Политические сети: концепция электронного правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:11, реферат

Описание

Целью данной работы является исследование электронного правительства как системы электронного документооборота государственного управления, основанной на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащей цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:
Определить сущность электронного правительства.
Рассмотреть предпосылки перехода к электронному правительству.
Рассмотреть механизм формирования электронного правительства в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА………...…..8

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РФ…..……………..…….23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА.docx

— 84.10 Кб (Скачать документ)

Возможно создание порталов, аналогичных потребительским, где предоставлялся бы ряд государственных услуг.

Электронное правительство дает возможность использовать более прозрачные способы ведения коммерческих операций с различными подразделениями правительства, обеспечивает двусторонние консультации и лучшую подотчетность правительственных органов перед своими избирателями.

Еще одной важной конструктивной чертой данного процесса можно назвать изменение в положительном смысле образа страны или региона. Идея электронного правительства перерождается постепенно в идею цифровой демократии. Я уже дала выше широкое определение цифровой демократии как формы цифрового обмена информацией в ходе демократического процесса. Однако чаще всего под цифровой демократией понимают именно онлайн-голосование.

В отношении онлайн-голосования в научной литературе существуют две точки зрения. Его сторонники полагают, что онлайн-голосование будет способствовать более активному участию граждан в процессе голосования, увеличит регистрацию избирателей, особенно в молодежной среде. Противники онлайн-демократии утверждают, что она ослабит голоса менее обеспеченных слоев населения и устранит из процесса голосования тех, кто испытывает интеллектуальные и психологические трудности общения с Интернетом, тем самым делая результаты подобного голосования менее репрезентативными.

Кроме онлайн-голосования, цифровая демократия предполагает опросы общественного мнения, общение доверенных лиц с избирателями, организацию обратной связи с гражданами для обсуждения законопроектов, проведение избирательных кампаний и сбора средств.

Именно на возможность осуществления избирательных кампаний посредством организации онлайн-голосования обращают в последнее время пристальное внимание. Ф. Рузвельт был первым, кто использовал для своей избирательной компании радио, чтобы воздействовать с его помощью на формирование общественного мнения. Дж. Кеннеди первым использовал для этой же цели телевидение. Дж. Вентура стал первым, кто в соответствии с требованиями нового времени обратился к своим избирателям посредством Интернета, когда в 1998 г. он победил своих конкурентов и был избран на пост губернатора штата Миннесота. Дж. Маккейн, проигравший на выборах Дж. Бушу в марте 2000 г., тем не менее продемонстрировал отличный пример сбора средств на поддержку своей избирательной компании посредством веб-сайта: ему удалось собрать около 1 млн. долл. в течение 48 часов после первой презентации в Сети, вскоре эта сумма выросла до 6 млн. долл. Есть масса других примеров организации успешной избирательной компании с использованием Интернета: выборы 1997 г. в Великобритании также были осуществлены с привлечением Интернета в качестве информационного источника, выборы 2000 г. в Аризоне, когда представители демократической партии добились повышения рейтинга своих кандидатов, предоставив возможность своим избирателям голосовать в онлайн-режиме; в Бразилии выборы осуществляются в электронном виде как на национальном, так и на местном уровнях.

Существует два способа  онлайн-голосования: через специальные компьютеры, устанавливаемые в местах голосования, или путем свободного выхода из дома, с работы, из библиотеки и т.п. Естественно, результаты легче контролировать, если голосование осуществляется через специальные компьютеры в специально оговоренных пунктах, но голосующим гораздо удобнее второй способ, поэтому, если говорить о будущем электронного голосования, скорее всего, на первом этапе возможна его реализация по первому сценарию, но впоследствии произойдет постепенный переход к более гибкому второму сценарию.

Использование информационных технологий государственными органами преследует две основные задачи: создание более демократичного государства и повышение эффективности работы государственного аппарата, но реализация идеи электронного правительства на деле сопряжена с высокими издержками. Зачастую проекты обходятся весьма дорого, а ожидания от их внедрения не всегда оправдываются. Кроме того, крупные и дорогостоящие проекты не получат широкой поддержки населения, если пользоваться преимуществами новых форм общения сможет только привилегированное в финансовом и интеллектуальном отношении меньшинство.

Изменения информационного характера обнажают кадровые проблемы, так как их начинают активно внедрять в управленческие системы, при этом, не меняя надлежащим образом методику работы. Устаревший менталитет государственных чиновников и изжившие себя формы деятельности не в состоянии использовать преимущества новых технологий. Кроме того, новые формы работы приводят к значительному сокращению бюрократического аппарата, что представляет собой довольно болезненный процесс.

Существует и проблема открытости информации. Взаимный обмен информацией между правительством и гражданами, который предполагает идея электронного правительства, может привести к чрезмерной открытости персональной информации, что вызывает определенное беспокойство пользователей относительно неприкосновенности частной жизни и гражданских свобод.

В условиях цифрового разрыва в доступе к информации более сильные позиции могут занять отдельные лобби, которые, используя свое привилегированное положение, начинают навязывать свои интересы всему обществу в целом. Поэтому, создавая электронное правительство, необходимо постоянно помнить о том, что это не новая модель демократии,

не решение всех возможных  политических вопросов, а лишь метод более быстрой реализации демократических инициатив в случае их достижения в социуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

В реализации концепции электронного правительства сегодня уже можно  выделить несколько этапов. Обычно называют четыре стадии трансформации  традиционного правительства в  электронное: присутствие в интернете, интерактивное взаимодействие, проведение транзакций (сделок) в электронной  форме и полная трансформация.

Первый этап предусматривает использование Сети правительственными органами исключительно для информирования, хотя это тоже является услугой электронного правительства, поскольку осуществляется органами государственной власти путем организации сайтов. Создается техническая база для развития сетевого взаимодействия с гражданами и организациями. Формируется правовая база для размещения информации в интернете. Россия, как и большинство стран мира, уже прошла первый этап реализации концепции электронного правительства. В большинстве органов власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации созданы интернет-сайты. На муниципальном уровне эта работа проведена на уровне администрации городов.

На втором этапе общение становится двусторонним, осуществляется освоение технологий интерактивного взаимодействия органов власти с гражданским обществом, и граждане могут сообщать отдельную информацию о себе, например, информировать соответствующие органы о смене своего адреса через Сеть. Совершается принципиальный переход на информатизацию взаимодействия граждан и организаций с государственным служащим и государственным органом. Ведется работа по переводу в электронную среду представления налоговых деклараций, закупок товаров для государственных нужд и т.п.

Третий этап осуществления транзакций в электронной форме завершает переход на документальную информационную среду взаимодействия, которая позволяет юридически признавать эквивалентность сделок в электронной форме. Совершается важнейший для государственного управления переход на безбумажные технологии. 

Четвертый этап — это этап интеграции всего комплекса государственных услуг, когда пользователи получают возможность общаться с самыми различными подразделениями правительства. Полная трансформация традиционного управления в электронное является заключительной стадией с точки зрения полной интеграции ИКТ в управленческие процессы. Наилучший пример — уже упоминавшийся мной портал e-Citizen в Сингапуре, предоставляющий около 150 видов общественных услуг. Это проект, направленный на такую модернизацию работы правительства, которая осуществляет работу всего государственного аппарата как единого целого.

В ряде стран уже есть определенные успехи по воплощению в жизнь концепции электронного правительства. Законы, регламентирующие использование Интернета в государственных учреждениях, приняты в США, Канаде. В 1994 г. в Канаде правительство выпустило основополагающий документ «Проект преобразования услуг государственных органов посредством информационных технологий». Этот проект нацелен на формирование общегосударственной структуры для перевода государственных органов в информационное русло.

Лидерство США в области  создания информационного общества обусловлено тем, что федеральные власти отчетливо осознают определяющую роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Доступность федерального руководства США для граждан страны обеспечивается системой Comlink, разработанной Массачусетским технологическим институтом. Данная система имеет службы и средства публикации правительственных документов и открыта для всех пользователей Интернета. Другая система — Open Meeting — была реализована в рамках NPR (National Performance Review — национальная инициатива по усилению контроля над деятельностью правительства). Эта система дает возможность направлять предложения и получать на них отзывы в электронном виде.

Обе системы позволили  сделать правительство более достижимым в плане общения для населения, обеспечили гражданам средства доступа к государственным документам, а федеральные власти получили возможность наблюдать за настроениями граждан.

В Великобритании государственная информационная служба обеспечивает доступ к более чем 300 государственным организациям через каналы электронной связи. Принята «Стратегическая концепция обслуживания населения в информационную эпоху», в рамках которой рассматриваются вопросы расширения спектра предоставляемых услуг, улучшения использования информации, обеспечения полного охвата граждан правительственными услугами и т.п.

Во Франции на Межведомственный комитет по информатике и оргтехнике возложена задача координации деятельности государственных органов в сфере информатизации. В Испании действует проект Vereda, в рамках которого граждане получают информацию по вопросам страхования, в области финансовых услуг, государственного управления и т.п. через интерактивные терминалы, находящиеся в общественных местах. Быстрыми

темпами и весьма успешно, с точки зрения эффективности своей работы, развивается электронное правительство в Сингапуре.

Происходит координация  деятельности разных стран в этой области; пример — проект «Государство онлайн», который реализуется странами «семерки» и преследует цель создания условий для онлайнового предоставления государственных услуг.

Проблема создания электронного правительства и его деятельности обсуждалась на Международном экономическом форуме в Давосе в январе 2001 г. Каков потенциал Интернета в ракурсе трансформации взаимоотношений между правительствами и гражданами, как следует правительствам реструктурировать свои операции с целью наиболее эффективного использования возможностей Интернета, каковы возможности оптимального обслуживания населения правительственными видами услуг, — вот некоторые из тех вопросов, которые обсуждались в Давосе в отношении электронного правительства. Такое пристальное внимание к данной проблематике на международном уровне свидетельствует об актуальности вопроса создания электронного правительства и о его глобальном значении для самых различных стран.

Работа по созданию электронного правительства в развитых странах идет под лозунгом обеспечения большей открытости деятельности государственных учреждений и подотчетности правительств гражданам. При этом подотчетность понимается достаточно широко: она не сводится к информированию граждан о тех или иных мероприятиях правительства, а предполагает открытость целых комплексов показателей работы государственных органов и формирование средств мониторинга данных показателей.

Проблемы при создании электронного правительства в России схожи с теми проблемами, которые стоят перед другими странами. Это проблемы финансового, технического характера и проблема смены менталитета чиновников и граждан. Учитывая это, вероятно предположить, что процесс становления электронного правительства в России будет идти достаточно медленно, путем постепенной информатизации отдельных участков деятельности государственных органов.

Электронное правительство  должно обладать всей полнотой легитимности, не меньшей, чем легитимность традиционного правительства. В феврале 2002 г. правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002—2010 гг.»; данная программа охватывала широкий круг вопросов: создание электронного правительства, снижение барьеров административного характера на рынках информационных технологий, формирование новой, технологической структуры, реформа в области образования. Среди разработчиков этой программы выступило Минэкономразвития, Минсвязи, Минобразования, Бюро экономического анализа, Высшая школа экономики. Данная программа наряду с программой по электронной торговле и по созданию единой информационно-образовательной среды была призвана создать правовые условия для развития технологических отраслей и роста эффективности производства в целом в России. Самый долгосрочный и объемный блок программы — формирование электронного правительства, предполагающий налаживание электронного документооборота между правительственными подразделениями, представление в электронном виде информации, не относящейся к разряду секретной, перевод в электронную форму многих видов взаимоотношений между правительством и бизнесом

Информация о работе Политические сети: концепция электронного правительства