Правовой механизм перемещения товаров по линиям электропередачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 01:43, курсовая работа

Описание

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную территорию ТС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….3
1 ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ
ГРАНИЦУ……………………………………..………………………………….5
1.1 Правовая база перемещения товаров по линиям электропередачи через таможенную границу……………………………………………………..5
1.2 Основные принципы перемещения товаров через таможенную
границу…………………………………………………..……………………….9
2 ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПО ЛИНИЯМ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ….12
2.1 Места установки приборов учета товаров, перемещаемых по линиям электропередачи……………………………………………………….12
2.2 Особенности таможенного декларирования и взимания таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи..13
3 ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПО ЛИНИЯМ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ………………………………………………………..18
3.1 Роль центральной энергетической таможни при перемещении товаров по линиям электропередачи……………………………………..…….18
3.2 Анализ внешней торговли энергоносителями…………………..…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…28

Работа состоит из  1 файл

Министерство С.docx

— 53.16 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ  ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПО ЛИНИЯМ  ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

 

3.1 Роль центральной  энергетической таможни при перемещении  товаров по линиям электропередачи

 

Трубопроводный транспорт, представленный всевозможными нефтепроводами и газопроводами, сложными технологическими обслуживающими сооружениями, и линии  электропередачи – опоры ЛЭП  и провода под большим напряжением, вереницами тянущиеся многие сотни  километров – неотъемлемая часть  и важное технологическое звено  при перемещении энергетических товаров через таможенную границу. Но без участия специальных таможенных органов ни одна партия этих товаров  не может быть оформлена для вывоза за рубеж. Поэтому целесообразно  рассмотреть участие таможенных органов и их функции при осуществлении  таможенного оформления и контроля перемещаемых за границу энергоносителей.

Казалось бы, невероятный  факт: таможня, чья численность составляет чуть более полпроцента от общей  численности всех сотрудников таможенной системы, дает 36% таможенных платежей, перечисляемых в госбюджет Федеральной  таможенной службой. А между тем, именно такова эффективность работы Центральной энергетической таможни.

Российская Федерация  является крупнейшей энергетической державой, на долю которой приходится 12% мировых  разведанных запасов нефти, 45% запасов  природного газа, не говоря уже о  других минеральных источниках энергии. Энергетический сектор играет определяющую роль в обеспечении надежного  функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций  на международной арене. За годы реформ и преобразований топливно-энергетический комплекс обеспечил не только экономическую безопасность страны, но и заложил необходимую базу для ее устойчивого развития.

Энергетическая политика государства направлена на получение  наибольшей выгоды от внешнеэкономической  деятельности, укрепление позиций России на мировых энергетических рынках, поддержку деятельности российских хозяйствующих субъектов и участие  в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Для ее успешной реализации предусматриваются диверсификация номенклатуры и направление энергетического  экспорта, развитие инфраструктуры транспорта энергоносителей (магистральные трубопроводы, электрические сети, морские порты  и перевалочные базы), с учетом расширения географии экспорта и перспективных  балансовых возможностей топливно-энергетического  комплекса.

Экспорт энергоресурсов в  перспективе до 2030 года останется  одним из главных факторов роста  российской экономики, хотя его значение должно снижаться вследствие развития наукоемких отраслей экономики. Занимая  доминирующее положение на энергетических рынках Европы, Россия постепенно диверсифицирует  свои поставки за счет проникновения  на перспективные рынки стран  Азиатско-Тихоокеанского региона, в  первую очередь Китая, Японии, Кореи  и Индии, а также Северной Америки. При этом в структуре экспорта будет постепенно увеличиваться  доля энергоносителей с более  высокой добавленной стоимостью (высококачественные нефтепродукты, газ  высокой степени очистки, нефтехимическая  продукция, обогащенный уголь и  так далее).

Вместе с тем необходимо отметить, что усилившаяся в последнее  время роль России на мировом рынке  энергетики, благоприятная для нас  конъюнктура данного рынка, проводимая политика по тарифному регулированию  экспорта продукции топливно-энергетического  комплекса, в свою очередь создали  и, по всей видимости, будут создавать  в дальнейшем негативные тенденции, выражающиеся в стремлении недобросовестных участников ВЭД, а также международных организованных преступных группировок к наращиванию усилий по незаконному вывозу энергоресурсов с таможенной территории Российской Федерации.

ФТС России и Центральной  энергетической таможне, как органу, призванному защищать экономические  интересы страны при перемещении  энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, отводится  значительная роль в выявлении, предупреждении и пресечении попыток совершения преступлений с энергоносителями в  таможенной и налоговой сферах. Поскольку  значение этого таможенного органа в контроле и оформлении энергетических товаров очень велико, следует  подробнее рассмотреть Центральную  энергетическую таможню и этапы  ее развития /12/.

История ЦЭТ ведет свое начало с 1992 г., когда в Московской региональной таможне был создан отдел таможенного контроля за грузами, перемещаемыми, перемещаемыми по трубопроводам, линиям электропередачи и водным транспортом. Исполнение обязанностей начальника этого отдела было возложено  на советника таможенной службы I ранга Олега Михайловича Галогре, к тому времени уже имевшему большой опыт таможенной службы. На базе этого отдела приказом ГТК России от 31 мая 1994 года № 238 была образована Энергетическая таможня, которую возглавил Владимир Степанович Чуваев (1946-1997), профессиональный таможенник, зарекомендовавший себя грамотным специалистом и умелым организатором. Генерал-майор таможенной службы В.С. Чуваев руководил таможней до последних дней своей жизни.

Именно в это время  были заложены основные направления  деятельности таможни. Разработана  и введена в действие "Технология таможенного контроля энергоносителей, перемещаемым трубопроводным транспортом  и по линиям электропередачи через  таможенную границу Российской Федерации".

Приказом ГТК России от 11.05. 2000 г. № 390 "О создании Центральной  энергетической таможни" путем реорганизации  Энергетической таможни была создана  ЦЭТ.

В соответствии с приказом ФТС России от 01.06. 2007 г. № 683 Центральная  энергетическая таможня является специализированным таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление и таможенный контроль товаров 27 группы ТН ВЭД России (сырой нефти, газового конденсата, природного газа и продуктов их переработки, угля каменного, лигнита, торфа, кокса, горючих  сланцев, электроэнергии). Регионом деятельности таможни и подчиненных ей таможенных постов определена вся таможенная территория ТС.

В целях оперативного управления процессом таможенного оформления энергоносителей, усиления таможенного  контроля за экспортными объемами энергоносителей, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, ФТС  России последовательно осуществляются многоэтапные мероприятия по централизации  таможенного администрирования  энергоносителей на базе ЦЭТ.

Следующим этапом стало создание в структуре ЦЭТ энергетических постов (в морских портах), производящих таможенное оформление и таможенный контроль нефти и нефтепродуктов, вывозимых с таможенной территории ТС различными видами транспорта. В  составе таможни четыре таможенных поста:

- Московский энергетический  таможенный пост;

- Таможенный пост Каспийский  трубопроводный;

- Южный энергетический  таможенный пост;

- Северо-Западный энергетический  таможенный пост.

После проведенных в 2008 году организационно-структурных изменений  в структуре центрального аппарата ЦЭТ созданы две службы (организации  таможенного контроля и информационно-технической). Главной задачей, которая ставится перед службой организации таможенного  контроля, является непрерывный мониторинг всей поступающей информации за перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативны ориентировок таможенным органам для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы нарушений таможенного законодательства.

Информационно-технической  службой таможни проводится активная работа по внедрению электронного обмена информацией между функциональными  подразделениями и таможенными  постами, обезличенного таможенного  оформления, а также контроль документов и сведений, предоставление которых  предусмотрено в соответствие с  Таможенным кодексом Российской Федерации.

Проведенные мероприятия  позволили улучшить качество таможенного  оформления энергоносителей, создать  предпосылки для централизации  финансовых потоков, связанных с  экспортом энергоносителей, обеспечена возможность более широкого применения электронного декларирования при экспорте нефти и нефтепродуктов.

Принимая во внимание ускоренное развитие транспортных систем, возникает  необходимость обеспечения их эффективного функционирования, в связи с чем  главным в деятельности энергетических таможенных постов должна стать работа, направленная на принятие мер по оптимизации, повышения прозрачности и сокращению времени производства таможенного  оформления и осуществления таможенного  контроля, увеличения пропускной способности  пунктов пропуска.

В основу развития энергетических таможенных постов положено использование  современных информационных технологий, базирующихся на принципах деятельности таможенных органов ведущих стран  мира, создание правовой и организационной  базы деятельности поста для последующего применения четких и понятных правил таможенного администрирования энергоносителей.

Для реализации выше означенных подходов в приоритетном порядке  используется предварительное информирование и электронное декларирование, обеспечивающее сбор и контроль информации об энергоносителях, перемещаемых через таможенную границу  в необходимом и достаточном  объеме, принцип выборочности таможенного  контроля на основе системы управления рисками.

Указанные направления развития энергетических таможенных постов предполагают переход в будущем на электронный  документооборот, что позволит создать  условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеэкономической  деятельности.

Центральная энергетическая таможня сегодня – это специализированный таможенный орган, непосредственно  подчиненный ФТС России с единым центром управления в Москве, способный  осуществлять таможенное оформление и  таможенный контроль за энергоносителями от момента подачи декларации и сдачи  энергоносителя первому перевозчику  до его вывоза с таможенной территории ТС. Общая численность ЦЭТ на сегодняшний  день составляет 503 высококвалифицированных  должностных лица, способных выполнять  поставленные задачи любой степени  сложности.

Таможенными постами, подчиненными ЦЭТ, в январе-августе 2010 года оформлено  более 87 % экспортных объемов нефти, более 32 % экспортных объемов нефтепродуктов, 97 % электроэнергии и 100 % экспортных объемов  природного газа.

В 2009 году в доход федерального бюджета ЦЭТ было перечислено  более одного триллиона рублей, а  именно – 1 триллион 181 миллиард рублей, что почти в 2 раза больше, чем  в 2008 году. Однако рекорд 2009 года по перечислению денежных средств в федеральный  бюджет уже побит. За восемь месяцев 2010 года а в доход федерального бюджета перечислено более 1 триллиона 400 миллиардов рублей. Ежесуточно таможней в федеральный бюджет перечисляется в среднем 7 миллиардов рублей.

Таким образом, эти факты, подкрепленные статистическими  данными о деятельности ЦЭТ, еще  раз подтверждают, что доля энергетических товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, продукты переработки газа) и линиями  электропередачи (электроэнергия) во всем объеме экспортируемых сырьевых товаров  и минеральных ресурсов очень  значительна и еще долгое время  будет оставаться одним из основных элементов поступления отчислений в государственный бюджет России.

 

3.2 Анализ внешней  торговли энергоносителями

 

Внешнеторговая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей  в январе-августе 2010г., т.е. до начала мирового финансового кризиса, была благоприятной, что способствовало росту экспорта России. Мировые цены на нефть находились на высоком уровне. Одновременно с ценой на нефть  повышались и цены на продукцию ее переработки.

Внешнеторговый оборот товаров  России по данным таможенной статистики в январе-августе 2010г. достиг 504,2 миллиарда  долларов США, что на 168,9 миллиарда  долларов, или на 50% больше, чем в  аналогичном периоде 2007г. При этом экспорт (327,5 миллиарда долларов) увеличился на 52%, импорт (176,7 миллиарда долларов) – на 47%. Рост экспортно-импортных  операций России был обусловлен результатами торговли как со странами СНГ, так  и странами дальнего зарубежья.

В рассматриваемом периоде положительное  сальдо торгового баланса России в целом составило 150,8 миллиарда  долларов США и возросло относительно аналогичного периода прошлого года на 59% из-за опережающего роста экспорта товаров.

В январе-августе 2010г. доля стран СНГ  в общем объеме внешнеторгового  оборота России незначительно снизилась  и составила 15%. Объем торговли России со странами СНГ равнялся 75,8 миллиарда  долларов США и возрос по сравнению  с январем-августом 2009г. на 47%. Прирост  стоимостного объема экспортно-импортных  операций России со странами СНГ был  обеспечен в большей мере за счет роста цен, влияние же физического  объема было менее значимым.

Информация о работе Правовой механизм перемещения товаров по линиям электропередачи