Потребление и сбережение. Модели потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:07, контрольная работа

Описание

Домашние хозяйства, предпочитающие больше потреблять сегодня (и поэтому сберегающие меньше), вынуждены потреблять меньше в будущем. На макроэкономическом уровне совокупный эффект решений домашних хозяйств относительно объема потребления и сбережений помогает определить темп роста экономики, сальдо торгового баланса, объем выпуска и уровень занятости.

Содержание

1. Потребление и сбережение. Модели потребления.
o Введение.
o Потребление и сбережение.
o Кейнсианская модель потребления. Основной психологический закон Дж. М. Кейнса. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению.
o Модели потребления.
o Заключение.
2. Фискальная политика: понятие, цели. Инструменты фискальной политики и их воздействие на экономику.
o Введение.
o Фискальная политика: понятие, виды, цели.
o Инструменты фискальной политики и их воздействие на экономику.
o Заключение.
3. Задача.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Потребление и сбережения в национальной экономике.docx

— 64.51 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

  1. Потребление и сбережение.  Модели потребления.
    • Введение.
    • Потребление и сбережение.
    • Кейнсианская модель потребления.  Основной психологический закон Дж. М. Кейнса. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению.
    • Модели потребления.
    • Заключение.
  1. Фискальная политика: понятие, цели. Инструменты фискальной политики и их воздействие на экономику.
    • Введение.
    • Фискальная политика: понятие, виды, цели.
    • Инструменты фискальной политики и их воздействие на экономику.
    • Заключение.
  1. Задача.

    Список  использованной  литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Потребление и сбережение. Модели потребления.

     Введение.

     Начало  современному  анализу потребления  и сбережений положил Джон Мейнард  Кейнс. Он впервые ввел понятие функции  потребления, связывающей текущее потребление с текущим доходом. Этот подход, явившийся важным шагом в развитии экономического анализа, был впоследствии вытеснен исследованием потребления и сбережений с учетом фактора многопериодности, основанным на идее о том, что домашнее хозяйство распределяет свой доход между потреблением и сбережениями с целью максимизации полезности. Домашние хозяйства, предпочитающие больше потреблять сегодня (и поэтому сберегающие меньше), вынуждены потреблять меньше в будущем. На макроэкономическом уровне совокупный эффект решений домашних хозяйств относительно объема потребления и сбережений помогает определить темп роста экономики, сальдо торгового баланса, объем выпуска и уровень занятости.

     Потребление  и сбережение.

     Источником  и потребления, и сбережений является располагаемый доход (Y), получаемый индивидуумом — личный доход за вычетом индивидуальных налогов.

     Потребление (С) — это использование части располагаемого дохода для текущего приобретения товаров краткосрочного и длительного пользования и услуг.

     Сбережения (S) — накопление части дохода для последующего потребления. Таким образом, и потребление, и сбережения являются функциями дохода (ВНП).

     

Рис. 1.  График потребления

     Биссектриса на рис. 1 описывает ситуацию, при  которой потребление равно доходу, т.е. весь доход потребляется и сбережения равны 0. 

     В реальной жизни потребляется только часть дохода и кривая потребления  обычно принимает вид СС. Анализ этой кривой показывает, что:

  • даже при нулевом доходе существует потребление. Это так называемое автономное потребление (С0) — потребление, не зависящее от уровня дохода. Потребление никогда не может равняться 0, так как без потребления невозможно существование человека как биологического вида. Автономное потребление может осуществляться за счет продажи накопленного имущества, прошлых сбережений, займов;
  • при доходе, равном Y1, потребление больше дохода. В этом случае потребление осуществляется как за счет дохода, так и за счет сбережений, займов и т.п.;
  • при доходе, равном Y2, весь доход идет на потребление;
  • за пределами Y2, при Y3 часть дохода (Y3B) потребляется, а часть дохода (AB) — сберегается.При этом по мере роста дохода потребление абсолютно растет, но доля его в доходе имеет тенденцию к сокращению.

Другая часть  располагаемого дохода используется для  сбережений.  

Зависимость сбережений от величины дохода представлена на рис. 2. 

Рис. 2  График сбережений 

График сбережений показывает, что 

  • при доходе, равном Y1, сбережения имеют отрицательное значение (сбережения сокращаются),
  • при доходе Y2 сбережения равны нулю. Они возникают и начинают расти за пределами Y2 и по мере увеличения дохода возрастают абсолютно, растет и доля сбережений в доходе.

     Помимо  дохода, на потребление и сбережения влияют и другие (недоходные) факторы, приводящие к изменениям потребления  и сбережений при том же уровне дохода и смещению кривых потребления и сбережений:

  • накопленное богатство;
  • объем бесплатных услуг, оказываемых населению (бесплатное образование, здравоохранение и т.п.);
  • насыщенность рынка товарами;
  • уровень налогообложения;
  • задолженность по потребительским кредитам;
  • ожидания изменения цен, доходов и др.

     Очевидно, что изменения всех этих факторов (кроме изменений в налогообложении) оказывают противоположное воздействие  на потребление и сбережения. Например, ожидание роста цен будет увеличивать  текущее потребление и, соответственно, снижать сбережения; сокращение накопленного богатства, наоборот, будет снижать потребление и увеличивать сбережения и т.д. Только увеличение или сокращение налогов однонаправлено влияет на потребление и сбережения, т.е. если налоги снижаются, то расти будет и потребление, и сбережения, и наоборот.

     Кейнсианская  модель потребления.  Основной психологический закон Дж. М. Кейнса. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.

     В своей концепции потребительского выбора Дж. М. Кейнс исходил из гипотезы абсолютного дохода. Он обратил внимание на то, что субъекты формируют свое потребление в зависимости от полученного ими текущего дохода. 

     В отличие от представителей классической школы Кейнс считал, что распределение  дохода на потребление и сбережение зависит не от процентной ставки, а  от предпочтений потребителя. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей:

  «люди склонны,  как правило, увеличивать  свое потребление  с ростом дохода, но в меньшей  степени, чем растет  доход».

Желание людей сберегать их доход обусловлено:

  • стремлением обеспечить резерв на случай непредвиденных обстоятельств:
  • стремлением обеспечить свою старость, дать образование детям, необходимостью содержать иждивенцев;
  • желанием обеспечить доходы в форме процента:
  • желанием наслаждаться чувством независимости;
  • намерением обеспечить необходимые средства для коммерции;
  • желанием оставить наследство;
  • просто скупостью.

     К такому выводу Кейнс пришел исходя из «знания человеческой природы» и «детального изучения прошлого опыта».

     Психологический фактор отражается в средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению.

     Средняя склонность к потреблению (APC) — это выраженная в процентах доля располагаемого дохода (Y), направляемая на потребление (С): 

     Средняя склонность к сбережению (АРS) — это выраженная в процентах доля располагаемого дохода (Y), направляемая на сбережение (S): 

     Но  величина дохода меняется: растет или  сокращается. Реакцию потребителя  на изменение дохода выражают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

     Предельная  склонность к потреблению (MPC) — доля прироста расходов на потребление в любом изменении располагаемого дохода. 

где  — ΔC прирост расходов на потребление; ΔY — прирост располагаемого дохода.

     Предельная  склонность к сбережению (MPS) — доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода: 

где ΔS -прирост сбережений; ΔY — прирост располагаемого дохода.

     Сумма предельной склонности к потреблению  и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода после  уплаты налогов всегда равна единице:

MPC + MPS = 1

     Значение  МРС и МРS определяют наклоны, соответственно, кривых потребления и сбережения. Крутой наклон СС означает высокую склонность к потреблению, а плавный - низкую. Аналогично и кривая сбережений. По мере роста дохода МРS растет, а МРС падает. Зависимость потребления от дохода (функцию потребления) можно описать формулой:   
 

     где С - потребление; 
С0 - автономное потребление - потребление при нулевом доходе; 
МРС - предельная склонность к потреблению; 
Y - располагаемый доход (валовой национальный продукт).

     Зная  функцию потребления, можно определить зависимость сбережений от дохода , вывести функцию сбережений: 
 

Модели  потребления.

     Теория  Кейнса была проверена в 1942 г. на основании  статистических данных за 1929—1941 г. На основании этих данных функция потребления  выглядела следующим образом:

C = 47,6 + 0,73Y

     Исследователи пришли к выводу, что данная формула  приемлема только для краткосрочного периода.

     В 1946г. американский ученый С. Кузнец на основе обработки данных, а 1869—1940 гг. пришел к выводу, что по мере роста  дохода средняя склонность к потреблению  не проявляла тенденции к снижению, оставаясь постоянной. Это открытие на протяжении ряда лет представляло загадку для исследователей. Экономисты стремились узнать, почему теория потребления  Кейнса подтверждалась на данных бюджетов домохозяйств и при анализе краткосрочных  временных рядов и оказалась  неприемлемой для долгосрочного  периода.

     Объяснению  «загадки Кузнеца» были посвящены дальнейшие исследования функции потребления. Их основу составил учет фактора времени. Наибольшего успеха добились американские экономисты, будущие лауреаты Нобелевской премии Ф.Модильяни, создавший теорию жизненного цикла, и М.Фридман, разработавший концепцию постоянного (перманентного) дохода. Обе концепции базируются на теории межвременного выбора известного американского экономиста И.Фишера, в которой потребительское поведение анализируется с позиций микроэкономического анализа. 

Модель  межвременного   бюджетного ограничения  потребителя 

(модель  Фишера).

     И. Фишер разработал модель, с помощью которой можно анализировать межвременной выбор потребителя, т.е. выбор потребителя, учитывающий его доходы, расходы и предпочтения в различные периоды времени.

     Это означает, например, что каждый потребитель  решает для себя, какую часть дохода использовать в первом периоде жизни, а какую – отложить на второй период. Причем, чем больше потребление в первом периоде, тем меньше оно будет во втором. Исходя из этого функция потребления будет зависеть не только от величины текущего располагаемого дохода, но и от дохода, который предполагается получить в будущем. Такой межвременной выбор потребителя можно смоделировать, используя инструментарий бюджетных ограничений и кривых безразличия.

     Межвременное  бюджетное ограничение потребителя – это бюджетное ограничение потребителя по отношению к расходам и поступлениям более чем на один период межвременного решения.

Модель  жизненного цикла  потребителя (модель Андо-Модильяни).

Информация о работе Потребление и сбережение. Модели потребления