Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.
Предпринимательство набирает силу, охватывая все новые сферы экономики и социальную слабость. Его успешное развитие может происходить при наличии таких необходимых условий, как частная собственность и свобода экономической деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности в РК……………5
Развитие предпринимательства в Казахстане ………………………...5
Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса ……………………………………………..8

Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства
в Казахстане…………………………………………………………………11
2.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса в РК……………..11
2.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства ………………..13

Глава 3. Эффективность развития малого и среднего бизнеса в Северном регионе Казахстана…………………………………………………………17
3.1 Пути развития малых и средних предприятий в условиях Северного
региона Казахстана…………………………………………………………17
3.2 Статистические данные развития малого и среднего бизнеса в
Костанайской области……………………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………..26
Приложения…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Предпринимательство Бертазина Жанна ф43.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

 

И если нынешняя ситуация в строительстве и финансовой сфере имеет краеугольное значение лишь для определенной части казахстанских граждан, то для большинства казахстанцев более важен вопрос о питании, одежде и насущных повседневных услугах. Наличие которых на рынке обеспечивают отнюдь не банки и строительные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса.

В развитых странах мира малый и средний бизнес давно  называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий  МСБ. И, понятно, что правительства  данных стран всячески стараются поддерживать и развивать такие предприятия.

У нас же то, что малый  и средний бизнес нуждается в  поддержке, поняли не сразу и не вдруг. Тем не менее, сейчас много делается для создания наиболее благоприятного климата. В частности, с 1 января 2008 года снижены процентные ставки по ряду налогов. Продолжается работа по совершенствованию законодательной базы. Однако остается еще много серьезных барьеров, преодолеть которые многим бизнесменам удается с трудом.

Роль малого бизнеса в  экономике остается по-прежнему незначительной. Несмотря на то, что государственные чиновники любого уровня довольно часто повторяют о поддержке малого и среднего бизнеса, действия правительства, по ее мнению, говорят об обратном.

Создание на бюджетные  деньги социально-предпринимательских корпораций в регионах направлено на подавление развития самостоятельного малого и среднего бизнеса, и поддержку только тех, которые войдут в СПК. То есть, правительство и местные органы власти сами хотят "рулить" бизнесом. На самом деле от государства требуется только формирование стратегии, правового поля и современной инфраструктуры для бизнеса, решение вопросов налогообложения, доступности кредитных ресурсов, контроль за соблюдением трудового и экологического законодательств. То есть все то, что можно назвать бизнес-средой.[10]

Всемирный экономический  Форум в 2007 году в очередной раз снизил рейтинг конкурентоспособности Казахстана (с 56 до 61) и отметил следующие препятствия для ведения бизнеса: коррупция, несоответствие квалификации работников, налоги, доступ к финансированию, недостаточное обеспечение инфраструктурой, бюрократические процедуры, криминалитет.

С этим трудно поспорить. Любой бизнесмен в своей повседневной работе постоянно сталкивается с этими проблемами. Одна растаможка товара чего стоит. Тут тебе и бюрократические процедуры, и недостаточное обеспечение инфраструктурой, и криминалитет. В связи с этим возникает вопрос, что же все-таки может помочь развитию отечественного малого и среднего бизнеса?

Экономисты  считают, да и практика показывает, что чрезмерная зарегулированность препятствует развитию малого и среднего бизнеса, роль государства должна заключаться  в поощрении конкуренции, а не вмешательстве в конкурентную среду в виде одного из игроков. Главное, что может сделать правительство, - это создать наиболее благоприятную бизнес-среду. Устранить коррупцию, так как она является главным препятствием для развития конкурентной среды. Ожидать, что бизнес-среда улучшится, если растет уровень коррупции - утопия.

Взаимодействие  власти и бизнеса на сегодняшний  день заключается в том, что чиновники  любого уровня "крышуют" тот или  иной бизнес. Необходима независимая  оценка деятельности и продуктивности государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции. Нужны единые требования к правилам проведения различных проверок. Как результат следует рассматривать не количество штрафных санкций, выставленных предприятиям МСБ, а улучшение условий для их деятельности. В связи с вышесказанным приходят на ум мысли об иностранных партнерах и инвестициях. Может они сумеют как-то позитивно повлиять на развитие нашего МСБ?

Думая об этом, следует различать отрасли экономики, которые представляют интерес для иностранных инвесторов. Возможно, деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, обслуживающих добывающий сектор имеет больше шансов для инвестиций. Другие секторы вряд ли будут им интересны. Сейчас у нас нет ясных критериев для отнесения предпринимателей к категории "малых", учитывающих отраслевые факторы. В этой связи следует разработать критерии для производственных малых предприятий по отраслям экономики и предусмотреть формы их поддержки. В зарубежных странах определение критериев малого бизнеса, форм и методов его государственной поддержки осуществляется на основе отраслевой принадлежности предприятий, и это представляется разумным.

Получается, что  на иностранных братьев по разуму надежды маловато. Придется развиваться  самим. И потому очень хотелось бы знать, что ждет в ближайшем будущем нашу экономику.

В Центре Анализа общественных проблем считают, что события, произошедшие в последнем квартале 2007 г. будут оказывать влияние на ближайшие тенденции в экономике в 2008-2010 гг. Правительство столкнулось с серьезными вызовами: ростом инфляции, проблемами в банковском и строительном секторе.

Инфляция сохраняется  на высоком уровне, деньги дорожают, процентные ставки растут, что сказывается  на снижении деловой активности, потребительских расходах.[16]

Меры, принимаемые  Правительством для решения этих проблем неадекватны и могут  привести к временной стагнации, а в дальнейшем - к рецессии. Имеется  в виду решение за счет бюджета  кредитовать на 4 млрд. долларов строительный сектор, банки, малый и средний бизнес.

При этом многие экономисты сходятся в одном, что  в 2008 г. экономика еще может балансировать  на грани экономического спада, а  далее мы неизбежно придем к кризису, о котором так много говорят.

Если правительство, как и прежде, будет руководствоваться иллюзиями и вкладывать деньги в "прорывные" проекты "Казыны", СПК и другие амбициозные "проекты века", то долго это не продолжится и приведет к тому, что Казахстан станет одной из тех стран, которые называют "failure state".

Отрадно и то, что экономисты считают - девальвация нам в ближайшее время не грозит. Так как в последние годы из-за значительного притока валюты из-за рубежа: от экспорта ресурсов, заимствования банков, компаний, - тенге укреплялся по отношению практически ко всем валютам стран-торговых партнеров - доллару, евро, рублю.

Например, самый  дешевый тенге был в 2002 г.: среднегодовой  обменный курс стоял на отметке 153,3 тенге за доллар, тогда как 2008 г. мы встретили с курсом 121 тенге за доллар.

Замедление  темпов притока валюты из-за рубежа снизит давление на обменный курс тенге, к тому же рост инфляции тоже будет сказываться на его обесценивании. Учитывая, что предстоят значительные выплаты банковских долгов зарубежным кредиторам (а правительство пообещало поддержать их), нужно полагать, что сейчас невыгодно проводить девальвацию. Ведь внешний долг удобно выплачивать при дорогом тенге: когда банки скупают на валютном рынке доллары, им выгоднее отдавать за них меньшее количество тенге.

Остается добавить - да будет так. И, если будет, то может быть нашим малым и средним предприятиям удастся удержаться на плаву, а большинству из нас - на грани приличного уровня жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эффективность развития малого и среднего бизнеса в Северном регионе Казахстана

 

    1. Пути развития малых и средних предприятий в условиях северного региона Казахстана

 

Малые предприятия  становятся важнейшей хозяйственной  инфраструктурой, способствующей стабилизации экономики и стимулирующей ее экономический рост. В таких странах  как Китай, Венгрия, Польша, Германия малые предприятия выступают фактором, формирующим не только экономическую стабильность, но и создающим устойчивую траекторию экономического роста. За счет таких предприятий страны сумели привлечь необходимые объемы инвестиций и расширили внутренний рынок.

Первые кооперативы, ставшие прообразом будущих малых  предприятий, демонстрировали высокую  оплату труда. Наблюдалось, что заработная плата в кооперативах и на первом этапе в малых предприятиях порой  кратно превышала уровень заработной платы в крупных государственных предприятиях и организациях. Однако, постепенно, в силу двунаправленности процесса – повышения среднего уровня заработной платы в государственном секторе и стабилизации уровня оплаты труда в секторе малых предприятий, происходит выравнивание уровней оплаты труда.

Динамика объема продукции, производимой малыми предприятиями  северного региона РК, указывает  на то, что данный сектор постепенно увеличивает темпы роста. Так, если в начале 90-х годов в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, научном обеспечении наблюдался рост объема производства, то с середины 1996 года происходит свертывание тенденций повышения, прежде всего в промышленности, строительстве, научном обеспечении. За этим структурными тенденциями последовало свертывание общей тенденции роста по национальному хозяйству. С 1999 года ситуация меняется в лучшую сторону. Темп роста объема производимой продукции увеличивается. [1]

В Северном регионе, как и в целом по республике, сферой наибольшей концентрации малого и среднего предпринимательства является торговля, которая является наиболее приемлемой формой  малого и среднего бизнеса, так как не требует больших материальных вложений и позволяет достаточно быстро осуществлять оборот финансовых средств. Следующим приоритетным звеном является сельское хозяйство, удельный вес которого в 2007 году составлял 28,1%, в том числе по Акмолинской области 33,4%. По Северному региону наибольший удельный вес по производству продукции сельского хозяйства приходится на Северо – Казахстанскую область (43,1%), наименьший – на Павлодарскую область (12,3%).

В отраслевой структуре  основная часть работников малых  предприятий занята в сфере торговли (30%), а наименьшая в аграрном секторе (10,7%). Это объясняется тем, что данная сфера деятельности менее доступна для предприятий малого бизнеса, так как здесь требуется определенные капиталовложения и оборот финансовых средств происходит в довольно длительный срок.

Распространение сети малых предприятий указывает  на то, что развитие малого предпринимательства происходит в тех регионах, где имеются объективные предпосылки к созданию рыночной инфраструктуры и рыночных отношений. Малому предпринимательству предоставлялись разные льготы , в том числе прямое финансирование за счет средств государственного бюджета.

В динамику развития малого предпринимательства внесла существенную коррективу модель шоковой  терапии, основные черты которой  состоят в следующем: высокие  темпы роста малых предприятий, рост численности занятости в  них населения, расширение отраслевой направленности малого и среднего предпринимательства. К основным параметрам модели шоковой терапии относились: либерализация цен, введение налогового прессинга, высокая инфляция, стремительное обесценивание сбережений населения, резкий рост процентных ставок банковского кредита. Эти макроэкономические параметры оказались формирующими модель малого предпринимательства данного периода. Во-первых происходит активный рост числа малых предприятий. Такому повороту способствовало главным образом два явления: резкое обесценивание вкладов граждан и дефицит товаров и услуг сопровождаемый либерализацией цен. Дефицит товаров и услуг и невозможность его устранения посредством крупных предприятий стал стимулировать развитие сферы малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, произошло структурирование по отраслям экономики. Первое место заняла сфера услуг. Одновременно происходит рост числа малых предприятий в сфере сельского хозяйства и агропромышленном комплексе.

Однако модель шоковой терапии, по признанию большинства экспертов, малопродуктивна для быстрого и эффективного развития сферы малого предпринимательства. Особенно негативно ее влияние сказалось на развитии малого предпринимательства и сферы реальной экономики, в частности, в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе, главным образом в силу растущей инфляции между сельским хозяйством и другими отраслями.

Смена  модели шоковой терапии на более консервативную, либеральную привело к тому, что  в сфере малого предпринимательства стали формироваться нормальные рыночные технологии. Основными параметрами этой технологии становится конкуренция. Это стимулировало повышение качества и рост разнообразия товаров и услуг, предоставляемых малыми предприятиями. Постепенно стали создаваться новые хозяйственные связи, которые в условиях разрушающихся систем прежних связей, оказались в этот период достаточно эффективными. Малые предприятия взяли на себя функции по снабжению и сбыту продукции и, в конечном счете стали формировать сеть новых внутрикооперационных связей в определенных сегментах рынка.[16]

Так по состоянию  на 2007 год численность предприятий  малого бизнеса резко возросла и  составила 226,9 тыс. юридических лиц, в том числе малые предприятия – 213,3 тыс., средние – 11,5 тыс. предприятий. Доля субъектов малого предпринимательства составила 94%, а количество занятых в них работников достигло 770тыс. человек. За 2006-2009 гг. число малых предприятий в аграрном секторе выросло на 15,7%.

Эффективная деятельность малых предприятий во многом определяется системой налогообложения. В 2007 году, по сравнению с 2006 годом, наблюдалось увеличение налоговых поступлений в бюджет от субъектов малого предпринимательства на 10,1% (на 17,8 млрд. тенге). В 2008 году налоговые поступления в бюджет от малого предпринимательства, по предварительной оценке, превысят 19 млрд. тенге.

Важное значение в формировании политики малых предприятий  имеет их структура по формам собственности. Общепринятые считается, что малое  предпринимательство является имманентной  структурой частной собственности. В некоторых исследованиях указывается, что малые предприятия выступают антиподом крупным предприятиям, находящимся в основном в государственной собственности. Однако нам представляется, что неверно противопоставлять в таком контексте эти два вида организации хозяйственной деятельности. Очевидно, более правильным было бы понимать малый предприятия как такой тип организации предпринимательской деятельности, который не противостоит, а дополняет функционированием крупных предприятий и хозяйств. Последнее диктуется природой крупных и малых предприятий. Малые предприятия по своей природе нацелены на освоение таких ресурсов, которые для крупных предприятий не эффективны и даже не доступны. Но это совершенно не означает, что малые предприятия должны быть исключительно негосударственными, и даже частными. На против, мы считаем, что малые предприятия удачно вписываются в систему многообразия форм собственности.

Информация о работе Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан