Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:52, курсовая работа
В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.
Предпринимательство набирает силу, охватывая все новые сферы экономики и социальную слабость. Его успешное развитие может происходить при наличии таких необходимых условий, как частная собственность и свобода экономической деятельности.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности в РК……………5
Развитие предпринимательства в Казахстане ………………………...5
Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса ……………………………………………..8
Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства
в Казахстане…………………………………………………………………11
2.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса в РК……………..11
2.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства ………………..13
Глава 3. Эффективность развития малого и среднего бизнеса в Северном регионе Казахстана…………………………………………………………17
3.1 Пути развития малых и средних предприятий в условиях Северного
региона Казахстана…………………………………………………………17
3.2 Статистические данные развития малого и среднего бизнеса в
Костанайской области……………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………..26
Приложения…………………………………………………………
Кафедра Экономической теории
Курсовая работа
Дисциплина Финансы
Специальность 050509 - Финансы
Руководитель:
Костанай, 2009
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Сущность
предпринимательской
Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства
в Казахстане……………………………………………………
2.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса в РК……………..11
2.2 Проблемы
малого и среднего
Глава 3. Эффективность
развития малого и среднего бизнеса
в Северном регионе Казахстана………………………………
3.1 Пути развития малых и средних предприятий в условиях Северного
региона Казахстана……………………………………………………
3.2 Статистические данные развития малого и среднего бизнеса в
Костанайской
области……………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..26
Приложения……………………………………………………
Введение
В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.
Предпринимательство
набирает силу, охватывая все новые
сферы экономики и социальную
слабость. Его успешное развитие может
происходить при наличии таких
необходимых условий, как частная
собственность и свобода
В Республике интенсивно создаются все предпосылки развития предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой создается прочная экономическая основа для развития предпринимательства.
Как известно, рынок является средой существования предпринимательства. В республике Казахстан происходит формирование рынков разнообразной формы. Эта задача является одной из долгосрочных приоритетов. Динамично развивается инфраструктура рынка – биржи, банки, страховые компании, аудиторские, консалтинговые фирмы и т.д.
В Республике Казахстан
принимаются широкомасштабные меры
по государственной поддержке
С развитием и углублением экономической реформы, все большее число хозяйственников вступает в предпринимательскую сферу. Этот процесс будет нарастать. Многим из них, впервые вступивших в эту сферу, необходимо приобрести знания и навыки по основам предпринимательства. Предпринимателю необходимо глубоко знать, прежде всего, законодательную и нормативную базу организации предпринимательского дела в Казахстане и методические подходы к регулированию финансово – экономических отношений, кредитованию, оплате труда и т.д.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому и среднему предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Целью данной работы является дать характеристику сущности малого и среднего предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.
Задачи курсовой работы:
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава
1. Сущность предпринимательской деятельнос
В Казахстане о предпринимательстве заговорили в начале 90-х годов, с началом перестройки. В это время началось так называемое «комсомольское предпринимательство», когда наиболее активные люди, в основном комсомольские лидеры начали создавать кооперативы на базе центров научно-технического творчества молодежи. Были созданы льготные условия кредитования. Более того, в условиях нарастающей инфляции именно эта первая волна предпринимательства сумела не только выстоять, но и накопить необходимый так называемый первоначальный капитал, поскольку в кредит выдавались «дорогими», а возвращались назад «дешевыми». Малое предпринимательство в Казахстане прошло 4 этапа:
Первый этап развития малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990) характеризуется внедрением новых форм собственности, началом формирования предпринимательской культуры. В качестве основных проблем этого этапа можно назвать трудности доступа к сырью и производственным площадям, бюрократические преграды при регистрации кооперативов.
Второй этап в развитии малого бизнеса Казахстана (1991-1996) проходил в условиях перехода от административно – командной к рыночной экономике. На этом этапе, этапе приобретения Казахстаном суверенитета наблюдался резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности, Однако, начиная с 1994 года, отмечалось снижение предпринимательской активности, вызванное непомерными налогами и высокими банковскими процентными ставками.
На третьем этапе развития малого бизнеса в условиях становления рыночных отношений (1997-2000) наблюдалась активизация деятельности в секторе малого бизнеса, усиление государственной поддержки малого бизнеса, развитие неправительственного сектора поддержки малого бизнеса.
Четвертый этап, этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001-2006) характеризуется активной финансовой поддержкой малого бизнеса через банки второго уровня и микрокредитные организации, созданием лизинговых компаний, бизнес - центов, бизнес - инкубаторов, Центров поддержки предпринимательства.
Количество малых предприятий изменялось на каждом этапе ( см. Таблица 1). Если на конец первого этапа 1990 года в республике насчитывалось 12400 малых предприятий, то к концу четвертого этапа 2006 года их уже стало 743000, увеличение произошло в 60 раз. Численность занятых с сфере малого бизнеса за этот период увеличилась в 5 раз: если в 1990 году она составляла 302600 человек, то в 2006 году здесь уже работает 1514000 человек, что составляет 19,8% от общего числа занятых. Для сравнения в развитых странах в сфере малого бизнеса работает более половины всех занятых.[17]
Таблица 1
Количественные характеристики развития малого бизнеса по состоянию на конец этапа
Этапы |
Количественные характеристики малого бизнеса, по состоянию на конец этапа | |
Количество малых предприятий, тыс. ед. |
Численность занятых, тыс. чел. | |
Этап1. Развитие малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990) |
12,4 |
302,6 |
Этап2. Развитие малого бизнеса в условиях перехода Казахстана от административно-командной к рыночной экономике (1991-1996) |
35,2 |
358,8 |
Этап3. Малый бизнес в условиях становления рыночных отношений (1997-2000) |
88,0 |
591,2 |
Этап4. Этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001-2006) |
743 |
1514 |
За 20 лет развития казахстанского предпринимательства, зародившегося еще в условиях Советского Союза, принято огромное количество нормативно-правовых документов.
Первым законом, легализовавшим предпринимательскую деятельность еще в бывшем Советском Союзе, был Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР», принятый в 1987 году. В 1988 году был принят «Закон о кооперации». Началось массовое создание кооперативов, товариществ.
Однако в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры немногие кооперативы устояли. Принятые позже в 1988-1991 годы законы о аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности несколько либерализовали экономическую обстановку. В целом, собственность оставалась государственной и небольшие послабления в виде аренды лишь в некоторой степени стимулировали предпринимательскую активность.
С приобретением независимости в 1991 году Казахстан издал целый ряд Законов в поддержку предпринимательской активности. В Казахстане толчком к развитию предпринимательства послужили такие законы, как Закон «О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства в Казахстане» (1991), Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства» (1992). Уже на начало 1991 года количество частных предприятий составило 12,4 тысяч с общим числом занятых – 302,6 тысячи человек. На 1 апреля 2006 года число субъектов малого предпринимательства составило 743,482 тысячи, в них было занято 1514 тысяч человек. Однако в отраслевой структуре малого бизнеса продолжает большую часть занимать торговля вместе с ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 40,4%; 26,4% малых фирм задействованы в сельском хозяйстве, на транспорте – 7,6%, в строительстве – 3,5%, в промышленности – 2,4%.
Такая структура говорит о том, что серьезного поворота в сторону производственной деятельности в секторе малого бизнеса, к сожалению, еще не произошло. Основные причины такого положения – это большие сроки окупаемости инвестиций в производственную сферу, недостаточная поддержка государства производственных структур, низкая конкурентоспособность производимых товаров.[16]
В последующие годы новый импульс развитию предпринимательства придали указы Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года №3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 года № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, предполагается создать и организовать работу Агентства по поддержке малого предпринимательства в составе Министерства экономики и торговли – первом специальном государственном органе по развитию малого бизнеса в Казахстане.
Кроме того, было
предусмотрено создание фонда поддержки
предпринимательства при
Информация о работе Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан