Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:14, реферат
Объективные тенденции глобализации современных экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны в мировой торговле энергоресурсами.
В этом контексте формирующийся мировой рынок энергоресурсов уже не может быть разделен национальными границами. От правильного понимания и учета во внутренней и международной практике тен
Современные
тенденции в этой сфере связаны
с высокой волатильностью мировых
цен на основные топливно-энергетические
ресурсы и ужесточением конкуренции
на традиционных рынках сбыта российских
энергоресурсов.
К числу основных проблем в указанной сфере относятся:
• сокращение спроса и снижение цен на энергоносители вследствие мирового экономического кризиса;
• слабая диверсифицированность рынков сбыта российских энергоресурсов и товарной структуры экспорта;
• сохранение зависимости российского экспорта от стран-транзитеров;
• политизация энергетических отношений России с зарубежными странами;
• низкий уровень присутствия российских энергетических компаний на зарубежных рынках.
Для достижения стратегической цели внешней энергетической политики необходимо решение следующих задач:
− отражение национальных интересов России в формируемой системе функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;
− диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
− обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;
− укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;
−
обеспечение эффективной
Разработка и реализация внешней энергетической политики основывается на принципе системности, обеспечивающем согласованность деятельности в региональном разрезе, во взаимоотношениях с международными организациями, скоординированных действиях государства и энергетических компаний, механизмах контроля и мониторинга, нацеленности на единый результат.
Решение указанных задач осуществляется с использованием дипломатической поддержки интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом, а также следующих мер и механизмов государственной энергетической политики:
• активное участие в международном переговорном процессе по энергетическим вопросам, обеспечение баланса интересов импортеров, экспортеров и транзитеров энергоресурсов в международных договорах и деятельности международных организаций;
•
развитие сотрудничества в области
энергетики со странами Содружества
Независимых Государств, Евразийского
экономического сообщества, Северо-Восточной
Азии, Шанхайской организации сотрудничества,
Европейского союза, с другими международными
организациями и государствами;
• координация деятельности на мировых рынках нефти и газа со странами Организации стран - экспортеров нефти и Форума стран - экспортеров газа;
•
содействие формированию единого европейско-российско-
• содействие обеспечению благоприятного и недискриминационного режима деятельности отечественных энергетических и сервисных компаний (а также иностранных компаний с долевым участием российских лиц) на мировых рынках, включая их доступ к зарубежным рынкам энергоресурсов и рынкам конечного энергопотребления;
• содействие привлечению на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций, в первую очередь в технически сложные и рисковые проекты;
• обеспечение доступа российских энергетических компаний к использованию ресурсов мировых финансовых рынков, передовых энергетических технологий;
• стимулирование развития и экспорта российских технологий, а также услуг российских компаний в сфере топливно-энергетического комплекса;
• стимулирование строительства транспортной инфраструктуры для диверсификации рынков сбыта и направлений экспорта российских энергоресурсов на востоке, юге, северо-западе и севере страны;
• стимулирование роста доли энергоресурсов высокой степени переработки в общей структуре экспорта российских топливно-энергетических ресурсов;
• рациональное развитие транзитных потоков энергоресурсов через территорию России;
• развитие новых форм международного (в том числе технологического) сотрудничества в энергетике;
• обеспечение транспарентности энергетической политики Российской Федерации и координация ее энергетической стратегии с перспективными планами и энергетическими стратегиями других участников рынка;
•
активное участие России в международном
сотрудничестве по развитию энергетики
будущего (водородной энергетики, термоядерной
энергетики, использования энергии морских
приливов и др.).
Список использованной литературы:
1. Официальный сайт МинЭнерго minenergo.gov.ru/
2. Курилов В.И., Меламед И.И., Терентьева Е.А., Абрамов А.Л., Лукин А.Л. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2010. 568 с.
3. Коржубаев А.Г. Закономерности глобального энергообеспечения и нефтегазовая политика России // ЭКО. 2005. № 10. С. 140 – 150.
4. Эдер Л.В. Европейский рынок нефти. Стратегия России. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2007. 156 с.
5. Газпром
в вопросах и ответах. Интернет ресурс
http://gazpromquestions.ru/?
6.
Смирнов Д. Л. Правовая основа
«общей политики» ЕС в
7.
Фоменко О. В., Боровская О. В.
Европейская энергетическая
8.
Фоменко О. В., Боровская, О.
В. Правовое регулирование
9. Шилова Н. Ратификация договора к Энергетической хартии и проблемы развития российского законодательства // Юридический мир. 2004. № 8 - 9. С. 89 – 93.
Основные
нормативные материалы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ;
2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного Государства от 08 декабря 1999 г.;
3. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г.;
4. Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 г. (Москва);
5. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 апреля 2002 г.;
6. Договор к Энергетической Хартии от 17 декабря 1994 г.;
7. Европейская энергетическая хартия (Гаага, 1991 г.);
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 1994 № 1390 «О подписании Договора к Энергетической Хартии и связанных с ним документов»;
9. Распоряжение правительства РФ от 28.08.03 г. № 1234-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2020 г.»;
10. Решение № 104 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О плане совместных действий государств ЕВРАЗЭС по формированию общего энергетического рынка от 28 февраля 2003 г.;
11. Решение № 103 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «Об основах энергетической политики государств-членов ЕВРАЗЭС» от 28 февраля 2003 г.;
12. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании объединенной электроэнергетической системы от 22 ноября 1999 г. (Москва);
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса от 06 декабря 2001 г.;
14. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран от 12 марта 2001 г.;
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетических комплексов (Москва, 1992 г.);
16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области электроэнергетики (Москва, 1996 г.);
17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области электроэнергетики от 28 марта 1996 г. (Москва);
18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере от 25 апреля 1996 г.;
19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о продолжении сотрудничества в энергетической сфере (Пекин, 2000 г.);
20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса от 10 октября 2000 г.;
21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в области электроэнергетики от 08 октября 1996 г.
22.
Соглашение между
23. Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств (Москва, 1992 г.);
24.
Соглашение о транзите
25. Соглашение о взаимопомощи в случаях аварий и других чрезвычайных ситуаций на электроэнергетических объектах государств-участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2002 г.;
26. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения от 07 октября 2002 г.;
27. Соглашение о создании резервов ресурсов и их эффективном использовании для обеспечения устойчивой параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 г.;
28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии от 17 июня 1992 г.
29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области энергетики (Анкара, 1997 г.);
30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии от 15 февраля 1996 г.;
33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области ядерной энергии от 19 апреля 1996г.;
34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии от 26 апреля 1999 г.;