.

Информация о работе Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики