Предмет, функции и методология экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:49, контрольная работа

Описание

Данная тема занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует экономическая теория, какие проблемы она дл этого использует, какую роль играет в развитии общества. Сегодня человек не может считать себя приобщённым к образованию и культуре, если он не изучил и не овладел знаниями экономической теории.

Содержание

Введение………………………………………………………………............2
1. Предмет экономической теории……………………………………………..5
2. Функции экономической теории…………………………………………...14
3. Методология экономической теории……………………………………....18
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………........24
Тесты

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по микроэкономики..docx

— 52.67 Кб (Скачать документ)

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Написав контрольную работу можно подвести некоторые итоги. Развитие предмета экономической теории в её политическом аспекте очень многообразно. Экономическая  теория выражает закономерности развития экономики. Существуют различные представления  об экономике. Обыденное понимает экономику  включает народное хозяйство страны в целом, его виды и отрасли  материального производства и непроизводственный сферы.

      Экономическая теория в узком смысле слова –  это частная совокупность взаимосвязанных  между собой научных понятий  и суждений. Совокупность теорий разного  уровня составляет экономическую теорию в широком смысле слова.

      Таким образом, экономические теории строятся из соответствующих понятий –  экономических категорий и включают, как правило, следующие элементы:

  • исходные посылки;
  • теоретические модели;
  • теоретические утверждения или выводы;
  • свидетельства правдоспособности теоретических выводов.

      Начиная с 80-ых годов ΧΧ века в экономической  методологии сложились новые  подходы – риторический и институционально-социологический, которые рассматривают экономическую  науку в единстве собственного научного сообщества. Разнообразие направлений  и школ экономической мысли с  разными, несовместимыми методологическими  установками, потребовало переосмысления прежних представлений о возможности  установления общего и обязательного  методологического стандарта.

      Наиболее  сложной задачей является моделирование  экономических процессов и систем. Математическое моделирование в  экономике достаточно сложно. Сложность  обусловлена тем, что экономика  – многомерная система, характер функционирования и развития которой  носит стохастический характер. Следовательно, характеристика состояния модели определяется через законы распределения их вероятностей.

      Проведение  экономических реформ в России обусловлено, по существу, отказ от марксовой  политической экономики и переход  к использованию достижений современной  экономической науки. 

В современной  экономической методологии широкое  признание находит принцип методологического  плюрализма, согласно которому учёный свободен в выборе средств исследования. В этих условиях меняются функции  экономической методологии.

      Традиционная  нормативная функция теряет былое  значение. Методология становится дескринтивно-аналитической  изучающей новые методы. Экономическая  теория, подобно любой науке, имеет  свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого  предмета приёмы изучения, совокупность которых составляет метод.

      Предмет и метод тесно связаны друг с другом. Поэтому экономическая  теория использует общенаучные методы исследования, как анализ и синтез индукцию и дедукцию, равновесный  и неравновесный принципы, количественные и качественные оценки.

      Таким образом, работу можно считать законченной, так как данный план полностью  раскрывает тему работы об экономической  теории, её функциях и методах.

          
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Алиев И.М. [и др.]: Экономика труда: учебник, Ростов н/Д: феникс,  2009,- С.393, [1].
  2. Агапова Т.А. Макроэкономика [Текст]: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серёгина, под общей ред. А.В. Сидоровича – М., 2009.
  3. Камоев В.Д. Учебник по основам экономической теории [Текст]: В.Д. Камоев и авт. Коллектив. – М., 2006.
  4. Курс экономической теории [Текст]: учебник/ под ред. И.А. Чепурина, Е.А. Киселёвой. – Киров, 2009.
  5. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие, - 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Финансы и статистика. 2003, - С.304.  

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тесты

Микроэкономика

Тема 1

Введение  в микроэкономику

Вариант 1

1. Ограниченность ресурсов означает, что:

    в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

2. Сформулируйте определения  понятий:

    а) коллективный экономический агент (совокупность учреждений и организаций), обеспечивающий фирмам и домохозяйствам те экономические блага (правопорядок, безопасность), производство которых рыночными методами оказывается неэффективным, – это государство.

     б) характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества – это редкость.

3. Верны ли следующие  утверждения (да, нет)?

         а) некоторые экономические блага имеются в наличии 

            в неограниченном количестве – нет;

         б) с развитием общества сокращается доля благ, удовлетворяющих

             первичные потребности, и растет  доля благ, удовлетворяющих 

             вторичные потребности – да.

4. Какие черты характерны  для административно-командной системы?

    д) верны  ответы б), г).

5. Если экономические  проблемы решаются  как с помощью  рыночных механизмов, так и на основе  государственного  вмешательства, то  экономика:

    г) рыночная.

Темы 2, 3

Основы  теории спроса и предложения

Эластичность  спроса и   предложения

Вариант 1

1. Сформулируйте определения  понятий:

    а) обратная связь между ценой товара и  величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях) – закон спроса и предложения;

    б) графическое  выражение зависимости между  ценой товара и тем его количеством, которые продавцы могут и хотят предложить на рынке, – кривая спроса;

    в) блага, дополняющие друг друга в потреблении, – факторы спроса.

2. Верны ли следующие  утверждения (да, нет)?

    а) закон спроса утверждает: когда цена товара растет, спрос на этот товар тоже растет – нет;

    б) с ростом доходов потребителя кривая спроса на нормальный товар будет смещаться влево и вверх – да.

3. Если спрос падает, кривая спроса  сдвигается:

    а) вниз и влево.

4. Если рыночная  цена ниже равновесной  цены, то:

    б) возникает  дефицит товаров.

5. Если два товара взаимозаменяемы (например, чай и кофе), то рост цены на кофе приведет к:

    в) увеличению объема спроса на чай. 
     
     
     
     
     
     

Тема 4

Теория  производства и издержек

Вариант 1

1. Средние постоянные  издержки – это:

    б) бухгалтерские издержки на единицу продукции.

2. Верны ли следующие  утверждения (да, нет)?

    а) если при увеличении объема использования ресурсов на 15% выпуск возрастает на 25%, технология характеризуется возрастающей отдачей от масштаба – да;

    б) чем больше объем производства в фирме, тем меньше общие постоянные издержки – нет;

    в) специализация может привести к положительному эффекту масштаба – да.

3. Сформулируйте определение  понятия:

    Издержки, величина которых остается постоянной при изменении объема выпуска продукции – постоянные издержки.

4. В долгосрочном  периоде все факторы  производства рассматриваются  как:

    д) все  ответы неверны. 
     

Темы 5, 6

Экономическое поведение фирмы  в условиях совершенной  и несовершенной  конкуренции

Вариант 1

1. Верны ли следующие  утверждения (да, нет)?

    а) кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон – нет;

    б) монополия  скорее всего увеличит предлагаемое количество товара, если спрос на него возрастет – да.

2. Понятие совершенной  конкуренции предполагает, что:

    б) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы.

3. Если фирма, действующая  на совершенно  конкурентном рынке,  сократит предложение  своей продукции,  то это:

    в) приведет к росту рыночной цены продукции.

4. Характерными чертами  монополистической  конкуренции являются:

    в) дифференциация выпускаемого продукта. 

 

Информация о работе Предмет, функции и методология экономической теории