Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание

Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

Содержание

Введение……………………………………………………………...
стр. 3
Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики…………………………...

стр. 4
Современная система государственного регулирования в экономике России………………………………………………..

стр. 9
Центральный банк и его функции……………………………….
стр. 14
Цели и основные направления экономической политики…….
стр. 17
Какие основные принципы должны соблюдаться в процессе разработки целевой программы?..............................................

стр. 20
Заключение……………………………………………………………
стр. 25
Список литературы………………………………………………….
стр. 26

Работа состоит из  1 файл

ГРЭ.docx

— 61.29 Кб (Скачать документ)

Для сбалансированности государственного и частного секторов, для наилучшего функционирования госсектора необходимо проведение четкой, эффективной экономической  политики в государственном секторе.

 

2. Современная  система государственного регулирования  в экономике России.

В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для  нее характерен государственный  сектор специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования. Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.

Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в  топливно-энергетическом и оборонном  комплексах, медицинской и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.

Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффективность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправданными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударственного секторов промышленности. Результаты расчетов (по данным Росстата за 2009 г.) приведены в табл.1

Таблица 1

Относительные показатели эффективности  государственного и негосударственного секторов России в промышленности

(в %)

Отрасль промышленности

Относительная производительность труда

Относительная фондоотдача

Интегральная эффективность

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Вся промышленность

67,8

105,6

84,9

102

76,3

103,8

В том числе:

           

Электроэнергетика

89.4

101.2

131

97.6

110.2

99.4

Топливная

28.7

111.2

81.3

100.9

55

106.1

черная металлургия

45.6

103.3

66,7

101,4

56,1

102,3

цветная металлургия

93,4

101,3

57,4

115,9

75,4

108,6

химическая и нефтехимическая

55,2

107,6

59,3

106,4

57,2

107

машиностроение и металлообработка

96,3

101

101,5

99,6

98,9

100,3

лесная, дерево-обрабатывающая и целлюлозно-бумажная

49,5

105,9

547

104,8

52,1

105,3

производство строительных материалов

72,9

101,7

66,2

102,4

69,5

102

Стекольная

38,6

102,8

23

106,2

30,8

104,5

Легкая

79

101,4

87,5

100,7

83,3

101,1

Пищевая

71

103

53,2

106,6

62,1

104,8

Микробиологическая

96,6

102,4

81,5

117,9

89,1

110,2

мукомольно-крупяная и комбикормовая

69,1

106,7

68

107,1

68,5

106,9

Медицинская

86,3

103,1

67,8

109,8

77,1

106,4

Полиграфическая

109,6

91,2

88,4

117

99

104,1


Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.

 

Можно выделить отрасли с  высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди которых  оказывается только электроэнергетика;  отрасли с умеренной эффективностью этого сектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффективности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью, с определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.

Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударственного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.

Изменить  сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении  предприятий государственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.

Помимо всего прочего в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государствен-ного сектора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестиционного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается парадокс в области государственной политики: масштабная приватизация, призванная стабилизировать обще-хозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухудшение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изначально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых отраслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.

Таким образом, Россия в своем отношении  к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления государственным сектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики.

В целом  трудно переоценить роль государства  в  экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное  вмешательство может в некоторых  случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.

На  основе проведенного анализа экономики  современной России можно сделать следующие выводы:

1. Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.

2.Должна быть как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.

Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.

 

 

 

3. Центральный банк и его функции.

      Большой  экономический словарь даёт следующее  определение  центрального банка:  «Государственное  кредитное   учреждение,  наделённое  правом  выпуска банкнот, регулирования   денежного  обращения,  кредита   и  валютного  курса, хранения  официального золотовалютного   резерва.  Является  “банком   банков”, агентом правительства  при обслуживании госбюджета».

       Обеспечение   устойчивости  кредитно-денежной   системы,   стабильного функционирования её отдельных звеньев, и в  первую  очередь  –  коммерческих банков, является одной из главных задач Центрального Банка страны.  Выполняя роль главного координирующего и регулирующего кредитного органа  страны,  он занимает особое место в кредитно-денежной системе.

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

1) монопольная эмиссия  наличных денег и организация  их обращения

2) функция финансового  агента, банкира Правительства

3) финансирование кредитно-банковских  институтов («банк банков»)

4) кредитно-денежное регулирование  и банковский надзор

Остановимся подробно на каждой из функций.

1) Эмиссия  банкнот   и  организация  их  обращения.  За  Банком  России  как

представителем государства  законодательно закреплено  осуществление  эмиссии наличных  денег,  организация  их  обращения  и  изъятия  из  обращения на территории Российской Федерации.

      Совет директоров  принимает решение о выпуске  в обращение новых банкнот  и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и  образцы   новых  денежных знаков.

      В  целях   организации  наличного  денежного   обращения  на  территории

Российской  Федерации  на  Банк  России   возлагаются   следующие   функции: прогнозирование  и организация производства, перевозка  и хранение  банкнот  и монет,  создание  их  резервных  фондов;   установление   правил   хранения, перевозки  и  инкассации   наличных   денег   для   кредитных   организаций;

установление признаков  платежеспособности денежных знаков и  порядка  замены поврежденных банкнот  и монет, а также их  уничтожения;  определение  порядка ведения  кассовых операций.

2) Функция финансового  агента,  банкира  Правительства.  Являясь  по  своему статусу   финансовым  агентом  Правительства,  ЦБ  осуществляет  операции  по  размещению  и  погашению   государственного   долга,   кассовому   исполнению бюджета,  ведению  текущих  счетов  Правительства,  надзору  за   хранением, выпуском и изъятием  из обращения  монет  и   казначейских  билетов,  а  также  переводу  валютных  средств  при  осуществлении  расчетов  правительства   с другими странами.

      Важная  роль ЦБ в решении таких  проблем, как предоставление кредитов  на покрытие  государственных   расходов  и  дефицита  государственного  бюджета, соответствует   его   функции   кредитора   государства.   Основная    форма государственных   заимствований,   используемых   на   цели финансирования государственных   расходов  и  государственного  бюджета  –   государственные  займы.

      Государственные  займы используются для  покрытия  бюджетных  дефицитов государства  посредством  аккумуляции   временно  свободных  денежных  средств физических и юридических  лиц. Они предоставляются на  определенный  срок  на условиях   выплаты   дохода   и   оформляются   удостоверяющими долговыми обязательствами  в бумажной или безбумажной  форме.

      Выполняя  функцию финансового агента  Правительства,  Центральный  Банки осуществляет  кассовое  исполнение  бюджета,  прием,   хранение   и   выдачу государственных бюджетных  средств, ведение  учета   и  отчетности.  В  основу  кассового исполнения бюджета  положен принцип единства  кассы,  то  есть  все мобилизованные  государственные   доходы   направляются   на   единый  счет Министерства финансов в  ЦБ, с которого черпаются средства  для  осуществления государственных   расходов,   таким   образом,   ЦБ    выступает    кассиром Правительства.

       Единство  кассы  предоставляет  Министерству   финансов   возможность

осуществлять постоянный контроль над поступлением средств  на его счет  и  за движением  кассовой наличности;  обеспечивает  централизацию  государственных  бюджетных средств и балансирование доходов и расходов  каждого  из  бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в  совокупности  бюджетную систему  страны;  позволяет  проводить  операции  по  кассовому   исполнению бюджета  на  всей  территории  страны.  Осуществление  кассового  исполнения центральным  банком   дает   возможность   отделить   функции   распоряжения бюджетными  средствами  и   распорядителя   кредитами,   которые   выполняют финансовые  органы,  от  функции  приема,  выдачи,  хранения  этих  средств, которые входят в компетенцию  ЦБ. В результате создаются необходимые  условия для контроля над целевым  использованием бюджетных средств.

3)   Финансирование   кредитно-банковских   институтов   («банк    банков»).

Рефинансирование коммерческих банков –  предоставление  им  заимствований  в случаях,  когда  они  испытывают  временные   финансовые   трудности.   Цель рефинансирования  -  воздействие  на  состояние   денежно-кредитной   сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка  банков.

      Кредиты рефинансирования  предоставляются  только  устойчивым  банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости  от формы обеспечения (учетные и  ломбардные  кредиты);  методов  предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения  аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные -  на 1 день или несколько  дней);  целевого  характера  (корректирующие  кредиты  и продленные сезонные кредиты).

Информация о работе Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики