Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:15, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение следующих вопросов:
• факторинг;
• факторинговые операции;
• виды факторинговых операций.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие, виды и типы факторинга
1.1. Факторинг как особая форма кредитования………….…………….5
1.2. Виды факторинговых операций……………………………………..9
1.3. Типы факторинговых соглашений…………………………………15
Глава 2. Развитие факторинга в России
2.1. Этапы развития факторинга в России………………………….......17
2.2. Опыт российских и зарубежных банков в сфере факторинговых услуг ……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………..……27
Приложение №1……………………………………………………………..…..28
Приложение №2…………………………………………………………………29
Приложение №3………………………………………………………………....
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Курсовая работа по ________________________ (наименование учебного курса) на тему ______________________________
Экстерна _____ года обучения Институт______________________ По специальности_________________ ______________________________ _______________ Руководитель__________________
Москва, 2011 год |
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, виды и типы факторинга
1.1. Факторинг как особая форма кредитования………….…………….5
1.2. Виды факторинговых операций……………………………………..9
1.3. Типы факторинговых соглашений…………………………………15
Глава 2. Развитие факторинга в России
2.1. Этапы развития факторинга в России………………………….......17
2.2. Опыт российских и зарубежных банков в сфере
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..……27
Приложение №1……………………………………………………………..…..
Приложение №2…………………………………………………………………29
Приложение №3………………………………………………………………....
Введение
В цивилизованном обществе практически никакие начинания в области экономики невозможны без использования кредита и, прежде всего, банковского. Банки и банковская деятельность служат базой для развития специфических видов финансовой деятельности, таких как лизинг, факторинг, трастинг, ещё недавно неизвестных в Российской Федерации. Будущим менеджерам, руководителям финансовых и других служб предприятий и организаций в своей повседневной практике неоднократно придется сталкиваться с проблемами взаимодействия с финансово-кредитными организациями, прежде всего с банками. Основными задачами изучения курса «Банковские операции» являются:
приобретение базовой подготовки в сфере деятельности банковских систем;
овладение широким кругом вопросов, связанных с деятельностью различных видов банков в современной России и экономически развитых странах;
изучение системы отношений внутри банковского сектора при обязательном регулировании их Центральным банком России в условиях рыночной экономики.
Целью моей работы является рассмотрение следующих вопросов:
факторинг;
факторинговые операции;
виды факторинговых операций.
Компании, занимающиеся реализацией товаров (работ, услуг), часто оказываются перед дилеммой: если продавать свою продукцию только по предоплате, то можно отпугнуть многих потенциальных покупателей, а если на условиях отсрочки платежа, то можно лишиться значительного объема оборотных средств, необходимых для финансирования текущей деятельности. Эту проблему можно решить с помощью либо краткосрочного кредита, либо факторинга. Согласно законодательству факторинг является финансированием под уступку денежного требования (п. 1 ст. 824 ГК РФ). Факторинг также иногда называют кредитованием продаж поставщика.
Глава 1. Понятие, вид и типы факторинга.
1.1. Факторинг, как особая форма кредитования.
В Российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования. Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Денежное требование к должнику может быть уступлено предприятием-клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента договор финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.
Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее чем в момент его возникновения. Этот тип договора широко применяемый в международной практике под названием "факторинг" в РФ впервые получил закрепление в части второй нового ГК РФ.
Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых
требований;
2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета
реализации;
3) инкассирование его задолженности;
4)страхование поставщика от кредитного риска.
Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.
Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги называются фактор -фирмами. Они создаются крупнейшими банками (или сами банки выполняют функции фактор -фирм), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация "Фэкторз чейн интернэшл", членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) – покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа. Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования( счета фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:
предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
предприятия, занимающиеся производством нестандартной или
узкоспециализированной продукции;
строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные
(бартерные) сделки;
предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.
Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных 'производственным процессом.
1.2. Виды факторинговых операций
Классический факторинг в той форме, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческого кредита в товарной форме, предоставляемого продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и оформляемого открытым счетом. Открытый счет, когда покупатель не выдает продавцу никакого долгового обязательства, предполагает риск. Страхование и управление рисками коммерческого кредита способны осуществить именно факторинговые компании в силу предлагаемых ими услуг.
В мировой практике существуют два вида факторингового обслуживания:
а) Покупка фактором платежных требований кредитора по отношению к заемщику;
б) Предоставление фактором кредитору комплекса услуг, которые помимо переуступки права востребования долгов включают в себя ведение бухгалтерского учета по этим требованиям, анализ информации о финансовом положении должников, обеспечение страхования кредитных рисков, рекламные, складские, транспортные, консультационные и юридические услуги.
Факторинговые операции подразделяются на внутренние и внешние (международные), открытые и закрытые, с правом и без права регресса.
1. Открытый (конвенционный) факторинг связан с переуступкой поставщиком товарораспорядительных документов фактор-фирме с обязательным уведомлением должников (плательщиков) об участии в расчетах факторинговой компании. Уведомление должника осуществляется путем записи на счет-факторе о направлении платежа в адрес факторинговой компании. В современных условиях это может быть система обслуживания клиента, включающее бухгалтерское обслуживание, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование и т.д. Эта система позволяет предприятию-клиенту сосредоточить свои усилия на производстве и сократить издержки сбыта продукции.