Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:49, контрольная работа
Данная тема занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует экономическая теория, какие проблемы она дл этого использует, какую роль играет в развитии общества. Сегодня человек не может считать себя приобщённым к образованию и культуре, если он не изучил и не овладел знаниями экономической теории.
Введение………………………………………………………………............2
1. Предмет экономической теории……………………………………………..5
2. Функции экономической теории…………………………………………...14
3. Методология экономической теории……………………………………....18
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………........24
Тесты
Познавательная
функция экономической теории состоит
в том, что в категориях и принципах,
законах и закономерностях
В
центре внимания экономической теории
находится человек с его
Развитие производства товаров и услуг невозможно без привлечения достижений всех наук, в том числе и экономических. В самом начале – использование накоплённого опыта, интуиция. Примерно с ΧӀΧ века на первый план выходит теоретическая наука. На этом этапе закономерна постановка вопроса о функциях экономической науки.
Во-первых, это познавательная функция которая в особых комментариях не нуждается. Здесь нужно отметить, что проведение экспериментов обходится дорого и затрагивает интересы значительного числа людей. Проводящаяся в России экономическая реформа на первых этапах представляла экономический эксперимент.
Экономической
теории, как и любой науке, свойственно
теоретико-познавательная функция. Она
объясняет закономерности, процессы
и явления экономической жизни.
Актуальным становится внедрение в
экономику новых форм. Человеческой
деятельности, которые предусматривают
дематериализацию производства, но и
формируют ноосферно-
В
странах рыночной экономики, которые
развиваются, которые переходят
к рыночной экономике, безусловно,
длительное время национальное будет
преобладать над
Таким образом, экономическая теория не может ограничиваться простой констатацией фактов или описывать определённые экономические закономерности. Её теоретико-познавательную функцию должна дополнить практическая функция.
Так, невозможно решить проблему, например, реформы цен, не определившись в вопросах построения банковской системы, организации бюджета, налоговой политики, уровня монополизации народного хозяйства. Важным принципом разработки практических предложений на основе экономического анализа является учёт не только экономических, но и разнообразных социо-культурных факторов общественного развития. Можно высокопрофессионально исследовать исходя из глобального уровня серьёзные проблемы, с которыми сталкивается человечество, как ограниченность ресурсов или усиление неодинаковости условий жизни в странах с инертными экономическими системами.
Если
теоретико-познавательная функция
экономической теории направлена на
разработку методологических подходов
и принципов анализа социально-
С
теоретико-познавательной функцией связана
и воспитательная функция экономической
теории. Реализация воспитательной функции
в широком понимании
Содержанием
воспитательной функции экономической
теории является формирование экономической
психологии каждого человека, социальной
или профессиональной группы. Воспитательная
функция более тесно связана
с практической, чем с теоретико-
Раскрытие содержания воспитательной функции экономической теории возможно на основе изучения экономического поведения людей и факторов, которые его определяют. Они включают мотивацию, направленную на мышление, которое отражает экономические связи и отношения между субъектами, а также поступки, базирующиеся на традициях и на специальных знаниях.
Овладение экономической теорией является предпосылкой повышения социальной активности разных групп общества сознательного хозяйствования. Экономическая теория обосновывает ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы на удовлетворение потребностей.
Экономическая
теория выполняет и мировоззренческую
функцию, анализируя с помощью экономических
категорий и законов практики
хозяйственной жизни, даёт человеку
возможность познавать
Методологическая функция выступает в качестве теоретического фундамента целого комплекса экономических наук – отраслевых(экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта), функциональных (экономики труда, финансово-денежное обращение). Существует ряд экономических наук, которые находят на стыке различных отраслей знаний – экономическая география, история народного хозяйства, теория управления. Для них экономическая теория тоже служит теоретической основой.
Таким
образом, экономическая теория выполняет
ряд функций, которые характеризуют
её научную и общественную значимость.
Экономическая теория не только объясняет,
но и изменяет экономику.
Методология – это учение о способах, приёмах, методах научного познания, которые применяют для изучения своего предмета. Можно также дать ещё одно определение методологии.
Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, основанный на особых принципах построения в способах познания. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос с помощью как научных способов, приёмов познания действительности, экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития экономической системы.
Методология экономической теории предоставляет совокупность способов, приёмов познания экономических отношений людей и воспроизведения их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей. Экономические процессы и явления рассматриваются как в статике, так и в динамике. Конкретизируя научные выводы в виде тех или иных рекомендаций, экономическая теория выполняет практические функции по разработке основ экономической политики государства.
В
методологии общей
Позитивный подход основывается на философии позитивизма, признающей в качестве главного источника знания данных конкретных наук, которые не нуждаются в собственно методологическом обосновании. Позитивизм сформировался в первой половине ΧӀΧ века, а позднее приняв форму неопозитивизма и логического позитивизма, а затем постпозитивизма.
Структуралистический подход представляет собой методологическое направление, делающее акценты на выявление структуры системы, совокупности отношений между её элементами. Этот подход сложился в различных областях научного знания в первой половине ΧΧ века. Характерными чертами этого подхода можно считать: стремление к упорядоченности элементов, приоритетов структуры системы над содержанием её элементов и над историей. Диалектический подход связан с диалектикой как наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В системном виде был разработан в конце ΧVӀӀӀ – начало ΧӀΧ веков немецкой классической философией, а затем получил развитие в форме материалистической диалектики у Карла Маркса, которые впервые применил диалектический подход в политической экономии. Этот подход нацеливает на выявление глубинных причинно-следственных связей, скрытых на поверхности. Диалектический подход разграничивает сущность и явление, содержание и форму, необходимость и случайность, возможность в действительность.
Синтетические подходы получили распространение в экономической теории, что называлось стремлением преодолевать имевшееся в рамках одного предмета односторонности. Методологической основой системы экономических наук является экономическая теория.
Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным объектам исследования. Также объекты рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей единого целого. Возможность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем.
С
методом анализа и синтеза
логически связано деление
Микроэкономический подход близок к методу анализа. Макроэкономика, базируется на методе синтеза. Инструкция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных факторов к общему выводу – это индукция, а рассуждения в обратном направлении(от общего положения к частным выводам) – называют дедукцией. Смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов.
Исторический
и логический методы тоже применяются
в единстве. Здесь подробное изучение
социально-экономических
Исторический подход к анализу хозяйственной деятельности таит в себе существенные недостатки. Активно используется метод – моделирования, оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу – модели, которая замещает сам объект исследования.
Особенно эффективно моделирование на компьютерах, которое позволяет просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона. Метод научных абстракций – это особый мыслительный приём, который позволяет формулировать те или иные понятия так называемые абстракции, или категории. Люди в своей жизни используют великое множество разнообразных абстракций на каждом шагу.
Метод научных абстракций, предполагает отказ от анализа поверхностных сторон явления с целью раскрытия его внутренних и существенных связей. Результатом применения этого метода становится обоснование экономических категорий. Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, что рассмотрение экономического явления или процесса в определённом аспекте.
В экономической теории применяется ещё один философский метод – метафизика. Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какая-та часть системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений.
Таким
образом, исследуя хозяйственные процессы,
экономическая теория применяет
ряд общенаучных методов
Информация о работе Предмет, функции и методология экономической теории