Понятие и сущность безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе автор последовательно рассмотрит понятие и сущность безработицы, её формы, уровень и структуру, а так же современные проблемы занятости и безработицы на российском рынке труда и пути их регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………2-3
1. Теоретические аспекты явления «безработица».
1.1 Понятие и сущность безработицы…………………………4-5
1.2 Уровень и структура безработицы……………………..….6-7
1.3 Формы безработицы……………………………………......8-12
2. Современные проблемы занятости и безработицы на
российском рынке труда……………………………………...13-22
3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ…..23-27
Заключение………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………..29-31

Работа состоит из  1 файл

Проблема безработицы является основным вопросом в рыночной экономике.docx

— 77.44 Кб (Скачать документ)
 Наличие высшего образования ценилось всегда, однако поиск работы молодежи имеющей высшее образование  представляет большую сложность, в то время как молодые люди имеющие рабочие специальности работа может быть предложена сразу же после обращения в службу занятости. Безработица среди молодежи напрямую связана со ставкой заработной платы, в следствие  повышения цен на товары и услуги молодые люди отказываются идти на низкооплачиваемые должности.
  Так же одной из главных причин безработицы среди молодежи является неуверенность в завтрашнем дне, боязнь падения уровня жизни своего и семьи. Молодые люди, потерявшие работу, с большой осторожностью подходят к поиску новых должностей. И такая неуверенность в больших случаях провоцирует отказ от предлагаемой нижеоплачиваемой работы.
 Так, по данным  исследования ВЦИОМ «Безработица  – уже не проблема?»,  65% трудящихся  россиян не исключают возможной  потери работы в ближайшие 2-3 месяца. При этом в октябре 2008 года этот показатель был на уровне 48%. Таким образом, большинство наших сограждан не уверены, что смогут сохранить свою настоящую работу. О невысокой уверенности в завтрашнем дне свидетельствуют данные другого опроса ВЦИОМ. Так, по данным исследования «Кто уверен в своем завтрашнем дне?», только 6% российских граждан абсолютно уверены в завтрашнем дне, при этом еще 31% скорее уверены, чем нет.  В тоже время   58% усомнились в стабильности своего ближайшего будущего, а 16% заявили, что абсолютно в нем не уверены. Вместе с тем, опасения потерять работу и неуверенность в завтрашнем дне не заставляют россиян держаться за текущую работу» [21].
   Немаловажным фактором влияющим на безработицу является физическое и психологическое состояние безработных лиц, отсутствие мотивации, как внутренней потребности личности в профессиональном самосовершенствовании, повышение квалификациии переподготовке. 
Таким образом, можно сделать вывод, что причины молодежной безработицы проявляются не только в социально-экономическом положении страны и государственной политике, но и в изменении ценностей и приоритетов молодежи, её психологической неготовности.
  Безработица на российском рынке труда непосредственно связана с миграцией населения из ближнего зарубежья. Нужны ли нам мигранты? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Попробуем разобраться, в России существуют такие специальности, где у нас мало своих специалистов, например для работы с запутанными финансовыми инструментами в  финансовой сфере требуются иностранцы, другой разговор, что таковых должно быть мало. Потребность же в рабочих руках (на стройках и тяжелых работах), намного выше, наши бизнесмены наживаются на дешевой низкоквалифицированной рабочей силе мигрантов. Мигранты едут к нам не от хорошей жизни, от нищеты, соглашаясь работать 24 часа в сутки за  ничтожно низкую заработную плату, и их можно только пожалеть. Но нам надо думать о себе, о будущем своей страны, так как у нас наблюдается огромная безработица. Мы сами в силах строить дома и дороги, убирать улицы и делать многие другие вещи. Но для этого надо создать нормальные человеческие условия для жизни собственного населения. Я считаю, что мигранты на российском рынке труда не нужны, поскольку у нас и так высока безработица, а они только демпингуют на рынке труда, работая за половину заработной платы, в связи, с чем граждане России не могут получить адекватную оценку своего труда.
  "Я считаю, что  должны применяться гораздо более  строгие меры в отношении работодателей,  которым выгодно нанимать людей,  например, из-за границы, которые  приезжают нелегально, чтобы применить свою трудовую функцию", - Президент РФ Дмитрий Медведев[13].
 Не маловажное значение имеет вопрос переподготовки кадров. В связи с дефицитом специалистов многие предприятия вынуждены сами обучать персонал, затрачивая на это массу времени и средств. На мой взгляд, государство давно должно было вмешаться в усугубляющуюся ситуацию на российском рынке труда, реализуя это вмешательство на практике, а не на рекомендациях и разработке теоретических стратегий по обучению кадров.
Подавляющее большинство  потерявших работу пытается найти новую  без помощи государственных служб и не встает на учет. По данным статистического ведомства, почти 68% безработных искали работу самостоятельно, причем к помощи службы занятости женщины обращаются почти в полтора раза чаще мужчин. Наиболее предпочтительным способом трудоустройства остается помощь друзей, родственников и знакомых (его используют более половины безработных). Еще четверть просматривает средства массовой информации и интернет-сайты, столько же – обращается непосредственно к работодателю [20].
(См. приложение Д)
    В последнее время все чаще встает вопрос об увеличение пенсионного возраста, если такое решение будет принято, сложившаяся ситуация негативно отразится на состояние рынка труда. Дело в том, что в приоритет работодатели ставят более молодых сотрудников, следовательно, сотрудники предпенсионного возраста могут остаться без работы, а следовательно, и без средств к существованию, так как устроиться на работу, особенно в крупных городах довольно сложно, в связи с жесточайшей конкуренцией на рынке труда, возможностью легкой замены сотрудника на более молодого.
  В сельской местности и малых городах безработица процветает, в то время как Центральный федеральный округ является самым благополучным с точки зрения социально-трудовых отношений. Это округ, в котором находится центр притяжения трудовых ресурсов – г. Москва, где средняя заработная плата достигает 40 тысяч, то есть почти вдвое превышает этот показатель в целом по России, в то время как в сельской местности и малых городах безработица процветает[17]. Многим людям от безвыходности приходиться работать за минимальную заработную плату, установленную с 1 июня 2011 г и составляющую 4611руб., в месяц (ст. 1  Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ)[20].
 Мне бы хотелось обсудить современные проблемы занятости на российском рынке труда не только в глобальных масштабах, но и на территории нашей Орловской области.  По мере исследования данной проблемы я знакомилась с новым материалом и  обнаружила статью, опубликованную в газете «Орловские соседи» от 08.11.2011 под названием: «Мы не олигархи…» об особенностях национальной промышленности в российской провинции. В ней затронута проблема подготовки кадров, не их нехватки, а именно подготовки и безразличие правительства к промышленным предприятиям. «Сегодня промышленные предприятия варятся в собственном соку». Государством повышает налоги, что оборачивается увеличением цен на выпускаемую продукцию, что совсем не выгодно потребителю, в итоге предприятие теряет конкурентоспособность. «О какой госполитике в промышленном секторе можно говорить, если ее нет?»  [12].
 В сельскохозяйственном  секторе дела обстоят не намного  лучше, в этом году в Орловской  области был получен крупный  урожай свеклы, оставшийся до  сих пор не убранным, в связи  с нехваткой промышленно обрабатывающих  предприятий. На мой взгляд, данную  ситуацию в стране обязано  контролировать правительство и  всеми силами поддерживать отечественное  производство, методами финансирования, либо регулирования налогообложения,  ведь промышленный и сельскохозяйственный  сектор являются важными составляющими   экономики.
  На основании вышеизложенных данных можно сделать вывод о наличие массы проблем связанных с безработицей на рынке труда, которые вызваны следующими причинами:
  • жесткостью законодательства о защите занятости;
  • проблемой подготовки и переподготовки кадров;
  • безразличием правительства к промышленному и сельскохозяйственному сектору;
  • жесткостью законодательства о защите занятости;
  • притоком мигрантов;
  • отсутствием мотивации, как внутренней потребности личности в профессиональном самосовершенствовании и т.д.

3.ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ В РФ.

 Борьба с безработицей — это комплекс мер по снижению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей устанавливаются властями конкретной страны.

  Декларация  прав и свобод человека и  гражданина Российской Федерации  говорит (ст. 10) об обеспечении  занятости. К сожалению, Трудовой  кодекс ничего не предусматривает  по данной проблеме. Законодательство  о занятости представляет собой  целую систему нормативных актов.  В  нее входят:

   1. Ст. 37 Конституции РФ, предусматривающая право на защиту от безработицы.

 2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»  

  3. Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости.

  4. Постановление Правительства РФ «Об организации общественных работ».

  5.Постановление Правительства РФ «О системе профессиональной подготовки, профессиональной квалификации, переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения».

 6. Постановление Правительства РФ «О мерах но обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах РФ.

7. Положение об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения.

8. Социальную защищенность работников в зависимости от особенностей экономики и уровня безработицы в этой местности.

  Конституция РФ не обязывает трудоспособного гражданина трудиться; она запрещает принудительный труд. Основные принципы государственной политики РФ в области занятости, закреплены в ст. 5 «Закона о занятости населения» и являются внутриотраслевыми принципами трудового права, т.е. принципами института обеспечения занятости. Ими являются:

1. развитие трудовых  ресурсов, повышение их мобильности,  защита национального рынка труда;

2. обеспечение  равных возможностей всем гражданам  России в реализации их права  на добровольный труд и свободный  выбор занятости;

3. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

4. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

5. обеспечение  социальной защиты в области занятости;

6. сочетание местных  мер с централизованными;

7. предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение доходов;

8. поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места;

9. предупреждение  массовой и сокращение длительной безработицы;

10. координация  деятельности государственных органов  в разработке и реализации  мер по обеспечению занятости  населения и контроля за ним;

11. обеспечение  занятости малочисленных народов  и народностей;

12.международное  сотрудничество в области занятости [12]

 Сокращение  безработицы является очень сложной  задачей стоящей перед правительством, так как существует множество её форм, поэтому невозможно выделить единого способа по её устранению, следовательно  приходиться использовать  различные методы для решения данной задачи, которые я рассмотрю ниже.

  Как известно, различают активную и пассивную  политику занятости.

Существуют различные  методы активного влияния на рынок  труда, например:

1. Создание новых  рабочих мест. Способы создания:

— Стимулирование малого предпринимательства, основной источник-банковская система(субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов).

— Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества  в области строительства автомобильных и железных дорог охраны окружающей среды и т.п.

— Принятие мер  по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий  к уменьшению рабочего времени отдельных  работников.

2. Помощь молодым  специалистам в интеграции на  рынок труда. 

3. Информирование о положение на рынке труда о наличии вакансий (профсоюзы, биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации).

4. Устранение  препятствий мобильности рабочей силы. Важна как межпрофессиональная, так и географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы (концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше).

5. Повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией, методом монетарной или фискальной политики.

6.Политика дерегламентации (уменьшение влияния профсоюзов; сокращение разного рода компенсаций; отмена минимума заработной платы; смягчение правил найма и увольнения работников).

7. Выплата государственных  субсидий предприятиям.

Субсидии бывают 3-х видов:позволяющие избежать ликвидации рабочих мест; освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание; полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

Информация о работе Понятие и сущность безработицы