Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание общества невозможно.
Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
Коммерческое (торговое) предпринимательство.
Принцип
организации торгового
Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.
Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возрастает материальная база личного и коммерческого предпринимательства.
Торговое
предпринимательство более мобильно,
изменчиво, так как непосредственно
связано с конкретными потребителями.
Считается, что для развития торгового
предпринимательства должны быть
как минимум два основные
условия: относительно устойчивый спрос
на продаваемые товары (поэтому
необходимо хорошее знание рынка)
и более низкая закупочная
цена товаров у производителей,
что позволяет торговцам возместить
торговые издержки и получить
необходимую прибыль. Торговое
предпринимательство связано
с относительно высоким уровнем
риска, особенно при организации
торговли промышленными товарами длительного
пользования.
Финансово-кредитное предпринимательство.
Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.
Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за денежную сумму Дф у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства Де продаются затем покупателям за плату Дт, превышающую Дф в результате чего образуется предпринимательская прибыль.
В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает Де - денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента Дф вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги Де выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент Дф вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги Де выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент Дт, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых
сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времено Древней Греции.
Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), валютные биржи и другие специализированные организации.
Посредническое предпринимательство
Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.
В
качестве посреднеческих
предпринимательских
Посреднеческая
предпринимательская деятельность
является в значительной
мере весьма рискованной, поэтому
предприниматель-посредник устанавливает
в договоре уровень цен, учитывая
степень риска при осуществлении
посреднеческих операций. Главная
задача и предмет предпринимательской
деятельности посредника - соединить две
заинтересованные во взаимной
сделке стороны. Так что есть основания
утверждать, что посредничество
состоит в оказании услуг каждой
из этих сторон. За оказание
подобных услуг предприниматель
получает доход, прибыль.
Страховое предпринимательство
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования.
Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Страховое
предпринимательство является
одним из наиболее рискованных
видов деятельности. В то же время организация
страховой предпринимательской деятельности
дает определенную гарантию
страхователям (организациям, предприятиям,
физическим лицам) получить
определенную компенсацию при
наступлении риска в их деятельности,
что является одним из условий развития
в стране цивилизованного предпринимательства.
Раздел 3. Особенности развития предпринимательства на Украине
3.1.
Этапы развития
предпринимательства
на территории
современной Украины
Предпринимательство в Украине родилось еще во времена Рюрика, хотя тогда, как известно, господствовало натуральное хозяйство. Начинателями предпринимательской деятельности были купцы. Основываясь на своем имуществе и интуиции, на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой и Европой.
В XV веке начали формироваться торговые центры, купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переносится на украинскую территорию и начинает внедряться во внутрихозяйственные отношения, сначала в торговые, а затем и в производство.
Годы правления Петра (конец XVII-XVIIIвв) можно назвать периодом становления предпринимательства. Великий самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в производстве, им был дан государственный заказ на развитие отраслей промышленности.
Переломным
моментом в становлении
Мощным стимулом в развитии предпринимательства стала отмена крепостного права. Деловые люди получили возможность более свободно заниматься предпринимательской деятельностью. На этот период времени приходится величайшее событие – промышленный переворот. К 1808г. в России стали активно возникать акционерные общества, началась реконструкция тяжелой промышленности c привлечением иностранного капитала. В 1870г. состоялся Первый всероссийский съезд предпринимателей, на котором было сформулировано: «Ныне свобода труда, свобода промышленности сделались девизом современного промышленного прогресса». В 1886г. был принят закон, регламентировавший отношения между предпринимателями и рабочими, причем он отвечал всем требованиям международного права. В 90-е годы XIX века сложилась достаточно мощная индустриальная база предпринимательства. В результате реформы С.Ю. Витте российский рубль стал конвертируемым. В Россию усилился приток иностранного капитала.
В начале 20-го века в России создаются картели, синдикаты, тресты. В первом десятилетии 20-го века предпринимательство в России становится массовым явлением, а к 1914г. ступает в стадию устойчивого развития. Однако это развитие было прервано сначала Первой мировой войной, затем Гражданской и «военным коммунизмом».
В годы НЭПа свободное предпринимательство стало возрождаться. В дальнейшем, с 1929г., свободное предпринимательство было свернуто и объявлено нелигитимным, произошло полное огосударствление экономики. И уже на рубеже 2-ой половины 80-х годов, и особенно после 1991г. предпринимательство, уже в рамках суверенной пост тоталитарной Украины, зарождается вновь.
Реальный сектор малого бизнеса начал формироваться с 1986 по 1988г., после принятия постановления, а затем и Закона «О кооперативах». Он и положил начало развитию негосударственного малого и среднего предпринимательства, и таким образом время, когда крупные предприятия находились в руках государства. Ряд аспектов деятельности малого предпринимательства был определен Постановлением Совета Министров УССР от 22 сентября 1990г. «О мерах по созданию и развитию малого предпринимательства».
В дальнейшем в ходе приватизации и предприятия, принадлежавшие ранее государству переходят в частную и частноколлективную собственность и на сегодняшний день можно говорить о сложившейся предпринимательской структуре в отечественной экономике, регламентируемой рядом нормативных актов, таких как Закон Украины «О собственности», «О предпринимательстве», «О предприятиях», «О хозяйственных обществах» и других.
Анализ состояния малого предпринимательства, осуществленный по данным официальных отчетов, свидетельствует, что сегодня в этой сфере функционируют 151,4 тыс. малых предприятий с численностью работающих на них 1,032 млн. человек, около 4,7 тыс. совместных предприятий с прямыми иностранными инвестициями, в которых работает около 95 тыс. человек, 35,5 тыс. фермерских хозяйств с 67 тыс. работающих, а также 930 тыс. индивидуальных предпринимателей без создания юридического лица. В целом в малых предприятия занято свыше 2,1 млн. человек, а доля производства малых предприятий в ВВП составляет коло 7%.
Унаследованная
от СССР экономика Украины все
еще остается высокомонополизированной.
В ее структуре предпринимательство занимает
незначительное место. Для реализации
политики рыночной трансформации экономики
Украины необходимо образовать 500 тыс.
малых и средних предприятий. В действительности
мы имеем показатель, значительно меньше
этого. Весь возможный потенциал развития
предпринимательства не исчерпан, поскольку
имеются необходимые ресурсы в достаточном
размере. Однако предпринимательство
на сегодняшний день сталкивается с множеством
проблем и трудностей.
3.2.
Трудности и противоречия
периода становления
отечественного малого
предпринимательства
Реформы
последних лет открыли
В типичный перечень входят такие причины, как несовершенство законодательства и часто меняющиеся правила; чрезмерные налоги; недостаточность источников финансирования; неравные возможности в отношении конкуренции с номенклатурным крупным бизнесом; всеобъемлющая коррупция и рэкет; отсутствие поддержки, а таким образом и препятствия со стороны государства (его органов); неразвитость инфраструктуры (банковской и коммуникационной систем обеспечения); профессиональная неподготовленность самих предпринимателей. К этому можно добавить также экономическую депрессию, инфляцию и отсутствие до недавнего времени твердой национальной денежной единицы, что влияет не только на малый бизнес, но и на других хозяйственных субъектов, являясь неизбежным сопровождением переходного периода.