Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание

Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

Содержание

Введение……………………………………………………………...
стр. 3
Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики…………………………...

стр. 4
Современная система государственного регулирования в экономике России………………………………………………..

стр. 9
Центральный банк и его функции……………………………….
стр. 14
Цели и основные направления экономической политики…….
стр. 17
Какие основные принципы должны соблюдаться в процессе разработки целевой программы?..............................................

стр. 20
Заключение……………………………………………………………
стр. 25
Список литературы………………………………………………….
стр. 26

Работа состоит из  1 файл

ГРЭ.docx

— 61.29 Кб (Скачать документ)

      Так как  функция кредитно-денежного регулирования  и банковского надзора включает  в себя обширный  круг  вопросов,  автору  представляется  возможным  вынести её в качестве отдельной  главы в данной работе.

Итак, Центральный Банк России является одним из  важнейших  органов  в РФ.  Его  значение  сопоставимо  со   значением   Государственной   Думы   и  министерств,  так  как  ЦБ  РФ   наделён   некоторыми   законодательными   и исполнительными функциями,  важнейшей  из  которых  в  настоящее  время,  по мнению автора, является кредитно-денежный контроль. Банк

России выдаёт лицензии  на  банковскую  деятельность,  устанавливает

обязательные нормативы,  систему  страхования  вкладов,  анализ  отчётности, ревизию и  проверку  деятельности  кредитных  институтов,  чем  поддерживает стабильность банковской системы, защищает интересы вкладчиков и  кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.

 

4. Цели и основные  направления экономической политики

 

 Цели экономического регулирования

 Разработка принципов  экономической политики начинается  с определения главных и прикладных  целей. 

 Первые – это всестороннее  развитие общества, соблюдение законов  и безопасность – внешняя и  внутренняя.

 Они соответствуют  глобальным целям нации. В то  же время, достижению главных  целей способствуют прикладные  экономические цели, например:

 • Постоянный рост  экономики. Он измеряется как  прирост ВВП – количества произведенных  товаров и услуг на территории  государства. Нормальным значением  считается 3-4% в год.

 • Полная занятость,  которая обеспечивает стабильность  рынка труда и экономической  системы. Предложение рабочей  силы соответствует её спросу, а значит – в экономику вовлечено все население.

 • Минимальная инфляция  и рост реальной зарплаты. Эти  факторы напрямую определяют  благосостояние людей, которые  будут покупать товары, оживляя  рынок.

 • Экономическое равновесие, как внутреннее, так и внешнее.  Оно достигается путем налаживания  торговых путей и связей. Успехом  можно считать положительный  показатель сальдо внешней торговли.

 Каждая из этих целей  важна, но только комплексный  подход может принести реальное  экономическое благополучие населению.

 Основные направления  экономической политики

 Свобода рыночных отношений,  которая дает большие возможности  любому человеку и любой организации,  не терпит вмешательства со  стороны государства.

 Но оставить всё  на произвол судьбы тоже нельзя  – дешевая продукция монополистов  заполонит прилавки, принося большие  убытки стране и людям. 

 Как же можно повлиять  на рынок, стимулируя при этом  экономику? В принципах экономической  политики такие методы управления:

 • Антицикличная политика. В период кризиса государство  поддерживает экономику, а во  время сильного роста – наоборот, «охлаждает». Это делается для  того, чтобы на фондовом рынке  не случился обвал из-за «мыльного  пузыря» - необоснованно высоких  цен.

 • Поддержка целостности  экономики. Финансы из бюджета  направляются в кризисные отрасли  – для их поддержки.

 • Улучшение инвестиционного  климата. Когда поток инвестиций  в страну большой – это поддержка  для экономики и развитие национальных  предприятий и отраслей. При его  отсутствии возникает отмирание  многих отраслей, неспособных конкурировать  с дешевым импортом.

 • Регуляция денежного  оборота. Это задача Национального  Банка, которая напрямую связана  с поступлениями в бюджет и  валютным курсом. Чем больше поступлений и чем выше курс национальной валюты – тем лучше.

 Экономическая наука  рассматривает на глобальном  уровне основную, высшую цель  регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель  должна сводиться к достижению  максимального благосостояния всего  общества. Но ее реализация возможна  через достижение прикладных  целей, к которым относятся:  экономический рост; полная занятость;  стабильность уровня цен и  устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В  системе экономических целей  обеспечение экономического роста  считается ведущей конкретной  задачей. Ее решение связывается  с абсолютным и относительным  увеличением ВНП. С обеспечением  экономического роста сопряжена  другая важнейшая цель - удовлетворение  требований полной занятости.  Суть ее - достижение максимально  возможного и в долгосрочном  плане стабильного использования  всего трудоспособного населения.  Конкретно задача решается созданием  новых рабочих мест и другими  методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии  страны принято называть политикой  обеспечения занятости. Стабильность  уровня цен и национальной  валюты – условие стабильности  экономики. Поэтому достижение  рассматриваемой цели является  важнейшим ориентиром в действиях  государства. Решение трех перечисленных  целевых задач означает достижение  в рамках национального хозяйства  относительного макроэкономического  равновесия и создает более  благоприятные условия для достижения  внешнеэкономического равновесия. Значимость и последовательность  постановки целей в той или  иной стране определяется разнообразными  обстоятельствами внутреннего и  внешнего порядка. В настоящее  время российское правительство  исходит из того, что его “сверхзадача”  связана с финансовой стабилизацией,  с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание  стимулов для экономического  оживления, прежде всего оживления  инвестиционной активности. Определяя  цели государственного регулирования  на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.

Основными направлениями  экономической политики, которые  определяются государством, есть:

  • структурно-отраслевая политика;
  • инвестиционная политика;
  • амортизационная политика;
  • политика институционных преобразований;
  • ценовая политика;
  • антимонопольно-конкурентная политика;
  • бюджетная политика;
  • налоговая политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • валютная политика;
  • внешнеэкономическая политика.

 

5. Какие основные принципы должны соблюдаться в процессе разработки целевой программы?

Целевая  программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям       и       срокам       осуществления       комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и других мероприятий,  обеспечивающих эффективное решение  поставленных задач в области  экономического, научно-технического, экологического, социального и  культурного  развития  государств. Целевая программа может включать в себя отдельные подпрограммы.

Переходя непосредственно  к содержанию понятия целевая программма, необходимо вспомнить, что он, прежде всего, является некоей формой, отражающей потребности государства в целом и его территориальных частей в тех или иных социально значимых мероприятиях. Что следует считать таковыми?

Ответ на этот вопрос можно  найти в Законе "О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях". Статья 2 Закона содержит перечисление целей благотворительной  деятельности. Это:

· улучшение материального  положения, содействие духовному развитию и социальная реабилитация малообеспеченных, безработных, инвалидов и лиц, нуждающихся  в попечении;

· поддержка и реализация программ и мер в сферах социальной защиты;

· поддержка и реализация программ и мер в защиту материнства, детства и отцовства;

·поддержка и реализация программ, направленных на укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве;

·поддержка и реализация программ и мер в сферах профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового  образа жизни;

· поддержка и реализация программ и мер в сферах образования, науки, культуры, искусства и просвещения;

·поддержка и реализация программ и мер в сферах физической культуры и спорта;

·охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих  историческую, культовую, культурную или  природоохранную значимость, и мест захоронения;

·охрана окружающей среды, природного наследия и природного разнообразия

·защита животных.

По сути, это перечисление позволяет определить принципы, которыми должны будут руководствоваться  органы власти и управления различных  уровней при формировании, обсуждении и утверждении целевых социальных программ. На основе утвержденных целевых программ государственные заказчики формируют пакеты государственных и местных социальных заказов. Целевые программы разрабатываются с учетом условий и порядка формирования бюджетов соответствующих уровней. При их разработке необходимо обеспечивать согласованность и комплексность решения межгосударственных, федеральных, региональных и местных проблем. Разработка межгосударственных (в которых участвует Российская Федерация) и федеральных целевых программ осуществляется органами государственного управления Российской Федерации, определяемыми Правительством Российской Федерации, региональных целевых социальных программ - органами управления субъектов Российской Федерации, местных целевых социальных программ - органами местного самоуправления.

Порядок разработки и реализации межгосударственных и федеральных  целевых социальных программ, а также  перечень других федеральных государственных  нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации; региональных целевых  социальных программ и перечень других региональных государственных нужд - органами управления субъектов Российской Федерации; местных целевых социальных программ и перечень местных государственных  нужд - органами местного управления.

Межгосударственные и  федеральные целевые социальные программы и перечень других федеральных  государственных нужд утверждаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по представлению  Правительства Российской Федерации  и финансируются за счет государственного бюджета Российской Федерации и  внебюджетных источников, привлекаемых для выполнения этих программ и обеспечения  нужд под государственные гарантии.

Региональные целевые  социальные программы и перечень других региональных государственных  нужд утверждаются органами власти субъектов  Российской Федерации по представлению  органов управления указанных субъектов и финансируются за счет соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Местные целевые социальные программы и перечень местных  государственных нужд, разработанные  органами местного управления, утверждаются местными органами представительной власти и финансируются за счет местных  бюджетов и внебюджетных источников.

Формирование различных  комплексных программ или их пакетов  для решения проблем социальной сферы проходит через целый ряд  предварительных этапов:

1. Возникновение идеи, потребности.  Первичная проработка материалов, подготовка к выдвижению в  качестве нормотворческой инициативы  правоспособным субъектом. Комплексная  проработка проблемы, формирование  групп (пакетов) смежных, родственных,  близких по тематике проблем  и подходов для их решения.

2. Нормотворческая инициатива, работа над документами, проектом  правового акта, обсуждение, экспертные  оценки.

3. Утверждение целевой  социальной программы или их  пакета Постановлением Правительства  или органом управления соответствующего  уровня. Этот этап должен быть  соблюден непременно, поскольку  именно орган управления занимается  в дальнейшем формированием бюджета,  который, как правило, является  финансовой основой для таких  программ.

4. Учет расходов на  проведение мероприятий по реализации  утвержденных программ в бюджете  соответствующего уровня. Поиск  и использование внебюджетных  средств.

5. Принятие бюджета органом  государственной власти Федерации,  субъекта Федерации, региона или  органом местного управления. В  рамках принятого бюджета предусматривается  выделение средств для решения соответствующих целевых программ.

6. Выполнение программ  Правительством или иным органом  управления в соответствии с  уровнем этих программ. Проведение  конкурсов или тендеров по размещению социальных заказов. Государственный контроль за их выполнением.

Таков механизм формирования пакетов целевых государственных  социальных программ, их последующего включения в бюджет соответствующего уровня и финансирования.

В заключении необходимо обобщить поставленные задачи работе: программа - это последовательность действий для решения поставлен ной задачи или последовательность событий, приводящая к определенному результату; план предстоящей деятельности, работ, мероприятий, конкретизацией целей, задач и обеспечением их условиями реализации.

Программе присуща целевая направленность, и она представляет собой сложный процесс обоснования, конкретизации цели, задач методом «дерева целей», суть которого сводится к определению генеральной цели (ствол дерева), определению, обоснованию последующих уровней целей ветвей) и конкретизации частных задач – подцелей.

Информация о работе Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики