Политические сети: концепция электронного правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:11, реферат

Описание

Целью данной работы является исследование электронного правительства как системы электронного документооборота государственного управления, основанной на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащей цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:
Определить сущность электронного правительства.
Рассмотреть предпосылки перехода к электронному правительству.
Рассмотреть механизм формирования электронного правительства в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА………...…..8

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РФ…..……………..…….23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА.docx

— 84.10 Кб (Скачать документ)

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. А.Н. Туполева

 

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

КУРШАКОВА Ольга Алексеевна

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  СЕТИ: КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

 

 

                                                                                   Эссе-реферат

                                                                             по дисциплине «Сетевая экономика»                                                                      

                                                                                                      студента III курса, группа 9305

 

                                                                                              Проверил:

                                                                               Посталюк М.П.

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

  1. КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА………...…..8

 

  1. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РФ…..……………..…….23    

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………………….34

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Информационное общество начала  XXI в., развивающееся на основе гуманистических принципов, приоритета информационных технологий, охватывает все сферы государственного политического управления. Мировое сообщество, благодаря формирующимся элементам «электронных государств», получает возможность влиять на процесс принятия политических решений.

Современная эпоха стремительных  системных  перемен не сняла с повестки дня потребность в политико-ретроспективном осмыслении политических преобразований Российской Федерации. Одним из  важнейших  направлений государственной политики в Российской Федерации является переход к информационному обществу. Поэтому столь актуальна реальная перспектива создания в России государства с сетевым «электронным правительством» (e-government), которое посредством использования политических сетей создает условия для вовлечения гражданского общества в процессы принятия политических решений. Становление в стране «электронной демократии», а в целом совершенствование российской политической системы продемонстрировали выборы Президента России 4 марта 2012 г. Около 350 тыс. интернет-наблюдателей следили за работой избиркомов  посредством работы сайта webvybory2012.ru и  онлайн трансляций с избирательных участков. Однако создание «электронного правительства» в России является сложным процессом достижения поставленных целей, аккумулирующих как политическую, так и административную деятельность.

В должной мере учитывая роль государства в разработке основных направлений политического управления, многочисленные исследователи реформирования России на рубеже третьего тысячелетия соглашаются с тем, что современные политические институты страны находятся в процессе информатизационной  трансформации. Политическая ретроспекция развития «электронного правительства» позволяет выделить  определенные условия создания  в начале XXI в. предпосылок электронной революции в России, инициировавшей реформирование российской системы политического управления.

Политический аспект разработки и реализации государственной стратегии информационной политики России, включает в себя совокупность средств, методов  и ресурсов, а с другой стороны, механизмы осуществления реализации (целевые программы) и акторов политического процесса (органы государственной власти и институты гражданского общества). Предпосылками создания концепции «электронного правительства» с «электронной демократией» явились: низкая управленческая эффективность при росте численности государственного аппарата, повышение расходов на его содержание, неспособность государства справится с коррупцией и преступностью, слабая конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, низкое доверие граждан власти.

В настоящее время не решены проблемы  легитимации процессов электронного взаимодействия государства и общества, в том числе создания системы электронной идентификации. Не сложилась практика применения Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63 – ФЗ.

В  России  отсутствуют  аккредитованные удостоверяющие  Центры, юридически подтверждающие усиленную квалифицированную электронную подпись. Не  решен технический вопрос создания таких Центров, что уже сегодня имеет правовые последствия. В стране не решены вопросы законодательного регулирования сети Интернет,  существует  консервативность политических акторов  в вопросах внедрения в государственную деятельность информационных технологий. Не решена проблема кооперации с бизнесом в кардинальном вопросе создания инфраструктуры «электронного правительства».

В.В. Путин в феврале 2012 г. потребовал ликвидировать отставание России по созданию «электронного правительства», определив срок реализации и обеспечения возможности  электронного  межведомственного  взаимодействия  всех регионов и муниципалитетов России к июлю 2012 г.

Правительством России установлено, что уже к 2013 г. в стране должна предоставляться возможность  отслеживания стадии прохождения заявок на гос. услуги, а к 2014 г. граждане должны получать результаты оказанной гос. услуги в электронном виде. Каким образом можно охарактеризовать сложившуюся политическую ситуацию в стране в 2012 г. и перспективу развития  «электронного правительства»? Отмечу, что в сложном процессе политического управления, руководство России уже с начала XXI в. использует информационные технологии, которые объединяют в интеракциях миллионы пользователей.              

В Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. подчеркнуто: «Общество меняется, а граждане всё активнее высказывают свою позицию и предъявляют законные требования к власти,  – это хороший признак, это признак взросления нашей демократии».

Обращаясь к теоретической  модели политических систем Д. Истона, рассматривающего  систему  как  развивающийся и саморегулирующийся организм, гибко реагирующий на внешние импульсы, где на ее «входе» (запросы граждан) и «выходе» (политические решения и действия властей»), мы полагаем, что петля обратной связи «государство – гражданин − государство», выполняет функцию устранения напряженности в обществе. Способность государственной власти быстро реагировать на поступающие в нее импульсы − «входы» − выдвигает, по моему мнению, тезис о том, что суть «электронного правительства» не определяется совершенством информационных технологий. Она заключается в создании «инфраструктуры доверия» и использовании новейших информационных технологий для обеспечения потребностей граждан в качественном и быстром дистанционном доступе к государственным электронным услугам в момент возникновения импульсов «входа» в политическую систему.

На практике в России  электронными услугами  на едином  государственном портале (http://www.gosuslugi.ru) пользуются уже более 1,6 млн. граждан, если учесть, что в стране около 55 миллионов пользователей широкополосным интернетом. Институализация «электронного правительства» в России прошла, по  мнению  Л.В.  Сморгунова,  через упорядочение и «трансформацию всего комплекса отношений государственной власти с обществом», его политических институтов и методов системы государственного управления.

Институциональная структура  создания «электронного правительство» включает в себя следующие  уровни государственного управления:  федеральный, региональный и систему местного самоуправления. В инфраструктуру «электронного правительства»  входят: универсальная электронная карта с ключами электронной подписи, идентифицирующей личность; электронный нотариат; разветвленная система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных  услуг; мобильный Интернет с расширенным объемом трафика в мобильных сетях.

Благодаря политической воле и поддержке вновь избранного Президентом России В.В. Путина, являющегося источником законодательной инициативы, в том числе и по созданию «электронного правительства», политический аспект реформирования системы российского государственного управления  и создания информационного общества  приобрел приоритетный характер. Политические события в России начала XXI в. дают основания для уверенности о возможностях государства адаптироваться к глобальным вызовам современности и обеспечить новое качество государственного управления посредством реализации концепции «электронного правительства» как технологии политического управления при учете национальных особенностей страны.

Целью данной работы является исследование электронного правительства как системы электронного документооборота государственного управления, основанной на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащей цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:

  1. Определить сущность электронного правительства.
  2. Рассмотреть предпосылки перехода к электронному правительству.
  3. Рассмотреть механизм формирования электронного правительства в Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют издания,посвященные исследованию концепций электронного правительства, публикации в периодической печати, а также сайты сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Под влиянием Интернета и  связанных с ним технологий меняется сам способ общения между людьми. Важно проследить, каким образом эти процессы воздействуют на деятельность правительства — одного из основных субъектов макроэкономики. Здесь происходят приблизительно те же самые изменения, что и в управлении фирмой. Трактовка государства как крупной корпорации весьма современна, черпая свои истоки в теории общественного выбора.

Американский социолог Д. Ноук рассматривает политические системы как социальные сети и предлагает использовать структурный анализ при изучении таких социально-политических феноменов, как процесс голосования, социальные движения, роль элит, международные отношения и т.д.

Используя сетевой подход, можно применить научный аппарат анализа микроструктуры к анализу макроструктуры, что используется в экономической теории достаточно часто.

Сегодняшнему государству присущи все основные признаки, которые свойственны крупной корпорации: государство обладает бюджетом, доходами и расходами, «акционерами» и «клиентами» в одном лице, которыми являются граждане. Следовательно, перед современным государством стоят те же самые задачи в смысле изменения системы управления, какие стоят перед фирмой в условиях информационного общества: повышение эффективности производства посредством использования новых моделей управления.

Соответственно, государство  начинает использовать методы, сходные с теми методами, которые использует фирма. Например, точно так же, как современная фирма стремится максимально изучить своих существующих и потенциальных клиентов и развивать персонализированный маркетинг, государство стремится получить максимум информации о своих гражданах и наиболее эффективно реализовывать свои конституционные задачи. Формируются различные сетевые подходы в области государственного управления; многие авторы высказывают мысль о том, что чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии реагировать с необходимой скоростью на многообразные изменения современного мира, причем это справедливо как для отдельных фирм, так и для правительств и наций.

По мере распространения информационных технологий меняется сама природа общественной жизни и та роль, которую играет в ней правительство. Можно выделить целый ряд причин, в силу которых правительство вынуждено менять спектр услуг и способ их предоставления.

Во-первых, следует отметить сложность фискальных процессов. Возникла потребность в большей гибкости и мобильности работы общественных служб в данной сфере. В экономической теории существуют так называемые «золотые требования», предъявляемые к идеальной налоговой системе (гибкость, прозрачность, нейтральность, административная простота и др.), и информационные технологии позволяют добиться их реализации гораздо быстрее путем сокращения транзакционных издержек общения налогоплательщиков с налоговыми органами.

Во-вторых, возросло количество лиц, имеющих доступ в Интернет и даже предпочитающих электронные способы общения с государственными органами. Соответственно, современные услуги, в том числе услуги государственных служб, ориентируются на меняющего свои запросы потребителя, предоставляют ему гораздо более широкий спектр услуг, диверсифицированные формы их подачи.

В-третьих, усиление процессов глобализации — еще одна причина, в силу которой правительства отдельных стран реагируют на последние технологические тенденции, обеспечивая тем самым соответствие данным мировым тенденциям.

Принимая во внимание все отмеченное выше, я прихожу к выводу, что изменения в физическом и виртуальном мире затрагивают традиционные устои государственной деятельности в тех или иных сферах социально-экономической жизни.

Разрастание средств массовой информации и развитие Интернет-технологий повышают степень ответственности правительства перед обществом и позволяют гражданам оказывать большее влияние на процесс принятия решений правительством. Степень асимметричности доступа к информации со стороны правительственных органов и отдельных граждан в условиях функционирования глобальной Сети определенно снижается. Кроме того, Интернет уменьшает роль традиционных посредников в рыночных трансакциях и увеличивает значение непосредственного общения, позволяя организовать его в реальном времени. Тем самым можно говорить о демократизации процедур принятия решений в условиях цифровых технологий.

Интернет в техническом отношении является воплощением либеральной экономической модели. Как известно, основная отличительная черта либеральной модели — наличие гражданского общества, а гражданское общество в широком смысле предполагает самоорганизацию граждан без участия государства. Если на более раннем этапе развития общества принято было говорить о становлении либеральной модели на основе правовых рамок и изменения политической системы, то теперь акценты сместились в сторону экономики и, прежде всего, — свободного рыночного механизма. «Спонтанный порядок» Ф. Хайека — именно та система, на базе которой вырастает подлинный политический либерализм, а Интернет как раз представляет собой такой идеально в техническом отношении организованный рынок, спонтанное пространство, позволяющее реализовать либеральные идеи и ценности. Интернет по самой своей сути ассоциируется с многомерностью, множественностью, свободой. Современные потоки информации не знают границ, следовательно, способствуют становлению открытого общества. Примечательно, что все известные истории закрытого общества (тоталитарные, авторитарные режимы) стремились ограничить информацию, ее распространение. Именно поэтому есть смысл говорить об Интернете как о технологической основе современного демократического устройства общества. Но при этом необходимо также иметь в виду, что электронное правительство не означает одновременного достижения идеалов

Информация о работе Политические сети: концепция электронного правительства