Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:45, курсовая работа
Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.
Введение……………………………………………………………...
стр. 3
Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики…………………………...
стр. 4
Современная система государственного регулирования в экономике России………………………………………………..
стр. 9
Центральный банк и его функции……………………………….
стр. 14
Цели и основные направления экономической политики…….
стр. 17
Какие основные принципы должны соблюдаться в процессе разработки целевой программы?..............................................
стр. 20
Заключение……………………………………………………………
стр. 25
Список литературы………………………………………………….
стр. 26
Для сбалансированности государственного и частного секторов, для наилучшего функционирования госсектора необходимо проведение четкой, эффективной экономической политики в государственном секторе.
2. Современная
система государственного
В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования. Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.
Формально государственный сектор
по-прежнему остается доминирующим в
топливно-энергетическом и оборонном
комплексах, медицинской и
Оборотной стороной объемов государственного
сектора выступает его
Таблица 1
Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности
(в %)
Отрасль промышленности |
Относительная производительность труда |
Относительная фондоотдача |
Интегральная эффективность | |||
Государственного сектора |
Негосударственного сектора |
Государственного сектора |
Негосударственного сектора |
Государственного сектора |
Негосударственного сектора | |
Вся промышленность |
67,8 |
105,6 |
84,9 |
102 |
76,3 |
103,8 |
В том числе: |
||||||
Электроэнергетика |
89.4 |
101.2 |
131 |
97.6 |
110.2 |
99.4 |
Топливная |
28.7 |
111.2 |
81.3 |
100.9 |
55 |
106.1 |
черная металлургия |
45.6 |
103.3 |
66,7 |
101,4 |
56,1 |
102,3 |
цветная металлургия |
93,4 |
101,3 |
57,4 |
115,9 |
75,4 |
108,6 |
химическая и нефтехимическая |
55,2 |
107,6 |
59,3 |
106,4 |
57,2 |
107 |
машиностроение и |
96,3 |
101 |
101,5 |
99,6 |
98,9 |
100,3 |
лесная, дерево-обрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
49,5 |
105,9 |
547 |
104,8 |
52,1 |
105,3 |
производство строительных материалов |
72,9 |
101,7 |
66,2 |
102,4 |
69,5 |
102 |
Стекольная |
38,6 |
102,8 |
23 |
106,2 |
30,8 |
104,5 |
Легкая |
79 |
101,4 |
87,5 |
100,7 |
83,3 |
101,1 |
Пищевая |
71 |
103 |
53,2 |
106,6 |
62,1 |
104,8 |
Микробиологическая |
96,6 |
102,4 |
81,5 |
117,9 |
89,1 |
110,2 |
мукомольно-крупяная и комбикормовая |
69,1 |
106,7 |
68 |
107,1 |
68,5 |
106,9 |
Медицинская |
86,3 |
103,1 |
67,8 |
109,8 |
77,1 |
106,4 |
Полиграфическая |
109,6 |
91,2 |
88,4 |
117 |
99 |
104,1 |
Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.
Можно выделить отрасли с
высокой эффективностью государственного
сектора (выше 100%), среди которых
оказывается только электроэнергетика;
отрасли с умеренной
Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударственного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.
Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий государственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.
Помимо всего прочего в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государствен-ного сектора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестиционного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается парадокс в области государственной политики: масштабная приватизация, призванная стабилизировать обще-хозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухудшение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изначально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых отраслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.
Таким образом, Россия в своем отношении к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления государственным сектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики.
В целом
трудно переоценить роль государства
в экономике. Оно создает условия
для экономической
На основе проведенного анализа экономики современной России можно сделать следующие выводы:
1. Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.
2.Должна быть как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.
Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.
3. Центральный банк и его функции.
Большой
экономический словарь даёт
Обеспечение устойчивости кредитно-денежной системы, стабильного функционирования её отдельных звеньев, и в первую очередь – коммерческих банков, является одной из главных задач Центрального Банка страны. Выполняя роль главного координирующего и регулирующего кредитного органа страны, он занимает особое место в кредитно-денежной системе.
К основным функциям ЦБ РФ относятся:
1) монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения
2) функция финансового агента, банкира Правительства
3) финансирование кредитно-
4) кредитно-денежное
Остановимся подробно на каждой из функций.
1) Эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как
представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Совет директоров
принимает решение о выпуске
в обращение новых банкнот
и монет и об изъятии старых,
утверждает номиналы и
В целях
организации наличного
Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.
2) Функция финансового
агента, банкира Правительства.
Являясь по своему статусу
финансовым агентом Правительства,
ЦБ осуществляет операции по
размещению и погашению
государственного долга,
кассовому исполнению бюджета,
ведению текущих счетов
Правительства, надзору за
хранением, выпуском и
Важная
роль ЦБ в решении таких
проблем, как предоставление
Государственные
займы используются для
Выполняя
функцию финансового агента Правительства,
Центральный Банки
Единство
кассы предоставляет
осуществлять постоянный
контроль над поступлением средств
на его счет и за движением
кассовой наличности; обеспечивает
централизацию государственных
бюджетных средств и
3) Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»).
Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
Информация о работе Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики