Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 09:15, курсовая работа
Цель – выявление особенностей концепции эластичности спроса и рассмотрение вариантов её практического применения.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
охарактеризовать эластичность спроса и её измерения;
рассмотреть факторы, влияющие на эластичность спроса;
изучить виды эластичности;
раскрыть практическое значение концепции эластичности спроса.
3) Единичная эластичность характеризует адекватное (равное) процентное изменение объема спроса в результате соответствующего процентного изменения цены (рис. 5).
Рисунок
5 – Единичная эластичность
Когда при неизменной цене или ее крайне незначительных колебаниях спрос на продукцию уменьшается или увеличивается до предела покупательских возможностей, его называют абсолютно эластичным спросом. Такое возможно на совершенно конкурентном рынке или в условиях инфляции; при ничтожном снижении цен потребитель старается потратить деньги, чтобы уберечь их от обесценения, вложив в материальные блага. Коэффициент абсолютной эластичности спроса приближается к бесконечности (рис. 6а).
Если
коэффициент эластичности равен
нулю, то спрос абсолютно неэластичен,
то есть никакое изменение цены не влечет
изменения спрашиваемой продукции (рис.
6б). Это возможно, например, при реализации
жизненно важных лекарств для определенной
группы больных (инсулин для диабетиков).
При этом кривая спроса примет вид прямой
линии, параллельной оси ординат, - линии
цены.
P P D
P’ D
Q Q
Q’
а) б)
Рисунок 6 - Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен
4) Доступность товара или услуги. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса на этот товар. В условиях дефицита потребитель лишен возможности выбора и вынужден приобретать товар по сложившейся на данный момент цене. Именно поэтому фирма, имеющая власть над риском, заинтересована в создании дефицита, поскольку это дает возможность повышать цену.
5) Степень насыщения потребителей. Чем выше степень насыщения потребителей, тем менее эластичен спрос. Например, если у каждого члена семьи есть автомобиль, то приобретение еще одного возможно только при значительном снижении цены.
6) Степень
агрегированности товара. Чем более агрегирован
то
вар, тем ниже эластичность спроса. Под
агрегированием понимается
возможность объединении товара с другими
товарами во все более
расширяющиеся товарные группы.
В данном примере степень агрегированности товара возрастает, поэтому спрос на наиболее агрегированный товар — молочные продукты — будет наиболее эластичен.
7) Временной фактор. Существует ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных.
Причина первая. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя. Пример из российской экономики переходного периода. Повышение цен на проезд в пригородных поездах в условиях задержек заработной платы и скромных пенсий сделало затруднительными поездки на садово-огородные участки для значительной части их владельцев. Люди были удручены таким положением. Но количество покупаемых билетов на электрички сократилось сначала незначительно, ведь садово-огородные работы должны идти по биологическим правилам, а не железнодорожным! Однако, со временем люди все больше приспосабливались к ситуации. Одни сочли более выгодным починить старый автомобиль, другие продали дачный участок и подыскали новый, ближе к городу. У третьих садово-огородный участок стал просто садовым: от выращивания овощей, требующих непрерывного ухода, пришлось отказаться, т. к. «овчинка выделки не стоит». Остались на участках кустарники и деревья, которым можно реже уделять внимание. Теперь бывшие покупатели семян, огородного инвентаря, удобрений, они же бывшие производители овощей, становятся покупателями овощей. (Если же упрямо продолжать свои огородные традиции, то нужно отказаться от потребления каких-то других продуктов и услуг в пользу поездок с прежней частотой). Постепенно величина спроса на услуги пригородных поездов упала значительно больше, чем это произошло сразу после повышения цен.
Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.
Причина третья. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей. Например, можно утверждать, что сегодня для большинства россиян употребление в пищу мяса и хлеба более привычно. Медики же убеждают, что для нашего здоровья полезнее употреблять больше рыбы и овощей. Вероятно, им удастся когда-нибудь переубедить население. Но пройдет значительное количество времени, в течение которого эластичность спроса на рыбу и овощи по цене будет оставаться высокой.
Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар (например, X) при изменении цены другого товара (например, У).
Коэффициент
перекрестной эластичности вычисляется
по формуле:
. (5)
Коэффициент перекрестной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения. Продукты могут рассматриваться потребителями в качестве заменителей друг друга, и в этом случае рост цены товара У (например, чая) будет приводить к увеличению спроса на товар X (например, кофе). Перекрестная эластичность спроса будет положительной, поскольку связана с ростом цены товара У, спрос на товар X увеличивается, и потребители будут покупать больше товара X, предпочитая его подорожавшему товару У.
1. Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше взаимозаменяемость товаров (Еху> 0).
Например, «Кока-Кола» подорожала на 10%, в результате чего спрос на нее снизился, зато спрос на «Пепси-Колу» вырос, допустим, на 15%.
Следовательно, перекрестная эластичность спроса на «Пепси» по цене «Кока-Колы» равна:
Если же «Кока-Кола», напротив, подешевеет (процентное изменение цены будет отрицательным), то спрос на «Пепси» упадет (процентное изменение спроса будет отрицательным). Тогда и в числителе, и в знаменателе будут стоять числа с отрицательными знаками, но результат все равно будет положителен.
Но, с другой стороны, продукты могут рассматриваться потребителями в качестве взаимодополняющих, спрос на которые совмещен; и в этом случае рост цены товара У (например, чая) будет приводить к уменьшению спроса не только на товар X, но и на товар У (например, сахар). Здесь перекрестная эластичность спроса будет отрицательной, поскольку рост цены товара У вызывает снижение спроса на товар X (взаимодополняемые товары). Например, с повышением цены на автомобили спрос на бензин уменьшается.
Например, запчасти для автомобилей подорожали на 10%, в результате чего спрос на машины упал на 5%. Следовательно, перекрестная эластичность спроса на автомашины по цене запчастей равна:
В
свою очередь при удешевлении
запчастей спрос на машины возрастет,
но эластичность спроса на автомобили
по цене запчастей останется
4.
Перекрестная эластичность
Эластичность спроса по доходу
Поскольку доход воздействует на спрос, то возникает необходимость определения эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей при изменении их дохода.
Коэффициент
эластичности спроса по доходу Edi
показывает, на сколько процентов изменится
спрос на продукцию при изменении дохода
покупателя, и вычисляется по формуле:
, (6)
где
I - доход (Income) потребителя.
Если относительное изменение объема спроса превосходит вызвавшее его относительное изменение дохода, то спрос называют эластичным по доходу; если же относительное изменение объема спроса меньше относительного изменения дохода, то спрос называют неэластичным по доходу.
Эластичность по доходу положительна для нормального товара (или стандартного товара), то есть это товары, спрос на которые растет с ростом дохода (E1 > 0).
При этом экономисты различают три группы стандартных товаров:
а) товары
первой необходимости. Спрос на эти товары
растет
медленнее роста дохода. Коэффициент эластичности
0 < E1 < 1;
б) предметы
роскоши. Спрос на них опережает рост доходов.
Для
этих товаров не существует предела насыщения.
Коэффициент эластичности E1>l;
в) товары второй необходимости. Спрос на них растет в меру повышения доходов. Коэффициент эластичности E1 = 1.
Товары, спрос на которые с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу (Е1< 0). Такие товары называются малоценными (масло, сметана, цельное молоко).
Закон Энгеля - закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребитель повышает расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости - в меньшей степени, чем увеличивается доход. Это подтверждает тезис о том, что продукты питания – предмет первой необходимости, поскольку означает отставание увеличения расходов на питание от роста доходов.
Данную закономерность можно использовать для сравнения жизненных уровней в разных странах: чем богаче страна, тем меньше процентная доля расходов на питание в бюджете средней семьи. Разумеется, в богатых странах люди тратят на питание в абсолютных цифрах заметно больше, нежели в бедных, но в самых бедных странах население вынуждено проедать до 70% своих доходов, чтобы не умереть с голоду. В то же время в США и Западной Европе доля расходов на питание колеблется вокруг 10%.
Рассмотрим факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу, с помощью так называемых кривых Энгеля (рис. 7).
При построении кривых Энгеля, в отличие от кривых спроса и предложения, ценовой параметр откладываем по горизонтальной оси, а количество товара, на который предъявляется спрос—по вертикальной.
Кривая на рисунке 7(а) отображает зависимость величины спроса QD товара Х от дохода Y. Подобная кривая соответствует неэластичным нормальным товарам: приращения Y превосходят приращения QDx. Речь идет о товарах первой необходимости, потребление которых мало меняется в зависимости от уровня дохода потребителей.
Информация о работе Практическое значение концепции эластичности спроса