Понятие и виды себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:14, контрольная работа

Описание

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость.
Можно с уверенностью заявить, что этот показатель является одним из наиболее важных.

Содержание

1 Теоретическая часть 4
1.1 Понятие и виды себестоимости 4
1.2 Состав затрат предприятия, включаемых в себестоимость продукции 7
1.3 Показатели себестоимости продукции 11
1.4 Факторы, влияющие на себестоимость продукции и их классификация 13
1.5 Пути снижения себестоимости продукции 15
2 Практическая часть 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 67.77 Кб (Скачать документ)

Содержание

1 Теоретическая часть

4

1.1 Понятие и виды себестоимости

4

1.2 Состав затрат предприятия,  включаемых в себестоимость продукции

7

1.3 Показатели себестоимости  продукции

11

1.4 Факторы, влияющие на  себестоимость продукции и их классификация

13

1.5 Пути снижения себестоимости  продукции

15

2 Практическая часть

20

Заключение

25

Список использованных источников

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия  необходимо постоянно проводить  анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа  и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость.

Можно с уверенностью заявить, что  этот показатель является одним из наиболее важных. Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции.

В обобщенном виде себестоимость продукции  отражает все стороны хозяйственной  деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости  связан с объемом и качеством  продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием  фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой  определения цен на продукцию. Систематическое  снижение себестоимости промышленной продукции – одно из основных условий  повышения эффективности промышленного  производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень  рентабельности, а также на общегосударственный  денежный фонд - бюджет.

 

 

 

1 Теоретическая часть

1.1 Понятие и виды себестоимости продукции

Себестоимость (издержки) - это  денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления  предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и  оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализация продукта. В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать  себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость  выпуска (производства) продукции характеризует  в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем  выпускаемой продукции.

Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости  по производству и реализации продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть  основные положения себестоимости  как экономико-правовой категории. Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана  с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также  с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения  эти затраты постоянно возмещаются  из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного  процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к  единому показателю, представляя  для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования  ресурсов; результаты внедрения новой  техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации  труда, производства и управления. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы), поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно,  для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.

В соответствии с п.1 Положения  о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о  порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.95  №661  (Положение о составе затрат), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Как экономическая категория  себестоимость продукции выполняет  ряд важнейших функций:

- учёт и контроль всех  затрат на выпуск и реализацию  продукции;

- база для формирования  оптовой цены на продукцию  предприятия и определения прибыли  и рентабельности;

- экономическое обоснование  целесообразности вложения реальных  инвестиций на реконструкцию,  техническое перевооружение и  расширение действующего предприятия;

- определение оптимальных  размеров предприятия;

- экономическое обоснование  и принятие любых управленческих  решений и др.

Необходимо различать общую  себестоимость всей произведенной  продукции – общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции  определенного объема и состава; индивидуальную себестоимость –  затраты на производство только одного изделия (например, на изготовление уникального  агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких  других видов продукции одновременно не производится); и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы  затрат на количество произведенной  продукции.

В зависимости от объема включаемых в себестоимость затрат различают  себестоимость операционную, цеховую, производственную и полную.

Операционная (технологическая, агрегатная) отражает затраты на выполнение данной технологической операции.

Цеховая себестоимость  включает затраты на производство продукции  в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые  расходы. Цеховая себестоимость  является исходной базой для определения  промежуточных внутризаводских  планово-расчетных цен при организации  внутризаводского хозяйственного расчета.

Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) охватывает затраты предприятия  на производство продукции. Помимо цеховой  себестоимости в нее входят общезаводские  расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и  затраты вспомогательного производства.

Полная себестоимость (себестоимость  реализованной (отгруженной) продукции) включает все затраты, связанные  с производством и реализацией  продукции. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных  расходов (коммерческие затраты –  затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу) и  исчисляется только по товарной продукции. Следует иметь в виду, что эти  расходы зависят от объема отгруженной  продукции и являются переменными.

Корме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей  на этот период. Фактическая себестоимость  определяется в конце отчетного  периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость  и фактическая себестоимость  определяются по одной методике и  по одним и тем же калькуляционным  статьям, что необходимо для сравнения  и анализа показателей себестоимости. Сравнение плановой и фактической себестоимости позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования как материальных, так и интеллектуальных ресурсов.

 

1.2 Состав затрат предприятия,  включаемых в себестоимость продукции

Состав затрат предприятия  разнообразен. Это не только затраты  на сырье и материалы, на заработную плату, амортизацию, но и затраты  предприятия, связанные с уплатой  налогов, штрафов, содержанием жилья  на балансе предприятия, оплатой  путевок для работников предприятия, строительством новых объектов основных фондов и т. д.

Поэтому с целью регламентации  перечня затрат, включаемых в себестоимость  продукции законодательно разработано  и является обязательным к применению всеми предприятиями «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

Наиболее основные затраты  предприятия, которые включаются в  себестоимость продукции ( работ, услуг ). Сюда относятся затраты:

  • непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
  • связанные с использованием природного сырья;
  • на подготовку и освоение производства (проверка готовности агрегатов, изготовление пробных образцов продукции и др.);
  • некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также по повышению качества продукции, ее надежности, долговечности, осуществляемые в ходе производственного процесса;
  • связанные с изобретательством и рационализаторством, включая затраты на организацию выставок, конкурсов, выплату авторских вознаграждений;
  • на обслуживание производственного процесса (обеспечение производства сырьем, материалами, топливом, энергией, а также выполнение санитарно-гигиенических требований и затраты на охрану);
  • по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, включая устройство и содержание бань, душевых, прачечных и т. п., а также затраты на обеспечение работников спецодеждой, питанием;
  • текущие, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения. При этом платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ осуществляются за счет себестоимости продукции, а платежи за их превышение – за счет чистой прибыли;
  • связанные с управлением производством. Сюда относятся затраты на содержание аппарата управления, затраты на материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, эксплуатационные расходы по содержанию зданий управления, офисов, оборудования, инвентаря, затраты на командировки, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению, оплата консультаций, аудиторских услуг, представительские расходы. Но для целей налогообложения затраты на содержание служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личного автотранспорта, командировочные и представительские расходы принимаются в пределах, установленных законодательством. Не включаются в себестоимость продукции затраты, связанные с аудиторской проверкой, проводимой по инициативе одного из учредителей предприятия, а также затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления капитального характера, затраты на установку и подключение телефонов и др.;
  • связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. Для целей налогообложения оплаты по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров включаются в себестоимость продукции не более 2% расходов на оплату труда промышленно-производственного персонала предприятия;
  • по транспортировке рабочих к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;
  • отчисления во внебюджетные фонды по заработной плате работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг);
  • платежи по добровольному страхованию имущества предприятия, а также платежи по заключению в пользу своих работников договоров страхования от несчастных случаев, медицинского страхования и договоров с негосударственными пенсионными фондами, имеющими соответствующую лицензию – в пределах 1% от объема реализуемой продукции;
  • на оплату процентов по полученным кредитам банков. Для целей налогообложения затраты по оплате процентов по просроченным кредитам налоговыми органами не принимаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Центрального банка РФ, увеличенной на 3 пункта;
  • связанные со сбытом продукции;
  • амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке;
  • амортизация нематериальных активов;
  • плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов, а также лизинговые платежи по операциям финансового лизинга;
  • налоги, сборы, платежи  и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с действующим законодательством;
  • другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядком.

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость  продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты. Следует отметить, что часть расходов, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг) нормируется для целей налогообложения, например, расходы на подготовку кадров, рекламу, представительские расходы  и т. п. В себестоимость включают полную сумму таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли  к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные  предприятием сверх норм. Кроме того, в себестоимость продукции включают потери от брака, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и  от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

Разобравшись, таким образом, какие затраты предприятия относятся  на себестоимость продукции, а какие  на чистую прибыль, необходимо произвести их анализ.

 

 

 

1.3 Показатели себестоимости продукции

Систематически в течение  года предприятие должно проводить  анализ затрат с целью выявления  внутрипроизводственных резервов, их снижения, а также для анализа  уровня и динамики изменения стоимости  продукции. Для этого используется ряд показателей. Основными являются такие показатели, как затраты  на производство и реализацию всего  объема товарной продукции, затраты  на один рубль товарной продукции  и себестоимость конкретного  вида продукции.

Рассмотрим их:

  1. Затраты на производство и реализацию всего объема товарной продукции (полная себестоимость) определяются сметой затрат, то есть рассчитываются путем суммирования затрат по основным экономическим элементам. Данный показатель необходим для определения прибыли от реализации продукции, а следовательно прибыли для налогообложения. На себестоимость товарной продукции могут повлиять следующие факторы:
  • изменение объема выпущенной продукции;
  • отклонения в ассортименте выпущенной продукции;
  • цены на материальные ресурсы.
  1. Затраты на один рубль товарной продукции рассчитываются как отношение полной себестоимости продукции ко всему объему реализованной товарной продукции (или к цене данного объема товарной продукции).

Зруб = Сполн/Vреал

Это - наиболее известный  на практике обобщающий показатель, который  отражает себестоимость единицы  продукции в стоимостном выражении, без разграничения ее по конкретным видам. Он показывает во сколько обходится предприятию получение каждого рубля выручки. Показатель широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, охарактеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности (табл. 1).

Информация о работе Понятие и виды себестоимости