Политические сети: концепция электронного правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:11, реферат

Описание

Целью данной работы является исследование электронного правительства как системы электронного документооборота государственного управления, основанной на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащей цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:
Определить сущность электронного правительства.
Рассмотреть предпосылки перехода к электронному правительству.
Рассмотреть механизм формирования электронного правительства в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА………...…..8

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РФ…..……………..…….23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА.docx

— 84.10 Кб (Скачать документ)

(речь идет о таможенных  декларациях и налоговой отчетности).

Объем финансирования с 2002 по 2010 г. составил 77 млрд. 179,1 млн. руб., в том числе за счет федерального бюджета — 39 млрд. 383 млн. руб.1

«Программа модернизации налоговых органов» предполагает конкретные указания по замене бумажных вариантов общения электронными там, где это возможно. Пока по закону нельзя представлять сведения о налогооблагаемых доходах без дублирования этих сведений в бумажном виде, поэтому для того, чтобы небумажные формы общения стали общепринятыми, очевидно, сначала необходимо изменить законодательство в этой области. Здесь присутствуют и сложности финансового характера. На нужды информатизации Министерству по налогам и сборам требуется, например, около полумиллиарда долларов, и если такие крупные инвестиции не будут приносить видимый экономический эффект (а для этого они должны осуществляться в русле единой, согласованной и продуманной государственной политики, направленной на формирование электронного правительства), они могут стать экономически нецелесообразными.

Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

Указанная стратегия представляет собой документ, который закрепляет цель, принципы и основные направления  государственной политики в области  использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий (далее – ИКТ), науки, образования  и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.

Одним из основных направлений  реализации Стратегии развития информационного  общества в Российской Федерации  является повышение эффективности  государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и  оперативности предоставления государственных  услуг, в том числе за счет создания электронного правительства. Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря  широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической  сфере и органах государственной  власти.

Так, по уровню распространения  персональных компьютеров среди  населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает  отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный  бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.

Практически завершен этап оснащения органов государственной  власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей  информационно-технологической и  коммуникационной инфраструктуры обеспечения  их деятельности. Практически все  органы государственной власти поддерживают ведомственные сайты в сети Интернет и размещают на них общую информацию о своей деятельности. В рамках реализации административной реформы ведется описание функций и процессов государственного управления, реализуются отдельные проекты по реорганизации и оптимизации административных процессов в отдельных ведомствах.

Вместе с тем, до 2009 года результаты внедрения ИКТ в органах  государственной власти в настоящее  время носили преимущественно внутриведомственный  характер, что не позволяло значительно  улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных  услуг, предоставляемых гражданам.

Многие федеральные органы государственной власти не имеют  комплексных программ внедрения  ИКТ и совершенствования на их основе своей деятельности, что приводит к несистемным расходам. Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного  и сетевого оборудования, что в  целом свидетельствует о недостаточном  уровне развития и использования  прикладных информационных систем, а  также доминировании технологического подхода к решению задач информатизации.

Инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной  власти между собой, а также с  организациями и гражданами в  рамках предоставления государственных  услуг, находится в процессе формирования.

Общий уровень профессиональной подготовки работников органов государственной  власти по владению современными ИКТ  также остается недостаточным, что  является особенно критичным в связи  с внедрением в деятельность органов  государственной власти все более  сложных и комплексных решений.

Сложившаяся ситуация не позволяет  обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам  на основе ИКТ и значительно снижает  эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.

Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических  мероприятий и согласованных  действий органов государственной  власти в рамках единой государственной  политики.

В 2010 г. распоряжением Правительства  Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Целью государственной программы  Российской Федерации «Информационное  общество (2011-2020 годы)» является получение  гражданами и организациями преимуществ  от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного  доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Основные задачи на 2011-2014 годы в рамках реализации государственной  программы Российской Федерации   «Информационное общество (2011-2020 годы)»:

1) повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе;

2) построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления;

3) развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий;

4) преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества, в том числе:

  • обеспечение безопасности в информационном обществе;
  • развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.

Основные мероприятия  Минэкономразвития России на 2011-2014 годы в рамках реализации государственной  программы Российской Федерации  «Информационное общество (2011-2020 годы)»:

— Обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

— Обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций;

— Методическое и организационное обеспечение создания единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;

— Мониторинг перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Российской Федерации и оценка деятельности органов государственной власти по переводу услуг;

— Проведение мониторинга качества реализации Программы и экспертизы мероприятий Программы;

— Создание и развитие информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства;

— Оптимизация порядка исполнения государственных функций и услуг для целей перевода в электронный вид;

— Развитие системы электронного взаимодействия и обмена информацией в рамках производства по делам о банкротстве;

— Создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

— Создание условий для повышения прозрачности и эффективности взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в сфере государственных закупок с помощью внедрения средств информационных технологий.

В России реализация электронного правительства частична: есть Татарстан  – регион, который называют российским Сингапуром, и есть Башкортостан. И в каждом отдельном регионе несчастные местные руководители IT-департаментов вынуждены создавать что-то свое, постоянно дублируя друг друга.

В России несколько систем электронного документооборота. У нас в стране нет стандартов реализации: регион что-то сделает, а потом ему спускают сверху новые правила игры. Часто приходится сталкиваться с тем, что перед регионом ставят определенную задачу, но не объясняют, где взять деньги на реализацию этой задачи. При этом все регионы жалуются, что Ростелеком, единственный исполнитель программ ФЦП (федеральной целевой программы) Электронная Россия, просит непомерных денег за свои программы.

При этом у нас есть программы  не за миллионы, которые работают. Но минус в том, что такие практики нигде не собраны. Было проведено несколько форумов, где регионам рассказывали, как и что происходит у их соседей и что не надо двойных трат, если уже есть рядом то, что работает. Но к процессу уже подключилось общество: запускаются конкурсы разработчиков, которые могут сделать оптимизацию сервисов или сами сервисы, которые народу необходимы. При этом по сравнению с другими программами ФЦП Электронная Россия – одна из самых маленьких. Минсвязи сообщает, что делает максимально возможное, идет передел зон влияния, а самая главная цель – не увеличивать, а сокращать издержки – не реализована.

Вот почему при электронном документообороте сначала бумага приходит к секретарю, которая ее распечатывает, ставит входящий номер, потом идет подписывать у госслужащего, потом вводит данные в систему. То есть, работы не убавилось, а она удвоилась.

Для того чтобы выйти из этой ситуации, надо, чтобы центром  развития ЭП стали регионы. И логичнее было бы делать мобильное правительство. Ведь растет число пользователей мобильного Интернета, активно создаются приложения для мобильных: в этой системе есть обратная связь, и наладить платежи со счета мобильного оператора за гос. услуги можно, и геолокацию подключить, и удешевить все процессы. Вопрос в качестве связи, над которым необходимо работать.

Для бизнеса надо сделать электронные счета-фактуры, возможность регистрации компании за несколько минут. Благо, электронная налоговая у нас есть.

В России должно быть одно лицо и одно министерство, которое является ответственным за эту программу: IT-царь (опыт США) и Министерство IT. Это вполне вменяемое предложение - сделать отдельное министерство для одной из самых динамично развивающихся отраслей, особенно, если мы говорим о переходе к интеллектуальной экономике. Нужно уже переходить, а не вести длинные беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Переход к электронному правительству  довольно сложен, он требует времени для осознания проблемы, а также сильного политического руководства для ее реализации.

Электронные правительства, в отличие от многих других вариантов электронного общения, следует внедрять более осторожно, поскольку в этом случае речь идет не только о возможных экономических просчетах, но и о политических промахах. В некоторых странах есть специальные государственные должности, которые занимают лица, уполномоченные наблюдать за соблюдением конституционного права граждан на доступ к информации. В США эта должность называется Chief Information Officer (ответственный по информационным вопросам), в Великобритании — e-envoy (электронный посланник). Во многих странах при правительствах действуют советы по внедрению информационных технологий. Отмечу несколько факторов, которые требуют изменений в подходе к реализации проектов электронного правительства.

1. Усложнение создаваемых  систем электронного правительства  и увеличение затрат на создание  и поддержание информационных  систем и информационных ресурсов  в актуальном состоянии. Эти  обстоятельства характерны для  всех стран. 

2. Применение ИКТ без  соответствующей законодательной  базы, реформирования организационных  структур, технологии управления  и подготовки кадров не позволяет  достигать целей электронного  правительства.

3. Изменения в функциях  и приоритетах деятельности органов  государственной власти вызывают  необходимость в существенных  доработках проектов электронного  правительства и, как следствие,  требуют дополнительных финансовых  средств, работ по созданию  единой архитектуры электронного  правительства, которая решает  часть этих проблем.

Учет влияния указанных  факторов и анализ опыта реализации проектов привели к изменению  акцентов в концепции электронного правительства. Европейские эксперты называют текущую стадию развития электронного правительства «переходом от обеспечения  онлайнового доступа к государственным  услугам к получению реальных результатов гражданами и бизнесом». Что в свою очередь приводит к  необходимости более конкретно  определять и измерять результаты проектов электронного правительства для  лучшего понимания степени их влияния на общие социально-экономические  цели.

Информация о работе Политические сети: концепция электронного правительства