Потребление и сбережение. Модели потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:07, контрольная работа

Описание

Домашние хозяйства, предпочитающие больше потреблять сегодня (и поэтому сберегающие меньше), вынуждены потреблять меньше в будущем. На макроэкономическом уровне совокупный эффект решений домашних хозяйств относительно объема потребления и сбережений помогает определить темп роста экономики, сальдо торгового баланса, объем выпуска и уровень занятости.

Содержание

1. Потребление и сбережение. Модели потребления.
o Введение.
o Потребление и сбережение.
o Кейнсианская модель потребления. Основной психологический закон Дж. М. Кейнса. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению.
o Модели потребления.
o Заключение.
2. Фискальная политика: понятие, цели. Инструменты фискальной политики и их воздействие на экономику.
o Введение.
o Фискальная политика: понятие, виды, цели.
o Инструменты фискальной политики и их воздействие на экономику.
o Заключение.
3. Задача.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Потребление и сбережения в национальной экономике.docx

— 64.51 Кб (Скачать документ)

     В 1950-х гг. Франко Модильяни использовал модель межвременного выбора И. Фишера для дальнейшего исследования функции потребления, обратив внимание на то, что уровень располагаемого дохода колеблется на протяжении жизни человека, и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок.

     Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла, согласно которой текущее потребление человека зависит не только от его текущего располагаемого дохода, но и от ожидаемого дохода в течение всей его жизни. Из многих причин, по которым уровень дохода на протяжении жизни человека колеблется, важнейшей является выход на пенсию. Он же является и сильным стимулом к сбережению части дохода к моменту выхода на пенсию с целью не допустить резкого снижения потребления в будущем.

Модель  перманентного дохода  (модель Фридмена).

     В 1957 г. М. Фридмен, опираясь на модель межвременного выбора И. Фишера, предложил для объяснения поведения потребителей другую гипотезу – гипотезу постоянного дохода. В отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, гипотеза постоянного (перманентного) дохода утверждает следующее. Люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода, вследствие чего их текущее потребление зависит не только от текущего располагаемого дохода, но и от ожиданий того, каким будет этот доход – постоянным или временным.

     Заключение.

     Итак, Дж. М. Кейнс предполагал, что в функции потребления предельная склонность к потреблению принимает значение от нуля до единицы; средняя склонность к потреблению снижается по мере роста дохода, а текущий располагаемый доход является основным фактором, влияющим на потребление. Дальнейшие исследования функции потребления, проведенные Ф. Модильяни и М. Фридменом, были основаны на микроэкономической модели поведения потребителя И. Фишера, объясняющей то, как потребитель выбирает уровень потребления для настоящего времени и для будущего, достигая наивысшего возможного уровня благосостояния на протяжении жизни. Разработав теорию жизненного цикла и гипотезу постоянного дохода, Ф. Модильяни и М. Фридмен разрешили противоречия, возникшие относительно функции потребления, выявив дополнительные факторы, влияющие на уровень потребления в долгосрочном и краткосрочном периоде: накопленное богатство; ожидаемый будущий доход; постоянный доход; случайный доход; ставка процента. 
 
 
 

     2.  Фискальная политика: понятие, цели. Инструменты фискальной политики и их воздействие на экономику.

     Введение.  

       Одним из инструментов государственного  регулирования рыночной экономики  является государственный бюджет. Государственные закупки - непосредственно  входят в совокупный спрос,  чистые налоги (налоги за вычетом  трансфертных платежей), изменяя  величину располагаемых доходов,  влияют на потребление и инвестиции - другие составляющие совокупного  спроса. В целом государственное регулирование экономики может проводиться как посредством прямого воздействия на экономику, например при участии государства в процессе производства, так и косвенно, с помощью финансового механизма. Основным инструментом государственного воздействия на экономику является государственный бюджет. Это та часть национального дохода, которая подлежит распределению. По виду же государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов за рассматриваемый (отчетный) период. Основным бюджетом страны является федеральный бюджет, однако параллельно с ним, как правило, в большинстве стран организовываются и местные бюджеты. Любой государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть обычно включает в себя различные виды налогов, акцизы и прочие государственные сборы и займы. В расходной части учитываются субсидии, предоставленные различным отраслям и регионам, расходы по управлению государственным долгом, на социальную поддержку и обеспечение национальной безопасности. Строится бюджет на основании утвержденных в начале прошлого века принципов полноты, единства, реальности и гласности.

     В зависимости от области государственного воздействия на экономические  процессы и способов, инструментов осуществления  государственной экономической  политики различают разные ее виды.

     Единой, общепринятой классификации видов  экономической политики не существует,  разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному  формируют общий перечень составных  частей экономической политики государства.

     В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику),  монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.

     В более широком плане в государственную  экономическую политику включают такие  ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

     Фискальная  политика: понятие, виды,цели.

     Главными  средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна или fiscalis—относящийся к казне).

     Фискальная  политика – это меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.  

     Целями  фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний  экономики, являются обеспечение:

    • стабильного экономического роста;
    • полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
    • стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

     Фискальная  политика – это политика регулирования  правительством прежде всего совокупного  спроса. Регулирование экономики  в этом случае происходит с помощью  воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты  фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

     Инструменты фискальной политики и их воздействие  на экономику.

     Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

       
 
 
 

     В зависимости от фазы цикла, в которой  находится экономика, инструменты  фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

  • стимулирующую (экспансионистскую);
  • сдерживающую   (рестриктивную).
 

    Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. Ее инструментами выступают:

    • увеличение государственных закупок;
    • снижение налогов;
    • увеличение трансфертов.
 

  Сдерживающая  фискальная политика проводится в период инфляции, предполагает увеличение налогов и сокращение государственных расходов, что ведет к появлению бюджетного излишка.

     Ее  инструментами являются: 

    • сокращение государственных закупок;
    • увеличение налогов; 
    • сокращение трансфертов.
  

 Изменения в  налогах и государственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений), либо в результате целенаправленных действий правительства. В первом случае говорят о проведении недискреционной (автоматической) фискальной политики, во втором – о дискреционной  фискальной политике.

     Автоматическая  фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

    • подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
    • косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
    • пособия по безработице;
    • пособия по бедности.

     Если  в экономике наблюдается спад, то доходы физических лиц и доходы фирм снижаются, в результате автоматически уменьшаются и налоговые изъятия, что, при прочих равных условиях, смягчает последствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать объем производства. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультипликатора, помогая экономике выйти из состояния спада. Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит.

     Во  время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, располагаемый доход уменьшается, что способствует сокращению совокупного спроса и уровня инфляции. Таким образом, способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции является мощным автоматическим инструментом, стабилизирующим экономику.

     Аналогичное воздействие на экономику оказывают  пособия по безработице. Когда занятость высока, объем фонда пособий по безработице за счет увеличения отчислений в него (вычетов из доходов) возрастает, что и оказывает сдерживающее воздействие на совокупные расходы. В период низкой занятости средства фонда интенсивно расходуются, поддерживая потребление и спрос и смягчая падение производства.

     Однако  встроенные стабилизаторы не могут  полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания  цикла, но не могут устранить макроэкономическую нестабильность, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной политикой.

      Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.     

     Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

    • изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов, повышения или снижения налоговых ставок.

     Изменяя налоговую ставку, правительство  может удержать располагаемые доходы от сокращения в период спада или, наоборот, снизить располагаемый  доход в период бума. Повышение  налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия  на инфляцию; 

    • осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, цель которых – обеспечение безработных работой;
    • реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п.

     Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать  экономическое развитие, когда сокращаются  доходы, падает уровень жизни.  

Информация о работе Потребление и сбережение. Модели потребления