Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание общества невозможно.
Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
2. Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п.
3. Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.
4. Посреднические функции. Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:
производство
товара или оказание услуг (например,
туристическая компания, инжиниринговая
фирма или конструкторское
связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно принятом) виде от производителя этого товара к его потребителю.
Наличие посреднической предпринимательской деятельности ведет:
1. к увеличению
производительности труда производителей
товаров на основе углубления специализации;
2. к ускорению темпов оборачивания капитала;
3. к насыщению товарных рынков и
функционированию товаропроизводителей
в соответствии с интересами потребителей.
1.3
Субъекты предпринимательства
Основным
субъектом предпринимательской
активности выступает предприниматель.
Однако предприниматель - не единственный
субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать
с потребителем как основным его контрагентом,
а также с государством, которое в различных
ситуациях может выступать в качестве
помощника или противника. И потребитель
и государство также относятся к категории
субъектов предпринимательской активности,
как и наемный работник (если, конечно,
предприниматель работает не в одиночку),
и партнеры по бизнесу (если производство
не носит изолированного от общественных
связей характера).
Рисунок 1 Субъекты предпринимательской
деятельности
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя.
У предпринимателя в условиях рыночной
системы отношений, нет иного пути воздействия
на потребителя, кроме как действовать
в унисон с его интересами. Однако такая
ситуация вовсе не означает, что предприниматель
обязан действовать только в строгом соответствии
с уже выявленными интересами потребителя.
Сам предприниматель может формировать
спрос потребителя, создавать новые покупательские
потребности. К этому как раз и сводится
положение о двух способах организации
предпринимательской активности: на основе
выявленного интереса потребителя или
на основе «навязывания» ему нового товара.
Роль государства как субъекта предпринимательского
процесса может быть различной в зависимости
от общественных условий, ситуации, складывающейся
в сфере деловой активности, и тех целей,
какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации
государство может быть:
• тормозом развития предпринимательства,
когда оно создает крайне неблагоприятную
обстановку для развития предпринимательства
или даже запрещает его;
• посторонним наблюдателем, когда государство
прямо не противодействует развитию предпринимательства,
но в то же время и не способствует этому
развитию;
• ускорителем предпринимательского
процесса, когда государство ведет постоянный
и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский
процесс новых экономических агентов
(нередко такая целенаправленная деятельность
государства вызывает "взрыв" предпринимательской
активности и приводит к "буму" предпринимательства).
Наемный работник как реализатор идей
предпринимателя также относится к группе
субъектов предпринимательского процесса.
Именно от него зависит эффективность
и качество реализации предпринимательской
идеи.
Известно, что каждому экономическому
субъекту свойственны свои собственные
интересы. Что касается предпринимателя
и наемного работника, то часть их планов
совпадает (чем выше прибыль, тем выше
заработная плата, к примеру), а часть носит
полярно противоположный характер (предприниматель
не заинтересован в высокой оплате труда,
а наемный работник заинтересован). В таких
случаях стороны вынуждены идти на поиск
компромиссных вариантов, что в общем-то
и составляет основу взаимоотношений
этих двух субъектов предпринимательского
процесса.
В условиях рынка от предпринимателя
требуется умение - и даже предрасположенность
- действовать в союзе с другими предпринимателями
и вести постоянный поиск наиболее эффективных
партнерских связей, в ходе которого предприниматель
осуществляет переориентацию своей деятельности.
Партнерские связи (реальные и потенциальные)
играют весьма важную роль в предпринимательстве.
Каждый предприниматель при планировании
своей деятельности, при разработке бизнес-плана
обязательно учитывает возможность установления
необходимых партнерских связей.
Выбор
партнерских связей зависит от целого
ряда факторов. Партнерские связи
можно классифицировать следующим
образом.
1.Долговременные (или постоянные).
2.Кратковременные (или на определенный
срок).
3.Случайные.
Таким образом, при планировании своей
деятельности предприниматель рассматривает
партнера (партнеров) как субъект предпринимательского
процесса, от формы взаимоотношений с
которым зависит уровень эффективности
его деятельности.
Раздел 2. Виды и формы предпринимательства
2.1
Государственное
предпринимательство
Государственное
предпринимательство
· обеспечение необходимых темпов роста,
·
сглаживание циклических
· поддержание занятости,
· стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также :
Государственное
предприятие, пусть даже наделенное
самыми широкими правами и ответственностью,
всегда отстает от частного в степени
хозяйственной самостоятельности. В деятельности
госпредприятия наверняка присутствуют
как рыночные, так и нерыночные, идущие
от государства, мотивы. Политические
мотивы переменчивы, они зависят от правительства,
распоряжений министерств и т.д. Поэтому
госпредприятия часто оказываются в сложной
и неясной обстановке, предсказать которую
намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
2.2
Частное предпринимательство
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Частная
собственность создает условия
для экономической свободы
Частное предпринимательство существует в различных организационно-правовых формах - в виде индивидуального предпринимательства, различных товариществ, акционерных обществ открытого и закрытого типа, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний и т. д.
Индивидуальное предприятие - предприятие, основанное на личной собственности физического лица и сугубо его труда;
Семейное предприятие - предприятие, основанное на собственности и труде членов одной семьи, проживающих вместе;
Частное предприятие - предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина Украины, с правом найма рабочей силы;
Коллективное предприятие - предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, общественной и религиозной организации;
Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.
Преимущества частного предпринимательства:
производства,
направлений использования
работе, эффективном распределении и использовании дохода;
Недостатки частного предпринимательства:
достижений НТП, новейших форм организации труда;
2.3
Производственное, коммерческое,
финансовое, посредническое,
страховое предпринимательство
Производственное предпринимательство
Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
С народно-хозяйственной точкизрения, производственное предпринимательство является самым важным, так как именно в этих организациях (предприятиях, фирмах) осуществляется производство продукции (товаров) производственно-технического назначения и товаров массового потребления. Таким образом, все виды товаров, работ, услуг для определенных потребителей производятся субъектами производственного предпринимательства.
От развития производственного предпринимательства зависит
экономический рост и уровень социального развития общества, хотя
производственное
предпринимательство и не является
независимым от других видов
предпринимательской