Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.
Предпринимательство набирает силу, охватывая все новые сферы экономики и социальную слабость. Его успешное развитие может происходить при наличии таких необходимых условий, как частная собственность и свобода экономической деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности в РК……………5
Развитие предпринимательства в Казахстане ………………………...5
Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса ……………………………………………..8

Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства
в Казахстане…………………………………………………………………11
2.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса в РК……………..11
2.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства ………………..13

Глава 3. Эффективность развития малого и среднего бизнеса в Северном регионе Казахстана…………………………………………………………17
3.1 Пути развития малых и средних предприятий в условиях Северного
региона Казахстана…………………………………………………………17
3.2 Статистические данные развития малого и среднего бизнеса в
Костанайской области……………………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………..26
Приложения…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Предпринимательство Бертазина Жанна ф43.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

В 1997 году были введены Закон «Об индивидуальном предпринимательстве» и Указ Президента РК «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства». В это время наблюдается процесс укрупнения одних фирм и банкротства других, не выдержавших налогового пресса и конкуренции. Такая тенденция привела к общему сокращению численности малых предприятий, часть из которых сменила свою организационно – правовую форму.

В последние  годы (2001-2006 годы) принимаемые законы и нормативные акты касались в  основном таких вопросов, как упрощение регистрации; упорядочение числа проверок субъектов малого предпринимательства; сокращение количества лицензируемых видов деятельности. В эти годы в Казахстане продолжают разрабатываться специальные Государственные программы поддержки малого предпринимательства. За эти годы приняло 5 таких программ, начиная с 1992 года, заканчивая 2006 годом.[17]

Важным шагом  для развития франчайзинга в Казахстане является принятие Закона «О комплексной  предпринимательской лицензии (франчайзинге)». Закон «О микрокредитных организациях», принятый в 2003 году способствовал развитию небанковских финансовых учреждений, расширению доступа предприятий малого бизнеса к микрокредитным ресурсам. Наконец, Закон РК «О частном предпринимательстве», принятый в феврале 2006 года, обобщил в едином законодательном акте все предыдущие нормативные акты по вопросам предпринимательства. Таким образом, малое предпринимательство получило единый закон, регламентирующий взаимоотношения бизнеса и государства.

 

 

1.2 Предпринимательство  – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса

 

Предпринимательство – особая область человеческой деятельности, которая отличается от других видов труда. На это в сове время обратив внимание известный немецкий экономист, профессор Гарвардского университета Иозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950 гг.), который писал: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие».[5]

С другой стороны  предприниматели – это прежде всего организаторы предпринимательских  единиц, о чем писал в свое время  французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832 гг.): «Предприниматель – человек, организующий людей в рамках производственной единицы».

Термин «предпринимательство»  впервые ввел Ричард Кантильон (1650-1734 гг.) – английский экономист, который  вкладывал в это понятие инициативу человека по организации производства с целью получения доходов в условиях рыночного риска.

В экономической  литературе часто отожествляют такие  понятия как предпринимательство  и бизнес. Бизнес и предпринимательство  понятия родственные, но нетождественные. Бизнес – любой вид деятельности, приносящий доход. Бизнес тесно связан с предпринимательской деятельностью. Но предпринимательство – это не только деятельность, направленная на получение дохода, но и новаторство. Настоящий предприниматель – это изобретатель. Поэтому люди, занимающиеся бизнесом, не все, с этой точки зрения, являются предпринимателями.[3]

В экономической  науке существует такое понятие  как «предпринимательская способность» - способность человека открывать  новое в бизнесе, а это делать могут далеко не все участники бизнеса. Быть энергичным, заставлять себя работать тогда, когда остальные спят, путешествуют, развлекаются, быть настойчивым, целеустремленным, коммуникабельным, то есть обладать способностью легко устанавливать с людьми контакты, связи, строить хорошие взаимоотношения, видеть мир иначе, чем его конкуренты. Подобными способностями обладают далеко не все бизнесмены. Итак, бизнес – это экономическая деятельность людей, приносящая доход. Предпринимательство – это тоже экономическая деятельность людей, связанная с получением дохода, но направленная на поиск нового в этой деятельности, способная идти на риск для осуществления нового.

Одним из важнейших  стратегических факторов устойчивого  экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве Казахстана, во всех сферах и отраслях производства, на каждом предприятии и в их объединениях.

Чтобы войти равным партнером в мировое хозяйство и мировой рынок, нужно сформировать предпринимательский тип воспроизводства в стране. Но и сам процесс создания воспроизводства предпринимательского типа невозможен в отрыве от мирового хозяйства. Ибо современный уровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах производства. Нужно обоснованно выбрать свою нишу в мировом рынке, используя преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное время Казахстан. Казахстан обладает богатыми основными факторами – природными ресурсами, но этого недостаточно для конкурентоспособности на мировых рынках. Чтобы иметь национальные издержки производства ниже мировых, необходимо экономное природопотребление. Это требует наличия особой производительной силы предпринимателей – и ее реализации в деятельности.

Предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который явится одним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношений в мировое хозяйство, нужно правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства.

В экономически развитых странах Запада идут по пути развития предпринимательства прежде всего в сфере производства, казахстанские «предприниматели» заняты прежде всего в посреднической сфере – торговле , банковском деле и т.д. До сферы производства не доходят их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания, квалификация и пр. Такой путь становления предпринимательства – это зацикливание на первоначальном пути его становления. В данном случае предпринимательство не становится фактором подъема экономики, а ведет к разбазариванию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.

Для экономического развития необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим  опытом. [9]

Конечно, для того, чтобы выжить в этой обстановке, приходиться учится и тому, как скрыть свои истинные доходы, иметь успех в спекулятивной деятельности, адаптироваться в криминальной, коррупционной, перераспределительной и другой атмосфере. Но такая «наука» не способствует формированию подлинных предпринимателей, способных получать устойчивый, высокий предпринимательский доход, а предпринимательским структурам быть устойчиво конкурентоспособным на региональном, национальном и мировых рынках. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.

     

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства в Казахстане.

 

2.1 Особенности  развития малого и среднего  бизнеса в Республике Казахстан

 

Необходимо  признать, что в условиях трансформации  экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

Малые предприятия  и в целом малый бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

Наибольшее  число активных предприятий в  региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область - 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская – 12-14 места (2,7%).

По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных малых предприятий (см. Приложение Таблицу 2).[19]

 Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской – 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%).

Данный показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса  в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.

В качестве других критериев уровня развития МП в регионах могли бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения.

В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны – 8,8%, Восточно-Казахстанской области – 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода (см. Таблица 3).

 

 

Таблица 3

Распределение регионов по доходу от реализации продукции (товаров, услуг) за первое полугодие 2009 г. продукции (товаров, услуг)

 

Регионы

Области, города

Удельный вес  в общем

доходе, в %

1

2

3

Центральный

Акмолинская, Карагандинская

8,1

Западный

Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская

11,6

Восточный

Алматинская, Восточно-Казахстанская

14,0

Северный

Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская

13,3

Южный

Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская

6,7

г. Астана

г. Астана

8,8

г. Алматы

г. Алматы

37,5

Итого по РК

 

100,0


 

 

Количество  МП на 1000 жителей является общепризнанным критерием развития малого предпринимательства.

Наиболее высокая  предпринимательская активность населения отмечается в городах Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и Астана (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской (1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской (1,7) областей. По крестьянским хозяйствам значительно опережает другие области Южно-Казахстанская область – 45,2 действующих крестьянских хозяйства на 1000 жителей сельской местности. Относительно хорошие показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской (22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство). Отстают по данному показателю Кызылординская (3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1) и Акмолинская (7,1), при среднереспубликанском уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства на 1000 сельских жителей. [20]

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам ре форм экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны. В связи с этим с большой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий республиканских, региональных и местных властей.

 

 

2.2 Проблемы  малого и среднего предпринимательства

Информация о работе Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан