Правовое регулирование внешней экономической деятельности в энергетической сфере Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:14, реферат

Описание

Объективные тенденции глобализации современных экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны в мировой торговле энергоресурсами.
В этом контексте формирующийся мировой рынок энергоресурсов уже не может быть разделен национальными границами. От правильного понимания и учета во внутренней и международной практике тен

Работа состоит из  1 файл

Реферат Кузнецова.doc

— 267.00 Кб (Скачать документ)

      Современные тенденции в этой сфере связаны  с высокой волатильностью мировых  цен на основные топливно-энергетические ресурсы и ужесточением конкуренции на традиционных рынках сбыта российских энергоресурсов.  
 

      К числу основных проблем в указанной  сфере относятся:

      • сокращение спроса и снижение цен  на энергоносители вследствие мирового экономического кризиса;

      • слабая диверсифицированность рынков сбыта российских энергоресурсов и товарной структуры экспорта;

      • сохранение зависимости российского  экспорта от стран-транзитеров;

      • политизация энергетических отношений  России с зарубежными странами;

      • низкий уровень присутствия российских энергетических компаний на зарубежных рынках.

      Для достижения стратегической цели внешней  энергетической политики необходимо решение  следующих задач:

      − отражение национальных интересов  России в формируемой системе  функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;

      − диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;

      − обеспечение стабильных условий  на энергетических рынках, включая  гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;

      − укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;

      − обеспечение эффективной международной  кооперации в отношении рисковых и сложных проектов в России (в  том числе шельфовых проектов в арктических условиях).

      Разработка  и реализация внешней энергетической политики основывается на принципе системности, обеспечивающем согласованность деятельности в региональном разрезе, во взаимоотношениях с международными организациями, скоординированных действиях государства и энергетических компаний, механизмах контроля и мониторинга, нацеленности на единый результат.

      Решение указанных задач осуществляется с использованием дипломатической  поддержки интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом, а также следующих мер и механизмов государственной энергетической политики:

      • активное участие в международном  переговорном процессе по энергетическим вопросам, обеспечение баланса интересов  импортеров, экспортеров и транзитеров энергоресурсов в международных договорах и деятельности международных организаций;

      • развитие сотрудничества в области  энергетики со странами Содружества  Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Северо-Восточной  Азии, Шанхайской организации сотрудничества, Европейского союза, с другими международными организациями и государствами;  

      • координация деятельности на мировых  рынках нефти и газа со странами Организации стран - экспортеров  нефти и Форума стран - экспортеров  газа;

      • содействие формированию единого европейско-российско-азиатского энергетического пространства;

      • содействие обеспечению благоприятного и недискриминационного режима деятельности отечественных энергетических и  сервисных компаний (а также иностранных  компаний с долевым участием российских лиц) на мировых рынках, включая их доступ к зарубежным рынкам энергоресурсов и рынкам конечного энергопотребления;

      • содействие привлечению на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций, в  первую очередь в технически сложные  и рисковые проекты;

      • обеспечение доступа российских энергетических компаний к использованию  ресурсов мировых финансовых рынков, передовых энергетических технологий;

      • стимулирование развития и экспорта российских технологий, а также услуг  российских компаний в сфере топливно-энергетического комплекса;

      • стимулирование строительства транспортной инфраструктуры для диверсификации рынков сбыта и направлений экспорта российских энергоресурсов на востоке, юге, северо-западе и севере страны;

      • стимулирование роста доли энергоресурсов высокой степени переработки в общей структуре экспорта российских топливно-энергетических ресурсов;

      • рациональное развитие транзитных потоков  энергоресурсов через территорию России;

      • развитие новых форм международного (в том числе технологического) сотрудничества в энергетике;

      • обеспечение транспарентности энергетической политики Российской Федерации и  координация ее энергетической стратегии  с перспективными планами и энергетическими  стратегиями других участников рынка;

      • активное участие России в международном сотрудничестве по развитию энергетики будущего (водородной энергетики, термоядерной энергетики, использования энергии морских приливов и др.). 
 
 
 
 

 

       Список использованной литературы:

      1. Официальный сайт МинЭнерго minenergo.gov.ru/

      2. Курилов В.И., Меламед И.И., Терентьева Е.А., Абрамов А.Л., Лукин А.Л. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2010. 568 с.

      3. Коржубаев А.Г. Закономерности глобального энергообеспечения и нефтегазовая политика России // ЭКО. 2005. № 10. С. 140 – 150.

      4. Эдер Л.В. Европейский рынок нефти. Стратегия России. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2007. 156 с.

      5. Газпром в вопросах и ответах. Интернет ресурс http://gazpromquestions.ru/?id=34

      6. Смирнов Д. Л. Правовая основа  «общей политики» ЕС в  энергетической  сфере // Московский журнал международного  права. 2006. №1. С. 145 – 152;

      7. Фоменко О. В., Боровская О. В.  Европейская энергетическая хартия: проблемы правовой защиты государства и инвесторов // Современное право. 2005. № 8. С. 9 – 13;

      8. Фоменко О. В., Боровская, О.  В. Правовое регулирование транзита  энергоресурсов в ракурсе современной  энергетической ситуации // Современное  право. 2005.  № 7. С. 2 – 8;

      9. Шилова Н. Ратификация договора к Энергетической хартии и проблемы развития российского законодательства // Юридический мир. 2004. № 8 - 9. С. 89 – 93.

 

Основные  нормативные материалы. 

      1. Гражданский кодекс Российской  Федерации от 26 января 1996 г. №  14-ФЗ;

      2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного Государства от 08 декабря 1999 г.;

      3. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г.;

      4. Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 г. (Москва);

      5. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 апреля 2002 г.;

      6. Договор к Энергетической Хартии от 17 декабря 1994 г.;

      7. Европейская энергетическая хартия (Гаага, 1991 г.);

      8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 1994 № 1390 «О подписании Договора к Энергетической Хартии и связанных с ним документов»;

      9. Распоряжение правительства РФ от 28.08.03 г. № 1234-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2020 г.»;

      10. Решение № 104 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О плане совместных действий государств ЕВРАЗЭС по формированию общего энергетического рынка от 28 февраля 2003 г.;

      11. Решение № 103 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «Об основах энергетической политики государств-членов ЕВРАЗЭС» от 28 февраля 2003 г.;

      12. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании объединенной электроэнергетической системы от 22 ноября 1999 г. (Москва);

      13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса от 06 декабря 2001 г.;

      14. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран от 12 марта 2001 г.;

      15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетических комплексов (Москва, 1992 г.);

      16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области электроэнергетики (Москва, 1996 г.);

      17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области электроэнергетики от 28 марта 1996 г. (Москва);

      18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере от 25 апреля 1996 г.;

      19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о продолжении сотрудничества в энергетической сфере (Пекин, 2000 г.);

      20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса от 10 октября 2000 г.;

      21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в области электроэнергетики от 08 октября 1996 г.

      22. Соглашение между Правительством  Российской Федерации и Правительством  Монголии о сотрудничестве в  области мирного использования  атомной энергии от 14 ноября 2000 г.;

      23. Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств (Москва, 1992 г.);

      24. Соглашение о транзите электрической  энергии и мощности государств-участников  Содружества Независимых Государств  от 25 января 2000 г. (Москва);

      25. Соглашение о взаимопомощи в случаях аварий и других чрезвычайных ситуаций на электроэнергетических объектах государств-участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2002 г.;

      26. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения от 07 октября 2002 г.;

      27. Соглашение о создании резервов ресурсов и их эффективном использовании для обеспечения устойчивой параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 г.;

      28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии от 17 июня 1992 г.

      29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области энергетики (Анкара, 1997 г.);

      30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии от 15 февраля 1996 г.;

      33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области ядерной энергии от 19 апреля 1996г.;

      34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии от 26 апреля 1999 г.;

Информация о работе Правовое регулирование внешней экономической деятельности в энергетической сфере Российской Федерации