Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование прибыли: сущность, виды и норма прибыли.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить задачи:
1) изучить теоретические основы прибыли;
2) исследовать виды прибыли, а именно норму прибыли, максимизацию прибыли;
3) рассмотреть повышение эффективности производства;
4) сформулировать обобщающие выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
4
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ..................................………
6
1.1. Понятие и сущность прибыли......................................................……….
6
1.2. Роль прибыли..............................................................................................
8
1.3. Функции прибыли......................................................................................
11
2.
ВИДЫ ПРИБЫЛИ..........................................................................................
14
2.1. Норма прибыли и виды прибыли..............................................................
14
2.2. Максимизация прибыли.............................................................................
16
3.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА......................
20
3.1. Факторы, влияющие на прибыль..............................................................
20
3.2. Совершенствование механизма формирования и распределения доходов предприятия........................................................................................
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................
28
Корме того, прибыль выступает основным внутренним источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, которые обеспечивают его развитие. Чем выше уровень прибыли предприятия в процессе его деятельности, тем меньше его потребность в привлечении внешних финансовых средств, что способствует финансовой устойчивости предприятия. При этом прибыль – постоянно воспроизводимый источник финансовых средств и ее воспроизводство при успешной деятельности осуществляется на расширенной основе.
Роль прибыли заключается и в том, что она является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Самовозрастание стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а следовательно, и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продажи.
Социальная роль прибыли проявляется в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, направляются на реализацию различных общегосударственных социальных программ, и в первую очередь эти средства направляются на поддержку социально незащищенных слоев населения. Кроме того, социальная роль прибыли предприятия проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, которая осуществляется путем финансирования отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы и т.п. [6, с. 97]
Прибыль играет и стимулирующую роль, так, прибыль полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке за счет неоправданно высоких цен на продукцию, создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, в результате чего происходит формирование конкурентной среды на таких рынках, что в конечном счете приводит к снижению уровня цен на данный вид продукции [7, с. 249].
Таким образом, как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
1.3 Функции прибыли
В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами. Прибыль бывает: нормальная, бухгалтерская, экономическая (чистая). [8, с.48]
Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) - альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то её доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы. Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Однако экономисты определяют прибыль иначе. Экономическая прибыль-это общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль предприятия).
Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. [9, с.241]
Прибыль — это первичный двигатель, или генератор, капиталистической экономики. Как таковая, прибыль воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернативных пользователей. Именно прибыль — или, лучше, ожидание прибыли — побуждает фирму осуществлять нововведения. А нововведения стимулируют инвестиции, общий выпуск продукции и занятость. Нововведения являются основным фактором экономического роста, и именно погоня за прибылью лежит в основе большинства нововведений. Однако ожидания прибыли очень изменчивы, ввиду того, что инвестиции, занятость и темпы роста нестабильны.
Вероятно, прибыль более эффективно выполняет задачу распределения ресурсов среди альтернативных видов производства. Предприниматели стремятся извлечь прибыль и избегать потерь. Появление экономической прибыли — это сигнал о том, что общество желает расширения данной конкретной отрасли. Фактически же вознаграждение в виде прибыли является не только стимулом к расширению отрасли; оно также выступает как финансовые средства, с помощью которых фирмы в таких отраслях могут увеличивать свои производственные мощности. Потери сигнализируют о желании общества сократить «больные» отрасли; потери «наказывают» предприятия, которым не удается приспособить свою производственную деятельность к выпуску товаров и оказанию услуг, предпочитаемых потребителем. Это не означает, что прибыль и потери приводят к распределению ресурсов, раз и навсегда ориентированному на предпочтения потребителей.
Таким образом, по результатам первой главы курсовой работы можно сформулировать следующие выводы: Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Роль прибыли заключается и в том, что она является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Социальная роль прибыли проявляется в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, направляются на реализацию различных общегосударственных социальных программ, и в первую очередь эти средства направляются на поддержку социально незащищенных слоев населения.
Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций: характеризует экономический эффект, обладает стимулирующей функцией, предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
2. ВИДЫ ПРИБЫЛИ
2.1 Норма прибыли и виды прибыли
Норма прибыли - отношение годовой прибыли к авансированному на ее получение капиталу (норма прибыли на активы, инвестиции) или к затратам, понадобившимся для ее получения (норма рентабельности). Принято считать, что норма прибыли (рентабельность) от 15 до 50% вполне приемлема, а свыше 100% относится к сверхприбыли. При этом следует иметь в виду, что авансируемый капитал способен приносить прибыль в течение ряда лет.
Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности. Показатели рентабельности и их виды: Существует великое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности предприятия. Он вычисляется по формуле: [10, с. 219]
где Р - общая экономическая рентабельность;
П - сумма прибыли (валовой или чистой);
Т - объем товарооборота ( без НДС).
Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:
где П - сумма прибыли торгового предприятия;
К – средняя величина собственного капитала.
Этот показатель имеет важное значение для акционеров предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала. [11, с. 59]
Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения), рентабельность затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов предприятиями.
Показатели прибыли можно классифицировать следующим образом.
1. По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и прочие доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
2. По составу включаемых элементов различают: маржинальную (валовую) прибыль; прибыль от реализации продукции; общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль); прибыль до налогообложения; чистую прибыль.
3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют: прибыль от обычной (традиционной) деятельности; прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия.
4. По характеру налогообложения различают: налогооблагаемую прибыль; и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
5. По степени учета инфляционного фактора различают: номинальную прибыль; и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль делится на: бухгалтерскую; экономическую. Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и не явные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на: капитализированную (нераспределенную); и потребляемую.
Капитализированная прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.
Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности.
2.2 Максимизация прибыли
Валовой доход - исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход предприятия, фирмы, полученный в результате производства и продажи продукции, товаров, услуг.
Валовой доход (англ. gross income) - экономический показатель, характеризующий вновь созданную трудом стоимость. Валовой доход выражает суммарный годовой доход предприятия, организаций, полученный в результате производства и продажи продукции, товаров и услуг; определяется как разница между выручкой и материальными затратами на производство и сбыт продукции. Включает средства на оплату труда и прибыль.
На величину «Валовой доход» большое влияние оказывает изменение цен. Поэтому «Валовой доход» определяется не только в действующих ценах, но и в ценах сопоставимых. В них оцениваются как выручка от продажи, так и материальные затраты. Показатель «Валовой доход » используется при планировании и оценке результатов деятельности торговых, заготовительных, снабженческих, сбытовых организаций.
Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, как изменится ее доход в результате этого сдвига в выпуске. Какой будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукции.
Информация о работе Прибыль - сущность, виды и норма прибыли